Куда приведет нас бизнес Дмитрия Медведева?

На модерации Отложенный

Любая государственная стратегия всегда имеет уязвимое место - она формируется в достаточно узком коридоре возможностей, но не должна в этом признаваться.

В мире существует достаточно много моделей проведения форсированной экономической модернизации. К примеру, существует китайская модель фронтальной модернизации с опорой на особые экономические зоны, есть индийская модель с опорой на отдельные сектора экономики (Бангалор, Болливуд и т.п.). В данном случае, выбор между так называемой \"китайской\" и \"индийской\" моделью заключается в том, что степень нашей управляемости страны, политической системы скорее индийская, чем китайская.

В Китае работают старые коммунистические механизмы. Так, если вспомнить историю от 2005 года, когда нефтяное пятно шло по Сунгаре из Китая в сторону Хабаровска. Тогда вышло постановление, которое обязывало всех китайцев в городе выйти с лопатой и копать протоку, чтобы пятно прошло мимо. И все, кто не откупился, вышли с лопатами и мешками – копать. У нас был шанс на китайскую модель до 1988 года. Но сейчас наша система ближе к тому, что происходит в Индии. Главное то, что у власти нет никакой возможности проводить какую-то операцию в целом по стране, потому что страна наша разнообразная, слишком пестрая. Поэтому единственное, что остается – выделить прорывные сектора, где можно создать определенные правила, и там уже что-то делать. Поэтому и пошли по этому пути: выделить пять направлений и делать что-то по ним. Каким образом, по каким критериям выделялись эти сектора - отдельный вопрос. Скорее всего, это исходило из логики наличия ресурсов, а также степени их управляемости. Все пять секторов объединяет то, что либо в них уже сильны позиции государства, либо нет факторов, которые могут помешать и заблокировать модернизационные усилия. То есть факт того, что российские власти предпочли вариант модернизации напоминающий сруктурно Индию объясняется весьма просто: у нас \"индийский вариант\" в силу того, что у нас индийский коридор возможностей.

Существует мнение, что в первую очередь нужно развивать средний и малый бизнес.

Но, на самом деле, пространство экспансии для среднего и малого бизнеса, как правило, государственного уровня. К примеру, для того, чтобы в некоем регионе началась развиваться экономическая жизнь, нужно туда построить дорогу. А если просто улучшать бизнес-климат, давать кредиты в регионы, откуда нет дороги, то ничего не выйдет. Можно сколько угодно давать кредиты, улучшать законы, но для малого и среднего бизнеса самое важное – создать рынок сбыта его товаров и услуг. Если есть спрос и достаточно легкий вход на этот рынок, тогда этот рынок сам заполнится.

Динамичное развитие обеспечивает лишь крупный бизнес, а к нему, в свою очередь, цепляется огромное количество сателлитов. Допустим, крупная компания реализует большой инфраструктурный проект, а все, что не относится к профильной деятельности этой компании, выносится на подряд, а дальше большое количество компаний поменьше решают каждый свою задачу.

Государство тратится в одном, а прибыль получает в другом. Например, строительство железной дороги в 19 веке – это было предельно затратное мероприятие для империи. Но за счет гигантского роста экономической активности огромного количества других негосударственных субъектов, которые теперь получили возможность гонять грузы по железной дороге. Люди стали богаче, стали платить больше налогов, и государство в итоге, на втором ходу, оказывается в выигрыше. Этим и отличается логика государственного мышления от системы принятия решений мелкого и среднего собственника. Инвестиции в инфраструктуру, которые улучшают бизнес-климат, дают возможность богатеть другим, и, соответственно, на следующем шаге увеличивается ВВП, растет бюджет – государство, а значит все граждане страны, становится богаче и сильнее.

Совсем нельзя исключать того, что некоторые из пяти направлений \"бизнеса для Дмитрия Медведева\" десятилетиями будут непосредственно убыточными для инвестора. Но результатом его работы воспользуются другие, и благодаря работе этих других, государство вернет свое и станет богаче.