Патриарх Кирилл – фактор российской политики

На модерации Отложенный

Исполнился ровно год со дня интронизации патриарха Кирилла. И обойти своим вниманием этот скромный, но все же юбилей СМИ не смогли. Слов было сказано много - и почтительных, и восхищенных, и, разумеется, раздраженных, и даже гневных. Но, главное, высказались все. Никто не смог обойти своим вниманием эту дату, никто не смог проигнорировать личность патриарха. Одно это уже говорит о многом. В первую очередь, о личности самого патриарха. Ну и, конечно же, о масштабе его деятельности, имевшей за прошедший год едва ли не самый большой КПД по сравнению со всеми остальными публичными и влиятельными деятелями российской политики.

Некорректно, конечно, называть патриарха политическим деятелем. Он не политик и занимается не политикой. Но дело в том, что его деятельность, вне зависимости от его целей и желаний, уже стала фактором российской политики. И фактором настолько существенным, что представить себе российскую политику без церковно-религиозной составляющей уже практически невозможно. Год назад еще можно было. Сейчас - нет. Это, пожалуй, и есть главный итог первого года патриаршества Кирилла.

При нем Церковь стремительно ворвалась в общественную, политическую и даже экономическую жизнь страны. Кому-то это нравится, кого-то раздражает, но все независимые наблюдатели с удивлением и некоторой даже оторопью отмечают невероятно возросшую активность и влиятельность Церкви в жизни российского общества. И вот ведь что интересно. Согласно последнему опросу ВЦИОМ, две трети россиян считают, что церковная политика, проводимая патриархом Кириллом, отвечает запросам нашего общества (64 проц.). Среди православных так считают даже 73 проц. В меньшинстве - те, кто придерживается противоположной точки зрения (6 проц.).

Статистика - вещь лукавая, но здесь она, кажется, не врет. Уж слишком впечатляющие цифры и слишком подавляющая разница в этих цифрах. Это, можно сказать, своеобразный рейтинг популярности патриарха Кирилла. Рейтинг, если кому-то не лень посчитать, уже превышающий рейтинг и президента Медведева, и премьера Путина. Если и это не считать фактором российской политики, то что же тогда считать?Хотя рейтинги, конечно, не главное. То, что деятельность патриарха одобряет такое количество граждан, лишь доказывает, что они эту деятельность заметили.

Замечать и вправду было что. Главным, стержневым мотивом первого года деятельности патриарха Кирилла был разворот Церкви лицом к обществу. Он провел этот разворот с энергией настоящего бойца и с ловкостью истинного дипломата - не поступившись ни одним ключевым принципом, тем более, догматом, но резко усилив, осовременив и модернизировав способы и средства донесения идей и информации до общества. Он первым из российских патриархов стал выступать с публичными проповедями на огромных стадионах - и стадионы эти никогда не пустовали. Он создал два отдела - по взаимодействию с общественными организациями и по взаимодействию со СМИ, и поставил во главе второго профессионального журналиста, мирянина Владимира Легойду. Он сам и его ближайшие помощники и сподвижники стали постоянными ньюсмейкерами российских и зарубежных СМИ. Но, наверное, самым показательным в этом развороте Церкви к обществу стало одно небольшое новшество, внесенное патриархом Кириллом в церковную службу. На литургии есть момент, когда священник читает так называемые тайные молитвы, - это самый сокровенный момент в таинстве. Теперь патриарх не просто читает молитвы вслух. На амвон выводят колонки, молитвы слышны всем в храме, и верующие приобщаются к участию в службе. Это не самое главное. Но, повторюсь, самое показательное в объявленном и проводимом патриархом курсе на то, чтобы сделать православие доступной, популярной и, следовательно, влиятельной религией.

Он сразу стал действовать по многим направлениям, и действовать успешно. Уже много лет церковники и чиновники переливали из пустого в порожнее идею введения в школах курса ОПК. Патриарх Кирилл, еще в сане митрополита Смоленского и Калининградского, активно лоббировал эту идею и, став патриархом, сразу же, что называется, взял быка за рога.

Он отправил резкое письмо в адрес министра образования Фурсенко с обвинением в невыполнении достигнутых договоренностей, и министр тут же пошел на попятный, и уже с этого года в ряде регионов начнется преподавание основ православной культуры. Религиозное образование возвращается в среднюю школу, и именно с подачи патриарха Кирилла.

Не забыто им и высшее образование, хотя там позиции Русской православной церкви все же несколько прочнее, чем в средней школе. Именно при патриархе Кирилле создается новая «кузница кадров» - общецерковная аспирантура и докторантура им. св. Кирилла и Мефодия. Начата масштабная кампания по признанию юридически равными семинарских и богословских дипломов и дипломов светского образования. А уж как патриарх заботится о личном духовном окормлении студентов, и напоминать не надо. Лекций, выступлений и проповедей именно перед студентами у него за прошедший год было едва ли не больше, чем перед всеми остальными.

Именно при патриархе Кирилле в минувшем году была начата знаменитая церковная «антиалкогольная» кампания. Архимандрит Тихон, инициатор и организатор этой кампании, готовил ее много лет, но стартовала она именно с приходом Кирилла. И стартовала не просто с обсуждения и пропаганды, а с вполне конкретных действий и решений, в том числе и законодательного характера.

Русская православная церковь при патриархе Кирилле окончательно перестала сдерживать себя стенами храмов и монастырей и уверенно шагнула в самую гущу светского мира. Она активно включилась в обсуждение и решение самых наболевших вопросов нашего общества, включилась открыто и честно, с поднятым забралом. Что, естественно, очень многим не понравилось.

Многим не понравилось введение религиозного образования в школах. Многие возражали против введения института полковых священников. Еще больше будет протестующих против предложения РПЦ о законодательном ограничении абортов. А почему, собственно? Все последние инициативы патриарха и Церкви так или иначе направлены на сбережение народа - задачу, которую не так давно официально провозгласили национальной идеей, переняв ее у Александра Солженицына. И борьба с пьянством, и борьба с абортами, и борьба с армейскими преступлениями, и введение религиозного образования и просвещения - все направлено к одному и тому же - к спасению человека в частности и народа в целом. Что вполне совпадает с официальными целями нынешнего Российского государства и естественно расходится с устремлениями людей, противостоящих государству, а теперь, в той же синергии, и Церкви.

Для идейного спора с Церковью и патриархом у последних не хватает ни доводов, ни интеллекта. Они не умеют возразить по существу, поскольку в открытом споре очень скоро становится видна вся слабость и неубедительность их позиции. Поэтому они бьют исподтишка, отвлекая внимание на разные мелочи и частности. То поднимут шум по поводу дорогих часов, замеченных на руке у патриарха, якобы, непристалых служителю церкви. То раскричатся из-за одной девушки, замеченной топлесс на съезде православных байкеров в Крыму. То прицепятся к словам патриарха о последнем гаитянском землетрясении как Божьем наказании. Поговорить же по существу, по поводу роли и места Церкви в современном обществе они не способны. Как не способны и возразить по существу усиливающейся общественной и политической активности Церкви. У нас так много говорили о необходимости активной позиции гражданского общества, что, видимо, растерялись, обнаружив эту самую активность у самой, по идее, традиционной и консервативной части общества - Русской православной церкви. Многие к ней оказались просто неготовы. Многие оказались ею шокированы. А кому-то, и, согласно опросам, даже большинству, она вполне импонирует. Патриарх угадал чаяния людей. И это всего за один год. За тот же год, за который президент Обама вдвое растерял в своей популярности, патриарх Московский и всея Руси ее только приобрел.