Безрассудная власть: почему в России разлюбили Путина?

Как раз в разгар президентских выборов в Украине на заседании Госсовета российский премьер-министр выступил с довольно странным заявлением. \"Мы постоянно должны думать над совершенствованием политической системы России, своевременно вносить необходимые коррективы, но действовать, конечно, нужно в этой сфере крайне аккуратно - ни в коем случае не допустить украинизации политической жизни России\", - отметил Владимир Путин.

Казалось бы, в подобных откровениях российского лидера нет ничего необычного. Практически все прошедшие пять лет для российского руководства и СМИ России Украина была главным «пугалом» - дескать, если будете хотеть большей демократии, то будет вам плохо. Приблизительно, «как на Украине».

Однако, если внимательно проанализировать ситуацию в самой России и «профессионализм» современной российской государственной элиты, можно прийти к неожиданному выводу – все те беды, которые с такой радостью живописуют московские масс-медиа, в не меньшей степени характерны и для современной России.

О том, что не все хорошо «в королевстве датском», вернее, в Кремле и Белом доме, даже самым записным оптимистам стало понятно, когда украинские дипломаты не без удовольствия «возили» своих российских коллег на протяжении всей эпопеи с назначением посла РФ в Украине Михаила Зурабова.

Напомним, что эта грустная история саморазоблачения началась в августе прошлого года. 10 числа Дмитрий Медведев направил в адрес Виктора Ющенко открытое письмо, в котором сообщил, что отказывается направлять посла в Киев до тех пор, пока у власти на Украине остается «антироссийское руководство».

Украинский МИД не преминул ехидно заметить, что подобный демарш просто невозможен из-за отсутствия самого факта назначения российского посла. Кремль понял свою промашку и попробовал выкрутиться, из-за чего попал уже в совершенно глупое положение: администрация Медведева отметила, что указ о назначении Зурабова, дескать, был подписан за несколько дней до того, как российский президент направил свое открытое послание Виктору Ющенко. А потом на сайте Министерства иностранных дел России обнародован указ о назначении Михаила Зурабова послом Российской федерации в Украине. И это позволило поймать Кремль на откровенной лжи.

Во-первых, документ был опубликован только на интернет-странице внешнеполитического ведомства, а на сайте президента его не было - опубликован только указ об увольнении Зурабова с должности советника российского президента. Но еще важнее то, что размещенный МИД РФ документ имеет номер 937 и датируется 5 августа, но все указы президента России, размещенные на его сайте, имеют последовательную нумерацию. Последний из опубликованных - от 12 августа - зарегистрирован под номером 935. Это означает, что Зурабов был назначен после 12 августа, то есть точно позже того дня, когда Дмитрий Медведев объявил о своем намерении отсрочить направление посла в Украину. На момент обнародования злосчастной речи Медведева Зурабов, совершенно очевидно, формально послом не был.

О том, что этот случай не был простой случайностью, а довольно ярко иллюстрирует характер принятия решений на высшем уровне в Москве, свидетельствует вторая часть скандала с российским послом.

19 января этого года, узнав результаты первого тура президентских выборов в Украине, в Кремле решили, что момент «смены власти» уже наступил. И тут выяснилось, что Кремль оформил Зурабову верительные грамоты без указания фамилии действующего президента, ограничившись словами «президенту Украины». Киеву снова пришлось проводить короткий, но довольно эмоциональный ликбез по международному праву для российского руководства. В результате скандала, снова став посмешищем в дипломатических кругах, Москва была вынуждена исправить указанные несоответствия в документах.

Возможно, эти происшествия выглядят как мелкий казус, но они позволяют понять: в Москве окончательно разрушены профессиональные механизмы принятия решения. Очевидно, что сегодня из системы реализации государственной политики исключены эксперты. Все команды отдаются под влиянием эмоций, а не всестороннего системного анализа. Результат мы можем наблюдать воочию – практически во всех сферах жизнедеятельности государства российского сложившаяся порочная практика принесла свои горькие плоды.

Так, практически купаясь в неведомых ранее финансовых реках, руководство РФ за истекшие десять лет ничего не сделало для укрепления безопасности россиян, замены уже давным-давно выработавшей свой ресурс инфраструктуры. Вспомним только минувший год - трагедия на железнодорожной трассе «Москва-Петербург», где был взорван «Невский экспресс». Затем немыслимый пожар в Перми, жертвами которого стали более полутора сотен человек. А еще чуть раньше были взрывы армейских складов в Ульяновске и, конечно же, резонансная катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС. Плюс постоянные аварии и взрывы на магистральных газопроводах.

Усилия российских властей по преодолению кризиса также оказались малоэффективными. Всемирный банк (ВБ) считает, что картина экономического кризиса в 2009 году в России \"была ужасна: снижение экономики почти на 8%, рост безработицы — до 9% и рост бедности — на 13%, социальные последствия огромны, средний класс пострадал от потери работы\". Про положение в реальном производстве очень наглядно свидетельствует ситуация в российском машиностроении. Производство машин и оборудования к зиме 2009-го откатилось на десятилетие назад. Что же до производства транспортных средств, например легковых автомобилей, то оно и вовсе откатилось в 90-е годы и пока что там и остается. В 2009-м выпуск автомашин (0,60 млн.) уменьшился в два с половиной раза против 2008-го (1,47 млн) и до сих пор не пошел вверх (в декабре 2009-го выпущено лишь около 50 тысяч автомашин против неполных 100 тысяч во вполне уже кризисном декабре 2008-го).



