Нефтяная война России-Беларуси – конец эпохи Лукашенко?

На модерации Отложенный

Думаю, никто не станет оспаривать ту мысль, что сегодняшняя Беларусь – есть плод пятнадцатилетних трудов А.Г. Лукашенко на посту президента республики; по сути, этот человек СОЗДАЛ современное белорусское государство, со всеми его достоинствами и недостатками, и история суверенной республики Беларусь неотделима от его имени.

Мы говорим «Беларусь» - подразумевая при этом «Лукашенко»; ещё больше это имя ассоциируется с названием нашей страны за рубежом – когда люди, порою даже не способные найти Беларусь на карте, тем не менее, понимающе кивают при произнесении фамилии её президента. Александр Лукашенко – создатель суверенной Беларуси, её «Батька», и уже никто и никогда не сможет отделить историю её становления и развития от имени этого человека – как бы этого ни хотелось белорусской оппозиции, сборищу снедаемых тщеславием безнадежных неудачников.

Но мир меняется.

Беларусь на сегодняшний момент (с множеством оговорок, разумеется) – государство белорусского народа; но это уже совсем не тот белорусский народ, главенство над которым в 1994 году (прошу отметить - в результате вполне демократических выборов) получил Александр Лукашенко. Современная белорусская нация в достаточной степени обуржуазилась, выработала свои этно-социальные и мировоззренческие ценности – серьезно отличные от тех, которые исповедовало «поколение Лукашенко». Белорусы стали более прагматичны и менее эмоциональны («душа нараспашку» - это не о современном белорусе), уважение к обычаям предков причудливо смешалось с открытым восприятием новых идей в политике, экономике, социальной жизни. Нельзя сказать, что белорусы стали менее славянами – но то, что они стали намного более европейцами – очевидный факт.

Белорусский «советский народ» медленно, но верно уступает своё место белорусской нации - сформировавшейся за годы существования суверенной Беларуси, и в ближайшие десять – пятнадцать лет из активной политической жизни уйдут все, «рожденные в СССР», а на их место придут «рожденные в Беларуси». А вот для этих людей Москва – уже отнюдь не столица «нашей Родины», а Россия – хоть и родственная, но все же ИНАЯ страна. Подчеркиваю, страна – а не просто государство! Скажем, до начала «нулевых» годов Беларусь и Россия воспринимались многими людьми по обе стороны воображаемой границы (а она, слава Богу, всё ещё воображаемая, не отмеченная рядами колючей проволоки и контрольно-следовыми полосами) как одна страна, на территории которой существуют два государства. Сегодня это уже не так – как бы мы к этому ни относились. Да, для современного белоруса Россия по-прежнему гораздо ближе, чем любые другие соседние страны (во многом благодаря общему языку) – но понятие «российские национальные интересы» для него отнюдь не тождественны понятию «национальные интересы Беларуси». Замечу, кстати. что здесь не надо заламывать руки и биться головой о стену от отчаяния – ничего страшного, на самом деле, в этом нет, в данной ситуации надо просто тщательно отслеживать процессы и вносить в них своевременную коррекцию, причем делать это аккуратно и грамотно. В этом случае никакой трагедии не произойдет – размежевание России и Беларуси достигнет естественных пределов и остановится – с тем, чтобы начать обратный процесс воссоединения, но на уже совсем других принципах…

Александр Лукашенко – президент «рожденных в СССР». Его внешняя политика строилась на определенных архетипах, существующих в сознании подавляющего большинства и русских, и белорусов, рожденных до 1975 года. Более того, он достаточно долго и достаточно умело эксплуатировал тему ностальгии по СССР для обеспечения разного рода экономических и политических преференций для Беларуси со стороны Москвы.

В принципе, вся семантика его публичных выступлений была обращена НАЗАД – в те времена, когда белорусы и русские была практически единым народом (с минимальными различиями фольклорного характера). До какого-то момента это было разумно и в достаточной степени успешно – до января этого года.

Вчера Сечин и Семашко подписали протокол к договору о поставках нефти на 2010 год – причем подписали его полностью НА РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ. Что это означает? Определения в категориях войны и вооруженного противостояния здесь неуместны – хотя множество якобы «русских патриотов» (как правило, нерусской национальности) заголосило о «победе России». В реальности в данном случае никто не выиграл и никто не проиграл – произошло то, что, рано или поздно, должно было произойти. Руководители России приняли жесткое решение более не принимать во внимание риторику Лукашенко относительно «русско-белорусского братства» - но действовать исключительно в собственных интересах, вынеся за скобки политического процесса «общее гниение в окопах» и прочие эмоции.

Многие «политологи» в Москве полагают, что этот жесткий и в достаточной степени болезненный шаг Путин и компания предприняли в качестве наказания Батьки за его чересчур вольные кунштюки относительно «многовекторности» белорусской внешней политики – сиречь, за попытки наладить взаимовыгодные отношения с Евросоюзом (или даже за непризнание Южной Осетии и Абхазии). На самом деле, не имеет особого значения, какие шаги предпринял Лукашенко в отношении Европы – в конце концов, кремлевская камарилья именно там хранит свои деньги, обучает своих детей и содержит особняки, яхты и любовниц (любовников). На «проевропейские» поползновения «последнего диктатора Европы» в Москве смотрят с иронией – там отлично понимают, что никаких реальных перспектив эти поползновения не имеют. У Лукашенко в Европе – однозначно сложившийся имидж, и брюссельские боссы подыгрывают Батьке исключительно в целях немного позлить Россию. Впрочем, это вовсе не означает, что у Беларуси не может быть «европейского» будущего – просто у неё его нет ПРИ ЛУКАШЕНКО. При иных раскладах ситуация может стать весьма и весьма любопытной…

На сегодняшний день позиции Батьки в Беларуси прочны, как никогда – что означает, что время его руководства республикой завершается. И не ищите здесь противоречий! Это диалектика – и не более того…

Традиционную опору Лукашенко, его преданный и верный электорат, «белорусский советский народ», теснит «новая Беларусь» - люди, родившиеся, но никогда не жившие при СССР, для которых независимая Республика Беларусь – не «политическая новость», а государство, в котором они выросли и состоялись. Россия вчера устами Сечина объявила, что более никакого «братства» (главным образом – в разделе доходов от экспорта углеводородов) более не будет – вместо интеграционной риторики Кремль теперь предпочитает принцип «каждый за себя». И, наконец, все батькины заигрывания с Брюсселем никогда не преобразуются в «европейский выбор Беларуси» - по той простой причине, что этот «выбор» лично для Александра Григорьевича вполне может закончиться одиночкой в Гааге.

Нельзя сказать, что как политик, Александр Лукашенко выдохся – наоборот, сейчас его политика становится, как никогда, оптимальной с точки зрения соблюдения интересов Беларуси. Но проводить в жизнь эту «новую лукашенковскую политику» должны уже совсем другие люди – причем желательно такие, которые придут к власти с благословения Александра Григорьевича. Для политика вовремя уйти – порой не менее важно, чем занять свой пост…