Стабильность на голубом глазу

Недавно в Санкт-Петербурге состоялся XI съезд главной российской партии. С докладом выступил ее беспартийный председатель, премьер-министр правительства РФ Владимир Путин.

Как обычно, лидер нации привел много цифр. Они должны внушать нам с вами сдержанный оптимизм. Однако почти у каждой из них непростая судьба, заслуживающая разбора и комментариев. На все цифры в газете точно не хватит места, поэтому остановимся на некоторых основных. Это поможет нам лучше понять, где сейчас находится страна, и почему она там оказалась.

В начале доклада премьер справедливо отметил, что кризис стал трудным испытанием для «Единой России» и для правительства РФ. Но теперь, по мнению Владимира Путина, у нас уже есть серьезные основания надеяться на лучшее:

«Спад ВВП по итогам года будет не таким большим, как мы сами думали, – сообщил В. В. Путин. – Мы считали – 10 процентов, может быть, даже больше. Но все-таки он будет меньше: где-то 8–8,5 процентов».

Владимир Владимирович, мягко сказать, неточен. Почти в каждом слове. Осенью 2008 года в правительстве РФ «сами думали», что в 2009 году в стране произойдет не спад, а рост ВВП на 3 процента.

И щедро делились этим прогнозом с населением. А потом надолго замолчали. И только в середине нынешнего лета, уже по факту, признали, что падение внутреннего валового продукта за первое полугодие составило минус 10,2 процента. Практически таким же оно осталось и по итогам 9 месяцев. То есть парни промазали на целых 13 процентов.

Что касается трех оставшихся месяцев года – их ведь будут сравнивать с октябрем–декабрем 2008-го, когда в стране уже вовсю бушевал кризис. Однако даже на таком «выигрышном» фоне падение ВВП в октябре 2009-го к октябрю 2008-го составило 8,1 процента.

«Стабилизировался курс национальной валюты, укрепился и продолжает укрепляться рубль», – поделился со страной еще одной хорошей новостью Владимир Путин. С той самой страной, которая несколько лет подряд, до сентября 2008 года, слушала ответственные заверения членов правительства, что рубль будет стоять на отметке 25 за доллар твердо, как скала, – а затем пережила не одну тысячу инфарктов от того, что «деревянный» в конце января 2009-го свалился до 36,5 рублей за доллар.

К этому времени многие наши соотечественники, имеющие сбережения, пришли к выводу, что надо «переложиться» из рублей в доллары и евро, пока все деньги не сгорели – и, глотая валидол, перекладывались. На такой операции люди теряли до четверти сбережений. Даже сельские бабушки вытащили из матрасов свои «смертные» 30 тысяч рублей и повезли в райцентр менять на валюту. Но тут деревянный опять принялся расти. Куда он забредет через пару месяцев, опять же никто предсказать не берется.

Все эти тонкие движения, чтоб вы знали, и называются у нынешнего российского правительства «стабилизация курса национальной валюты».

Следующая цитата из увлекательного доклада:
«Судя по текущей ситуации, инфляция в 2009 году все-таки сократится, и сократится существенно, и это, конечно, наш плюс. Если в 2008 году уровень инфляции составил 13,3 процента, то в этом году к концу года мы выйдем где-то на 9,6, во всяком случае, точно меньше 10 процентов».

– Инфляция действительно несколько понизилась, – говорит известный российский эксперт, доктор экономических наук Михаил Делягин, – но произошло это из-за резкого сжатия покупательского спроса и снижения уровня жизни населения. Я бы не стал благодарить правительство за нищету людей. Но если оно ставит себе это в заслугу… Ну, пусть ставит.

– А вообще-то Путин в 2004 году обещал нам «в среднесрочной перспективе» снижение уровня инфляции до 3 процентов и удвоение ВВП к 2010 году, – напомнил эксперт.

