Власть не готова к социальным протестам

На модерации Отложенный

Российским властям удалось убедить население в стабилизации экономической обстановки, поэтому настроения в обществе в данный момент достаточно спокойные. Но эксперты говорят, что любое движение вниз грозит ростом социальной напряженности.

По данным опроса компании «Башкирова и партнеры», 28% наших соотечественников считают, что 2010 год будет лучше предыдущего. Это немного ниже, чем в декабре докризисного 2007 года (тогда улучшений ждали 33% наших сограждан), но намного выше, чем накануне 2009 года. О том, что 2010 год сложится хуже предыдущего, говорят всего 18% опрошенных. Между тем, наибольшая часть россиян не предвидят перемен ни в лучшую, ни в худшую сторону. 42% респондентов сказали, что Новый год будет таким же.

В свою очередь, согласно исследованию «Левада-Центра», индекс социальных настроений за год вырос на 6,5%, а относительно минимальных показателей в марте 2009 года настроения россиян улучшились на 13%. Но говорить о безграничном оптимизме наших сограждан нельзя. «Декабрьские данные показывают — год закончился в выжидательной позиции», - отмечает руководитель отдела изучения уровня жизни «Левада-Центра» Марина Красильникова.

Такая позиция может развиться в любую сторону: при восстановлении экономики и росте личного благосостояния социальное спокойствие укрепится, но при усугублении кризисных тенденций возрастет социальная напряженность. По последним данным Фонда «Общественное мнение», 37% наших сограждан испытывают недовольство. Всего два месяца назад протестные настроения отмечались всего у 27% россиян. Правда, участвовать в акциях протеста пока готовы всего 16% опрошенных. Однако вокруг себя готовность к протестам отмечали 33% наших соотечественников.

«Отчасти социальная стабильность будет поддерживаться за счет бюджета, возможности которого еще позволяют гасить недовольство в зародыше. В то же время новая волна безработицы, которой будет отмечено начало 2010 года, если ее не удастся сбить к осени, может стимулировать накопление протестных настроений. При таком раскладе пик социальной напряженности будет просто отложен на 2011 год», - полагает президент Центра изучения коммуникационных технологий и интеграционных процессов на постсоветском пространстве и в странах Евросоюза «Ливадийский клуб» Игорь Шатров.

Ситуация осложняется слабостью российских профсоюзов: наши соотечественники просто не знают, что делать при снижении зарплаты или увольнении.

Они не могут цивилизованно отстаивать свои права перед работодателем, поэтому возможен рост числа трудовых конфликтов.

По прогнозам Института глобализации и социальных движений (ИГСО), возможная «вторая волна» кризиса и следующая за ней продолжительная депрессия будут способствовать нарастанию напряженности отношений нанимателей и работников. Поэтому правительству придется решать сразу много проблем в неблагоприятных условиях.

Механизмов предотвращения негативных последствий безработицы в России нет. То же касается разрешения трудовых споров, а также системы поддержки трудящихся. В случае обострения ситуации наиболее эффективным инструментом власти может стать единый, выстроенный по готовой модели, контролируемый и поддерживаемый государством профсоюз. «В 2009 году протестная профсоюзная активность в основном была ситуативной, оборонительной, сдерживаемой надеждами на положительное решение проблем со стороны власти», - отмечает Анна Очкина, руководитель центра социального анализа ИГСО. По ее словам, привлечение внимания государственных органов зачастую является ключом к успешному разрешению социально-трудовых конфликтов. Противостояние с руководством предприятия «один на один» редко вообще обходится в России без вмешательства государственных органов

«В условиях усиления негативных тенденций в экономике власти все труднее будет отвечать на ожидания и запросы снизу. Ей потребуется сильный, но контролируемый посредник. К такой роли, действующие сейчас профсоюзные структуры не готовы», - полагает директор ИГСО Борис Кагарлицкий.

До кризиса у власти вообще не было какой-либо последовательной профсоюзной политики, из-за чего многие рабочие организации оставались независимыми. Но теперь ситуация изменилась. По словам координатора профсоюзной проектной группы ИГСО Юрия Исаева, бизнес в условиях кризиса не заинтересован в сохранении рабочих мест. Но законных механизмов у власти для сдерживания увольнений нет. Ни ФНПР, ни независимые профсоюзы решить эту задачу не в состоянии. Власти, возможно, придётся «оказывать помощь» профсоюзам, объединяя их и выстраивая по сути единую согласованно действующую и эффективную структуру.