Реформа российского правосудия разгрузит Страсбург

Президент Дмитрий Медведев высказал намерение каждый месяц проводить совещания по реформе судебной системы: она должна стать более прозрачной и независимой. Эксперты приветствуют все последние законодательные инициативы президента, однако опасаются, что они могут быть «извращены», и отмечают, что скорых результатов не будет: для этого нужна смена поколений в судейском корпусе.

«И наши предприниматели, и иностранные инвесторы — все говорят только одно: чтобы в России был лучший инвестиционный климат, нужно, чтобы судебная система развивалась, крепла и работала эффективно», — сказал Дмитрий Медведев, открывая вчерашнее совещание, на котором собрались председатели высших судов и руководство администрации президента. Отныне г-н Медведев намерен проводить подобные встречи ежемесячно.

Работа по реформированию судебной системы в последнее время активизировалась. Так, в конце прошлого года президент внес в Думу проект закона о судах общей юрисдикции, а на прошлой неделе депутаты «пакетом» приняли еще четыре закона, которые, например, вводят систему апелляционных инстанций и упрощают привлечение судьи к уголовной ответственности. Все эти шаги призваны сделать судей более независимыми, а систему в целом — прозрачнее.

Вчера же президенту докладывали, как продвигается работа над другими его поручениями: о внедрении досудебных про­цедур, о создании бесплатной юридической помощи для малоимущих и о возмещении государством вреда, причиненного незаконными действиями суда (или его бездействием).

Другая задача, которую по­ставил президент, — менять судебную систему таким образом, чтобы сократить поток обращений россиян в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге.

Как раз вчера Дмитрий Медведев подписал 14-й протокол к Европейской конвенции о защите прав человека (ранее его одобрила Дума). Таким образом, Россия последняя из членов Совета Европы ратифицировала этот документ, который позволит ЕСПЧ существенно упростить рассмотрение дел и принятие решений. Причем нынешним огромным объемом работы страсбургских судей загружают как раз россияне: почти каждое третье дело в ЕСПЧ идет из России, и если в 2008 году из нашей страны поступило порядка 11 тыс. жалоб, то в прошлом году — около 14 тыс. «Наша задача — создать качественное правосудие, которое помогает гражданам непосредственно в стране», — подчеркнул вчера Медведев.

«Предложения президента я поддерживаю, но боюсь, что эти идеи будут извращены, — говорит руководитель Независимого экспертно-правового совета Мара Полякова. — Например, совершенно правильным было его предложение об изменении критериев оценки деятельности ВМД (по сути, это главная причина происходящего там произвола), а затем появился соответ­ствующий приказ Нургалиева, вобравший в себя все пороки».

Чтобы оздоровить судебную систему, нужны не только структурные реформы, но и смена большинства нынешнего аппарата, считает председатель МКА «Николаев и партнеры» Юрий Николаев. «Дело в психологии, — говорит г‑н Николаев. — Если человек всю жизнь был зависимым, объективных решений он принимать не сможет. Необходимо, чтобы в судейском корпусе сменилось минимум одно поколение».