Это наша с тобой демография

«Пожалуй, лучше всего о самочувствии нации говорит демография. Это, знаете, лакмусовая бумажка состояния общества, – отметил в своем докладе премьер-министр. И продолжил:
– В январе–сентябре 2009 года в России родилось 1 миллион 321 тысяча детей – на 3,7 процента больше, чем годом ранее. При этом смертность снизилась на 4,2 процента. Разумеется, пока рано подводить итоги, они еще скромны. Но та динамика, которую мы имеем в последнее время, дает мне право сегодня сказать, что новый, 2010, год в нашей стране будет встречать столько же людей, сколько и 1 января 2009 года».

Михаил Делягин, которого я попросил прокомментировать этот расклад, недоумевает: где Путин берет такую статистику?

– Официальные данные «Росстата», которые легко найти в Интернете, показывают, – говорит эксперт, – что у нас продолжается сокращение населения. За 9 месяцев «минус» составил более 160 тысяч человек. Это меньше, чем в прошлые годы, но все равно спад не остановлен. В августе было громко заявлено, что рождаемость в России наконец-то превысила смертность, на целую тысячу человек, но потом, по итогам сентября, почему-то забыли добавить, что смертность опять превысила рождаемость на 3,3 тысячи человек.

Предлагаю Делягину разобрать демографический вопрос более обстоятельно.

– Михаил Геннадьевич, в предыдущие годы население России ежегодно сокращалось на 500–700 тысяч человек. На таком фоне сегодняшние цифры выглядят получше. Правда, целый ряд демографов считает, что нынешний «подскок» вызван не мерами правительства, а совсем другими причинами. Дело в том, что в 1985–1988 годах, в начале «перестройки», в СССР и в РСФСР отмечался бум рождаемости. Это был период надежд и больших планов. Да и горбачевский «сухой закон» в первое время худо-бедно соблюдался. Поэтому рожали больше детей. Тогдашним новорожденным лет сейчас по 21–24. Именно в этом возрасте молодежь, и в первую очередь девушки, активно вступают в брак и заводят ребенка.



А как заведут – нас опять ждет демографический провал. Смотрите сами:

Как видим, до «перестроечных» цифр сегодняшней России очень далеко. И до остановки демографического спада тоже. Для простого воспроизводства населения на каждую женщину должно приходиться в среднем как минимум два ребенка, а у нас приходится менее полутора.

– Безусловно, на сегодняшнем приросте рождаемости сказалось вхождение в жизнь «поколения Горбачева», – говорит Делягин. – Но есть еще одно явление, не демографическое, а социальное, которое тоже надо учитывать: общий рост уровня жизни с 2000 года по 2008-й. Правительство тут практически ни при чем: просто все эти годы росли мировые цены на сырье, в страну притекали миллиарды нефтедолларов, – и жизнь становилась для всех хоть немножечко, но получше. Возник некоторый потребительский оптимизм. И это очень важный фактор, который способствовал росту рождаемости.

А те меры по стимулированию рождаемости, которые несколько лет назад были заявлены правительством, по мнению Делягина, «очень половинчатые и несущественные».

– Достоверно известно, что «материнский капитал» дал всплеск рождаемости только в одной социальной группе: среди женщин-заключенных, – утверждает Михаил Геннадьевич. – Потому что там недостаток информации, и по-видимому, люди не знают, что деньгами, полагающимися матери за рождение второго ребенка, нельзя будет воспользоваться, потратить их даже на его лечение. И вот в «зонах» действительно возросла рождаемость.

А король-то лысый

Теперь про сельское хозяйство. Премьера оно почему-то радует:

«Благодаря тому, что мы сделали акцент на высокотехнологичные производства, на создание современных ферм, хозяйств и агропредприятий, сегодня отечественный агропромышленный комплекс демонстрирует хорошую устойчивость, даже в условиях кризиса, – считает Владимир Путин. – В нем практически не было спада».