Поэтому нет ничего удивительного в том, что в этом году Россия впервые за последние 10 лет выходит на рынок внешних заимствований. Согласно первоначальному проекту Минфина, в 2010 году Россия планирует привлечь $17,89 млрд, в 2011 году ― $20,67 млрд., в 2012 году ― $20 млрд.

При этом стоит отметить, что распределение доходов в стране, несмотря на глубокий кризис, практически не изменилось. На долю 10% самых богатых россиян по-прежнему приходится более трети всех денежных средств в стране, и они по-прежнему почти в 17 раз богаче 10% самых бедных сограждан. Такие данные опубликовал Росстат в своем исследовании доходов населения. Независимость от кризиса материального расслоения граждан эксперты объясняют тем, что в России прочно утвердилась латиноамериканская модель развития. Изменить ее может лишь рост среднего класса, чего в ближайшие годы ожидать не приходится.

Единственным спасением российской экономики от краха сегодня является только нефтегазовый комплекс. Выручки от продажи нефти и газа сейчас как раз достаточно, чтобы финансировать сносный жизненный уровень и одновременно заблокировать живое развитие любых не завязанных на нефть отраслей.

Неудивительно, что крупнейшие российские предприятия бросились искать спасения за границами РФ. Как утверждает председатель комитета Госдумы России по экономической политике Евгений Федоров, сейчас порядка 95% крупных предприятий России – в оффшорах.

Среди основных причин таких экономических результатов России, по мнению экспертов ФБК, - запоздалая и неэффективная антикризисная политика, незавершенность важнейших институциональных и структурных реформ (собственности, судебной, административной, естественных монополий, пенсионной и других), относительно большая перекапитализация российского фондового рынка, в результате чего и падение было рекордным.

А тем временем экономический кризис в России продолжает углубляться, и все больше людей остаются без работы, а, следовательно, и без средств к достойному существованию. Все это не может не порождать протесты. Объектом критики, естественно, становится власть, которая всего за полгода превратилась из благодетеля, щедро делившегося нефтяным пирогом, в главного социального антагониста, вставшего на защиту сырьевых корпораций.

Ответом на не вполне адекватную политику российского руководства стали уже совсем позабытые массовые акции протеста в российских регионах. Особо резонансными были выступления во Владивостоке и Калининграде, на которых выдвигались требования отставки правительства Владимира Путина. Ответом на недовольство населения стали не реформы или пересмотр региональной политики, а отставка третьеразрядных чиновников и приведение в повышенную готовность силовых структур.

6 февраля президент России Дмитрий Медведев давал установки милиции на коллегии МВД. Глава РФ особо отметил угрозу экстремизма и рост протестных настроений в результате обострения социальной обстановки. О том, что ситуация весьма серьезна, говорят слова первого замминистра внутренних дел РФ Михаила Суходольского на совещании с руководителями департаментов и региональных подразделений МВД РФ о том, что милиция должна готовиться к росту числа акций протеста в РФ в связи с \"текущей экономической ситуацией в стране\".

Даже официальная статистика просто кричит о том, что путинской стабильности приходит конец. По сообщению пресс-центра МВД, в 2009 году в России прошли 30 тысяч публичных акций, из них на 2,5 тысячах выдвигались политические требования. В мероприятиях участвовали 5,5 миллиона человек. 440 акций не были согласованы с органами власти, в них участвовали более 20 тысяч человек. 56 раз блокировались автодороги. Только 13 февраля состоялось несколько акций протеста, на которых выдвигались антипутинские лозунги – в Иркутске и Самаре.

Но российская власть теряет свое уважение не только в самой России, но и в мире. Россия де-факто прекратила свое присутствие в группе стран с быстрорастущей экономикой БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Практически в состоянии перманентной экономической и дипломатической войны Москва находится с союзным государством Беларусь. Апофеозом падения престижа РФ стало неприглашение России на встречу министров финансов и глав центробанков стран \"большой семерки\" в Канаде.

А ведь фактически участие в «Большой семерке», наряду с наличием огромного ядерного потенциала, являлось единственным международным свидетельством о принадлежности РФ к статусу «великих держав». Напомним, что Россию начали приглашать к участию в работе \"семерки\" с 1991 года. С 1994 года эти встречи начали называть \"семь плюс один\". В апреле 1996 года в Москве состоялся специальный саммит \"семерки\" по ядерной безопасности с полноправным участием России. А весной 1998 года в Москве прошла министерская встреча \"семерки\" по проблемам мировой энергетики. В 2002-м на саммите в канадском Кананаскисе лидеры \"восьмерки\" констатировали, что \"Россия продемонстрировала свой потенциал в качестве полноправного и важного участника в решении глобальных проблем\". Первое официальное заседание стран G8 в России состоялось в 2006 году в Петербурге.

Теперь же, очевидно, Москве дают понять, что РФ не вправе претендовать на подобный статус. Со всеми, как говорится, вытекающими отсюда последствиями.

Исходя из всего вышеизложенного, остается сделать один неутешительный вывод – многие проблемы и России, и Украины являются объективным результатом сложившихся политико-экономических систем и государственных элит. Вот только у Украины есть шанс вырваться из этого замкнутого круга – через процедуру демократических выборов, политическую конкуренцию и ротацию элит. У России же в условиях ее хваленой «суверенной демократии» такой возможности попросту нет.

Возможно, Владимиру Путину не стоило быть таким категоричным?