\"Речники\" становятся несносными

На модерации Отложенный

Суд отменил одно из уже исполненных решений о сломе домов. Станет ли прецедент тенденцией?

Снос «Речника» приостановлен: такое впечатление, будто приставам нравится работать только в лютые морозы и налетевший атлантический циклон спутал им все карты. Война вокруг поселка тем временем и не думает заканчиваться. Она просто целиком перешла в информационно-юридическую плоскость.

Столичные власти и судебные приставы, до того выглядевшие довольно блекло, обзавелись двумя яркими спикерами: депутатом Госдумы Александром Хинштейном и экс-замглавы Росприроднадзора, а ныне префектом САО Олегом Митволем. Первый выступил на пленарном заседании Госдумы с разоблачением группы небедных людей, которые сознательно инспирируют общественный резонанс, осознавая, что юридически их позиция ущербна.

А Митволь пошел еще дальше, заявив в передаче «Честный понедельник», что спецоперация в ночь с 20 на 21 января, когда несколько человек были избиты в милицейском автобусе, была всего лишь «проверкой документов». И добавил, что властям пришлось действовать жестко, потому что в «Речник» съехались «леваки со всей Москвы», в том числе Сергей Удальцов. В общем — плановая борьба с экстремизмом, не имеющая никакого отношения к самому процессу исполнения судебных решений.

При этом и Митволь, и Хинштейн прямо сказали, что если судебные приставы и милиционеры превысили свои полномочия, то их нужно наказать. Поиск стрелочников — в разгаре.

Приставы быть стрелочниками не хотят. Как заявил в эфире той же передачи замглавы службы судебных приставов по Москве Евгений Лукьянчиков, фактов нарушения закона (в частности, выкидывания личных вещей из окон верхних этажей на улицу без составления описи имущества) приставами допущено не было. И он, пожалуй, прав. Большую часть зафиксированных безобразий творили сотрудники подрядной организации «Фонд содействия реконструкции и благоустройству», которые часто выполняют для властей грязную работу по уничтожению имущества на спорных юридических основаниях. Однако вопросы к приставам и милиции, никак не препятствовавшим очевидным нарушениям закона об исполнительном производстве, все же остаются. Надеюсь, что их задаст прокуратура.

У прокуратуры вообще будет много работы. Вчера был создан прецедент: Кунцевский суд отменил свое же определение о сносе дома № 1. Причина – решение вынесено в отношении не того лица. Настоящая хозяйка, Ангелина Абрамова, познакомилась с не имеющим никакого отношения к «Речнику» гражданином Абрамовым, которого по непонятным причинам осудил Кунцевский районный суд, только сегодня.

Кому-то теперь придется ответить за уничтоженный дом (интересно, можно ли будет при расчете компенсации использовать слова префекта Алпатова о том, что он стоил 11 миллионов долларов?), разворованное и поврежденное имущество и тяжелые травмы, нанесенные Ангелине Абрамовой во время штурма и зафиксированные в медицинских документах.

(Сейчас она снова в больнице.)

Между прочим, по большей части уже снесенных в «Речнике» домов судебные решения еще не вступили в законную силу, потому что находились в процессе обжалования либо вообще не были вынесены. Победа Абрамовой позволяет рассчитывать, что уничтожение имущества при таких обстоятельствах будет признано незаконным, а значит, люди смогут рассчитывать на компенсации и на наказание виновных. (Со стороны приставов процессом руководил Павел Горбунов, со стороны ОВД «Крылатское» — полковник Фролов.)

Любопытно, кстати, что представители властей в информационной войне перешли на партизанскую тактику. В понедельник они проигнорировали приглашение на специальное заседание комиссии Общественной палаты. А во вторник созвали в «Интерфаксе» пресс-конференцию, на которой главный судебный пристав Москвы Фердауис Юсупов в очередной раз попытался заявить, что на действия его подчиненных никаких жалоб не поступало, за исключением «философской жалобы адвоката Аперяна». Я решила исправить этот недочет и прямо в зале передала Фердауису Энгельевичу лично, в руки заявление Сергея Бобышева (ему вчера пристав Горбунов вручил уведомление о сносе дома, хотя решение суда еще не вынесено) и копии шести заявлений, поданных в Следственный комитет при прокуратуре Москвы и саму прокуратуру — о возбуждении уголовного дела в отношении судебных приставов и сотрудников милиции, допустивших, по мнению истцов, преступные действия в отношении граждан.

Теперь планируется разбирательство с выездом на место.

Однако сверхзадачей должна считаться не мелкая месть (хотя и прощать никого не стоит, чтобы другие «исполнители» в следующий раз думали и боялись), а юридическое закрепление права «речников» на выделенную им землю и на возведение построек, параметры которых соответствуют действующему законодательству. В этом им обещали помочь (бесплатно) юристы Общественной палаты и лично Анатолий Кучерена.

По поводу земли ждем назначенного на 2 марта заседания Арбитражного суда Москвы (который уже раз признал притязания СНТ «Речник» незаконными, но получил дело на новое рассмотрение решением Федерального арбитражного суда Московского округа). А что касается построек — то пора уже реализовать на территории «Речника» закон «О дачной амнистии». Установив тем самым приоритет федерального законодательства над самодеятельностью местных властей.