Оптимизм докладчика сильно противоречит содержанию другого важного документа: «Доктрины продовольственной безопасности РФ». Ее, по заданию президента Медведева и, кстати, самого премьера Путина, в прошлом году подготовил Минсельхоз при активной помощи лучших российских ученых-аграриев. Авторы доктрины рисуют, деловито и сухо, при помощи таблиц и диаграмм, поистине страшную картину. Уже в преамбуле сообщается, что сегодня Россия завозит 30–40 процентов продовольствия из-за границы, а по некоторым позициям – даже 60. Тогда как уже 10–15 процентов – это опасно. Не зря же страны ЕС, а также США и Канада категорически не позволяют себе «подсаживаться» на продовольственный импорт.

Кроме того, отмечают авторы доктрины, значительная часть российского населения питается намного хуже, чем того требуют медицинские нормы. Да, в магазинах все есть, хоть и заграничное – но большинству россиян это изобилие не по карману. При Советской власти, пусть и с очередями, и с «блатом», но питался народ намного лучше.

Далее авторы «Доктрины продовольственной безопасности» подробно объясняют, что и как нужно сделать, чтобы поправить положение, какие контрольные показатели и сроки установить. Документ подготовили еще осенью 2008 года и отдали на подпись Дмитрию Медведеву. У него доктрина до сих пор и лежит. Скорее всего потому, что на реализацию толковых сельхозпрограмм нужно немало денег, а со средствами в стране напряженка. Может не хватить на Олимпиаду и на мост от Владивостока до острова Русский.

Но, возможно, мы с вами отстали от жизни, и за прошедший год некоторые сельские проблемы уже решены? Увы. Вот и Путин говорит, что в аграрном секторе всего лишь «практически не было спада». То есть – с уровня, на котором сельское хозяйство находилось год назад, когда его надо было срочно спасать, оно глубже не проваливалось.

Однако и это, мягко сказать, неточность. По данным «Росстата», урожай зерновых в нынешнем году на 10 процентов ниже прошлогоднего. Обеспеченность кормами на предстоящую зиму на 9,6 процента хуже, чем была минувшей осенью. Поголовье крупного рогатого скотаснизилось в России за 9 месяцев на 2,1 процента, в том числе коров – на 2,5 процента, в том числе в сельскохозяйственных организациях – на 4,1 процента.

Зато несколько увеличилось производство мяса. Не в последнюю очередь именно из-за того, что сокращалось поголовье скота. Коров во многих хозяйствах держать стало невыгодно, поскольку российские молочные заводы, пользуясь монопольным положением на рынке, до самого пола отжимают закупочную цену на сырье, и крестьяне пускают молочных буренок под нож. Такой «рост по мясу» аукнется нам уже в ближайшее время.

Еще одна «радостная» весть: в России намного больше, чем в прошлом году, накопали картошки. Аж на 7,2 процента. Если учесть, что 85 процентов ее выращивается на домашних огородах, то нетрудно предсказать, что в следующем году накопают еще больше: кушать народу чего-то надо, а на мясо и молоко денег хватать перестало.

– У меня есть друзья, – говорит эксперт Михаил Делягин, – у них дача с участком в 10 соток. Там всегда был большой цветник, который единственный раз распахивали в 1942 году. Под картошку. Ну вот, а в следующем году его планируют распахать второй раз.

Такие у нас успехи в сельском хозяйстве.

Если взять практически любую другую тему, по которой Владимир Путин выразил в своем докладе сдержанный оптимизм, и рассмотреть чуть более пристально, то весь этот оптимизм рассыпается карточным домиком. Остается фокус-покус. Человек на сцене достает из шляпы небольшого худощавого кролика и говорит в зал: да, это пока не барашек, но мы упорно работаем… Однако на самом деле там и кролика никакого нет.

Чем раньше мы это поймем и начнем задавать фокусникам неудобные вопросы, тем лучше будет для страны и для них самих.