Кто имеет право на безнравственность

На модерации Отложенный

30 лет прошло с тех пор, как вышла на экраны и получила огромную популярность лента И.Фрэза «Вам и не снилось» по сценарию известной писательницы Г.Щербаковой. Тогда же вышла в свет и одноименная повесть. В дальнейшем писательница опубликовала множество своих произведений, в которых она всегда выступала воинствующим моралистом, осуждающим чужие безнравственные поступки. Имела ли она на это право, будучи сама, мягко скажем, не святой?

Об этой, нравственной стороне ее жизни мы узнали совсем недавно из книги-крика «Мама! Не читай!» дочери писательницы - Катерины Шпиллер.

Вновь, как и много раз до этого, возник вопрос: как относиться к деятелю литературы или искусства, чьи работа и частная жизнь находятся в непримиримом противоречии? Есть простой ответ из анекдота: мы его ценим не за это. Смешно, а, главное, правильно. Весь вопрос лишь в том, какова в каждом конкретном случае степень одаренности, за которую мы готовы не обращать внимания на «аморальный облик».

Одно дело, когда это Л.Толстой и П.Чайковский, а другое, когда это Г.Щербакова. В конце концов, еще древние римляне придумали пословицу «Что позволено Юпитеру, не позволено быку».

Насколько хороши повести и рассказы Г.Щербаковой, чтобы простить ей покалеченную жизнь дочери, ни за что отвергнутую внучку?

Отталкиваясь от этого вполне конкретного сюжета, хотелось бы поговорить о том, могут ли какие-то способности (я не употребляю слов «талант» и, уж тем более, «гениальность», поскольку это уже по другому разряду) давать человеку право на отступления от норм морали. Можно ли прощать способному человеку некоторую безнравственность? Если да, то до какой степени? Можно ли оправдывать аморальность в быту высокой моралью в публичной деятельности? Или все же нельзя быть «немного беременной»?