Холод заставил Польшу броситься в объятия \"Газпрома\"
Правительство Польши утвердило газовое соглашение с \"Газпромом\", которое увеличит поставки газа в страну. Кроме того, российская сторона надеется на завершение споров о просрочках монополии по уплате транзитных пошлин.
Польские власти одобрили трехстороннее соглашение, которое было подписано 27 января этого года между российской компанией «Газпром Экспорт», польской государственной нефтегазовой компанией PGNiG и Europol Gaz, владельцем польского участка газопровода Ямал — Европа. Оно предусматривает увеличение объема поставок газа по действующему контракту с 9 млрд до 11 млрд кубометров в год начиная уже с текущего года. Кроме того, до 2037 года продлен контракт на поставку природного газа из России в Польшу, а транзит топлива по трубе Ямал – Европа в Германию продлен до 2045 года.
В официальном заявлении PGNiG говорится, что менеджмент и наблюдательный совет компании также одобрили пакет соглашений с \"Газпромом\".
Напомним, что контракт по поставкам газа с месторождений Ямала впервые был подписан в середине 90-х годов, а срок его действия изначально ограничивался 2022 годом. Контракт был основан на межправительственном соглашении России и Польши от 1993 года. В декабре прошлого года Москва и Варшава согласовали изменения в этом документе, однако их утверждение правительствами тормозилось противоречиями между компаниями.Сколько стоит транзит
Детали договоренностей стороны не раскрывают, но наблюдатели не исключают, что Варшаве пришлось пойти на уступки по спорным вопросам в диалоге с Москвой.
Первым таким вопросом была многомиллионная задолженность \"Газпрома\" за транзит газа по территории Польши. Польская сторона настаивала на тарифе около $2 за прокачку 1 тыс. куб. м газа на 100 км. Однако \"Газпром\" с этой цифрой не соглашался и выплачивал лишь суммы по тарифу в $1,94, который он считал приемлемым. В итоге, по мнению Варшавы, российская монополия задолжала стране-транзитеру с 2006 года не менее $80-100 млн за транспортировку топлива.
Польша грозилась отсудить у \"Газпрома\" возмещение, а заодно и компенсацию за срыв поставок в январе 2009 года, когда между Украиной и Россией разразилась «газовая война».
В целом польская сторона хотела получить от Газпрома в рамках компенсации за недополученные ранее платежи ни много ни мало $410 млн. $350 млн из них были начислены как платежи за транзит газа через польскую территорию в 2006—2009 годах, остальные $60 млн причитались, по версии Варшавы, энергетическому концерну «Польске Гурництво Нафтове и Газовництво» за газ, недопоставленный в Польшу компанией «РосУкрЭнерго» в 2009 году, т.к. после ликвидации этой фирмы \"Газпром\" принял на себя все ее обязательства.
Однако \"Газпром\" не признавал за собой долга. Он ссылался на условия межправительственного соглашения, согласно которому плата за транспортировку газа должна планомерно снижаться по мере возврата кредитов на строительство газопровода, т.к. Ямал – Европа строился за счет заемных средств. В Польше между тем утверждали, что это положение действительно только при безубыточной деятельности местной компании – оператора EuRoPol Gaz, управляющей польским участком газопровода Ямал – Европа. В итоге вместо оплаты задолженности \"Газпром\" предложил Варшаве скидку на газ, который у него закупает PGNiG.
Как ранее сообщали СМИ со ссылкой на неофициальные источники, в обмен на увеличение поставок польская сторона готова списать определенную сумму долга. Размеры скидки в «Газпроме» не уточняют.Голод не грозит
«Газпром\" получил возможность занять освободившуюся после ухода \"РосУкрЭнерго\" нишу по поставкам газа в Польшу, – поясняет аналитик ИК «Капиталъ» Виталий Крюков. – У Польши не было других вариантов, кроме заключения нового договора с \"Газпромом\", а \"Газпром\" предложил приемлемые условия. В любом случае стране теперь не грозит «газовый голод».
Действительно, после отказа Киева в 2009 году от услуг компании RosUkrEnergo, которая помимо экспорта голубого топлива на Украину продавала в Польшу 2,3 млрд кубометров газа в год, холодная зима и неуклонно сокращающиеся запасы газа в подземных хранилищах могли заставить Польшу принять российские условия. Из-за угрозы нехватки газа Министерство экономики страны в середине января допустило предприятия к резервным 400 млн куб. м газа, а концерн PGNiG предупредил о том, что в феврале возможны перебои с поставками.
Добиться увеличения поставок на европейском направлении \"Газпрому\", судя по всему, скоро удастся и благодаря успешным переговорам в среду премьер-министра России Владимира Путина с президентом Литвы Дале Грибаускайте. Премьер предложил литовскому лидеру «на хороших условиях» увеличить поставки газа в страну. Грибайскайте в ответ заявила, что очень заинтересована в этом.
В прошлую пятницу на Дне инвестора представители \"Газпрома\" отмечали, что со стороны прибалтийских стран сегодня наблюдается особенно большой спрос на газ, рассказал Виталий Крюков из ИК «Капиталъ». Этот повышенный интерес он объясняет в первую очередь сезонными факторами – холодной зимой.
«Газпром\" в этом году уже прогнозировал увеличение поставок как на европейском направлении, так и в бывшие советские республики, – отмечает Крюков. – Но при этом никаких кардинальных изменений как в поставках монополии, так и в ее ценовой политике не произошло: ее газ по-прежнему остается самым дорогим в Европе».
На дороговизну жалуются многие, и последним это сделала Латвия. Ее министр экономики Артис Кампарс заявил недавно, что его страна вслед за Польшей намерена перезаключить контракт с российским ОАО «Газпром» на поставку природного газа. По его словам, такое решение продиктовано крайне невыгодными условиями сотрудничества, зафиксированными в договоре Latvijas gаze с «Газпрoмом» (документ был подписан в феврале прошлого года сроком на 20 лет). «Цена природного газа на Амстердамской бирже в среднем на 30% ниже, чем в Латвии, и в связи с этим мы платим за газ дороже, чем в среднем в Европе», – пояснил позицию Латвии Артис Кампарс.
В «Газпром экспорте» заявляют, что любые изменения сотрудничества возможны только в рамках действующих контрактов. «В некоторых особых случаях \"Газпрому\" действительно приходится пересматривать отдельные параметры контрактов с некоторыми импортерами газа, но, как правило, незначительно и не в массовом порядке», – отмечает Крюков из «Капитала».
Комментарии