Беларусь проиграла РФ в нефтяном конфликте. Но еще не вечер

На модерации Отложенный

Во время последнего раунда переговоров с Белоруссией по нефти Кремлю удалось наконец добиться своего. Минску придётся платить экспортные пошлины в стопроцентном объёме за каждую тонну переработанной и проданной Западу нефти, а её транзит через территорию братской республики стал стоить дороже лишь на 11%, хотя переговорщики требовали 25-процентного увеличения.

Москва добилась всего желаемого. Однако Лукашенко мириться с происходящим не намерен, о чём уже намекнули его подчинённые.

Во время переговоров, которые продолжались три дня и закончились 27 января, как сообщали информагентства со ссылками на собственные источники, атмосфера была «невероятно напряжённой». Казалось, делегация из Минска во главе с белорусским первым вице-премьером Владимиром Семашко готова в очередной раз уехать домой без контракта, но так и не согласиться на «грабительские» предложения РФ. Кремль продолжал давить, требуя главного: Белоруссия должна получать беспошлинно только 6,3 млн тонн сырой нефти, которые она расходует внутри страны, — остальные же 15 с небольшим миллионов тонн, продаваемые в виде переработанных нефтепродуктов Западной Европе, должны облагаться экспортными пошлинами, причём в стопроцентном объёме. Минск не соглашался столь долгое время по вполне понятным причинам: наличие пошлин делает бизнес по перепродаже российской нефти не таким выгодным, а доходы от него составляют около трети доходной части белорусского бюджета. Оценка эта, правда, неофициальная и даётся белорусскими независимыми экспертами-экономистами. Поэтому Белоруссия хотела хотя бы частично компенсировать эти потери благодаря 25-процентному увеличению тарифов на транзит российской нефти по своим трубам. Кремль согласился на «компромиссный» вариант — 11%.

Пожалуй, впервые за долгие годы торг с Белоруссией закончился полной победой российских переговорщиков. По сути, российский вице-премьер Игорь Сечин добился того, чего не удавалось другим чиновникам Кремля. «Подписан целый пакет документов. Это изменения к соглашению по поставкам сырой нефти в Беларусь, методика тарифообразования на продажу нефти, баланс нефтяного сырья на 2010 год, совместное заявление вице-премьеров двух стран о гарантиях бесперебойного транзита», — цитирует Сечина РИА «Новости». Он также добавил, что его команда «исходила из интересов российских предприятий». Со стороны доклад Сечина президенту РФ Дмитрию Медведеву об итогах переговоров выглядел как настоящее торжество.

Белорусский экономист Леонид Злотников в интервью «Частному корреспонденту» также признал, что «Кремль добился желаемого в полной мере». «Кремль может ликовать: он наконец-то забрал у Белоруссии те 2,5—3 млрд долларов, которые дарил ей ранее, «забывая» о необходимости взимания пошлин. За счёт этого фактора ВВП Белоруссии снизится на 4—5%, как минимум», — сказал он, добавив, впрочем, что «Лукашенко вскоре вновь начнёт сопротивляться». Вполне возможно, текущее соглашение было подписано только лишь потому, что возникла угроза простоя белорусских НПЗ: если бы документы подписаны не были, поставки нефти были бы прекращены вовсе. Руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико также подчёркивает: «Документ о поставках нефти в его текущем виде вызывает у белорусских чиновников только возмущение, хотя он достаточно справедлив и даже, если можно сказать, щедр».

Очевидно, президент Белоруссии Александр Лукашенко и его помощники дали добро ненадолго. Уже по приезде в Минск Владимир Семашко бодро раздавал интервью отечественным телеканалам, в которых, в частности, заявил: «Соглашение в нынешнем виде не может долго жить... Это нонсенс, что в рамках Таможенного союза мы квотируем — столько-то беспошлинно, столько-то с пошлинами. И сама по себе пошлина не может быть».

«Я думаю, что российская сторона это понимает. Мы должны ещё вернуться к этому вопросу, и я думаю, что будут существенные, радикальные изменения», — добавил белорусский вице-премьер.

Белоруссия начнёт отказываться соблюдать условия заключённого на днях контракта аккурат к 1 июля, когда начнёт работать единое таможенное пространство. Тогда же, кстати, белорусы должны унифицировать для своих граждан пошлины на импортные автомобили с пошлинами, действующими на территории РФ. Лукашенко уже заявлял о возможности выхода из Таможенного союза, который его стране в общем-то не так и выгоден. «Белорусский правитель, если говорить по-простому, в буквальном смысле вляпался в этот союз. Он ему не нужен и не выгоден, с какой стороны ни посмотри. Поэтому логично желание расторгнуть его. Если Россия не уступит в нефтяном вопросе и весной — в начале лета, то вероятность выхода Белоруссии из этого альянса очень велика», — говорит Заико.

Сейчас, впрочем, официальный Минск будет держать паузу. Вряд ли коснётся темы в очередной раз и сам Лукашенко. Отсрочку он получил, и слава богу. Однако игра бицепсами продолжается. В период, когда судьба экспортных пошлин на нефть была ещё неясна, представители белорусского правительства побывали в Грузии и выслушали признания в дружбе и любви от тамошнего президента Михаила Саакашвили. Тот благодарил минских чиновников за то, что Лукашенко так и не признал независимость Абхазии и Южной Осетии. Затем Белоруссию посетил президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов, которому Лукашенко пожаловался на ненадёжность российских коллег. Тот в свою очередь выразил готовность начать поставки своих энергоресурсов в дружественную республику в случае острой необходимости.

28 января, уже после подписания нефтяного соглашения, председатель Государственного пограничного комитета Белоруссии Игорь Рачковский начал бить тревогу: россияне якобы установили транспортный и таможенный контроль на белорусско-российской границе. «Граждане Белоруссии жалуются, что нет адекватного оформления на белорусско-российской границе на её пересечении. Есть неудобства, и это объективный факт», — заявил он журналистам. «С белорусской стороны этого нет», — подчеркнул глава погранкомитета.

В ближайшее время Минск также намерен в очередной раз поговорить с представителями ЕС. МВФ обещал уже в начале года проверить Белоруссию на платёжеспособность и при отсутствии видимых проблем выделить ей ещё один стабилизационный кредит. Об этом сейчас в каждом выпуске новостей напоминает белорусское ТВ. Кроме того, Нацбанк Белоруссии уже заявил о готовности продать ещё один актив — Белинвестбанк. Причём продан он будет именно западному инвестору, хотя ходили слухи о заинтересованности в нём и с российской стороны. Белинвестбанк, подобно недавно проданному Сбербанку БПС-Банку, активно кредитует многие белорусские предприятия, а потому его покупка может дать начало активному приходу в Белоруссию европейских бизнесменов, которых доселе пускали сюда крайне неохотно.

Как известно, сегодня Кремль в отношении Белоруссии главным образом волнует два вопроса: возможность скупки многих перерабатывающих местных предприятий и начало работы Таможенного союза. Больше Белоруссии предложить нечего. Но уже понятно, что Лукашенко намерен использовать эти козыри с максимальной эффективностью. Получится ли у него отыграться? Скорее всего, только в том случае, если Кремль сознательно пойдёт на поддавки.