Изучение истории сталинских репрессий - удел энтузиастов

На модерации Отложенный

Исполнилось полвека со дня закрытия ГУЛАГа. Карлаг был одним из самых больших его подразделений. Через Карлаг прошло около миллиона репрессированных. Заключенные содержались в нечеловеческих условиях.

25 января 1960 года был закрыт ГУЛАГ - Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения. Это подразделение НКВД СССР, осуществлявшее руководство системой исправительно-трудовых лагерей в 1934–1960 годах, важнейший орган системы политических репрессий в СССР.

В результате очередной реорганизации советских спецслужб, 10 июля 1934 года был создан Народный комиссариат внутренних дел СССР, в состав которого вошли пять главных управлений. Одним из них было Главное управление лагерей (ГУЛАГ).

По всей территорий бывшего СССР было 36 исправительно-трудовых лагерей, ГУЛАГ осуществлял руководство ими.

Карлаг (Карагандинский исправительно-трудовой лагерь) — один из крупнейших исправительно-трудовых лагерей, подчинявшийся ГУЛАГу и находившийся на территории Карагандинской области.

КАРЛАГ


Журналист Екатерина Кузнецова - автор трех книг о Карлаге, редактор-составитель книги памяти жертв сталинских репрессий по Карагандинской области под названием «Книга скорби. Расстрельные списки». Она более 20 лет занимается изучением истории Карлага.

Екатерина Кузнецова стала лауреатом премии Союза журналистов Казахстана в 2002 году за книгу «Карлаг. По обе стороны «колючки». Журналист рассказала нашему радио Азаттык об истории крупнейшего лагеря для «врагов народа» - Карлаге.

Свой рассказ Екатерина Кузнецова начала с того, что одной из главных целей создания Карлага была организация крупной продовольственной базы и бесплатной рабочей силы для бурно развивающейся промышленности Центрального Казахстана, в частности Карагандинского угольного бассейна.

- Один из крупнейших исправительно-трудовых лагерей ОГПУ-НКВД СССР был создан в 1930 году на территории трех районов Карагандинской области - Тельманского, Жана-Аркинского и Нуринского. В документах он назывался совхозом НКВД «Гигант». В 1931 году, 19 декабря, на базе совхоза был организован Карлаг, - говорит Екатерина Кузнецова.

ЗА ЧАШКУ БАЛАНДЫ И ПАЙКУ ХЛЕБА


- Во время освоения (колонизации) национальных окраин СССР нужна была дешевая рабочая сила. За чашку баланды (жидкого супа, непригодного для нормального человека) и пайку хлеба сотни тысяч заключенных создавали национальное богатство страны. Карлаг не был исключением, - продолжает Екатерина Кузнецова.

Как говорит журналист, в огромный лагерь в Центральном Казахстане, раскинувший свои щупальца от Акмолинска на севере до реки Чу на юге Казахской ССР, свозили заключенных из европейской части страны. Всего в Карлаге существовало 29 отделений.

- Позже, после войны, пополнили состав заключенных «врагов народа» арестованными на присоединенных территориях эмигрантами, пленными советскими военнослужащими, отсидевшими в гитлеровских лагерях. Огромную часть заключенных Карлага составляли политические - «враги народа», жертвы 58-й статьи уголовного кодекса РСФСР. Путем ротаций - то есть одних привозили, часть болела, часть увозили в другие лагеря, часть умирала - за 28 лет существования Карлага через него прошло 999 тысяч человек. Это были не только политические заключенные, - говорит собеседница нашего радио Азаттык.

ТЫСЯЧИ РАССТРЕЛЯННЫХ


- Есть данные, что в Карагандинской области и в Карлаге по приговорам «тройки» и 58-й статье с 1932 по 1951 год органами НКВД было расстреляно около пяти тысяч человек, - говорит Екатерина Кузнецова.

По ее словам, заключенных, которые были арестованы до войны, уже нет в живых. В основном остались те, кто был арестован после войны.

- И те уже в возрасте. В основном это \"лесные братья\": латыши, литовцы, эстонцы – и западные украинцы.

Это те, кто с оружием в руках сопротивлялся советской власти после войны. Их привозили сюда, они составляли большинство заключенных. Из тех, кто жил в Караганде, осталось немного. Я не могу точную цифру сказать, но мне кажется, что это где-то около 400 человек, - говорит журналист.

УНИЧТОЖЕНИЕ СОБСТВЕННОГО НАРОДА

Екатерина Кузнецова говорит, что когда она начинала свою работу, то сразу поставила себе цель рассказать в своих исследованиях о рядовых людях, с простой судьбой. А о знаменитых узниках лагерей пишут немало, считает она.

- Большинство заключенных составляли люди обычные, которые никогда не занимались политикой. Они никогда не читали газет, честно работали на государство. В Карлаге сидели люди знаменитые, известные ученые, художники и врачи. Но у них есть и будут свои исследователи. Их фамилии останутся в истории. А фамилии простых людей забудутся вместе со временем. Мне хотелось вернуть этим людям их доброе, честное, ничем не запятнанное перед народом и страной имя, - говорит Екатерина Кузнецова.

Она, по ее словам, поставила перед собой цель - чтобы молодежь знала, что в Советском Союзе самое страшное, что могло случиться, - случилось.

- Это собственная власть уничтожала собственный народ. То преступление, которое совершил Сталин, еще более тяжкое, чем преступление Гитлера, - закончила свой рассказ Екатерина Кузнецова.

КОПАЛИ ГЛУБОКУЮ ЯМУ...

Из рассказов бывших арестантов Карлага, опубликованных на сайте Karlag.kz.

Вспоминает бывшая узница Карлага А. Михайловская: «Расскажу, как хоронили заключенных. Умирало по несколько человек в сутки. Копали яму глубокую и широкую, чтобы вместилось не меньше 20–25 человек. Бросали голых, куда голова, куда ноги, куда руки...

Это были скелеты, обтянутые кожей. Невозможно было столько выкопать могил, сколько в сутки умирало людей. Ведь условия были ужасные. Голод, холод, вши, клопы и непосильный труд».

ДЕТГОРОДОК

Мария Барковская, 1914 года рождения, осуждена ОСО НКВД СССР по 58 статье. В Долинке 21 мая 1940 года она родила дочь, которую назвала Тамарой.

Мария Барковская вспоминает: «Как я помню, недалеко от Долинки, позже в советское время это был совхоз «Карагандинский», на центральной усадьбе его находились огромная женская зона ЦПО и детгородок, где содержались дети заключенных матерей до двухлетнего возраста, потом детей отправляли по детским домам. Матерей водили на кормление под конвоем, который над ними зачастую куражился, всячески стараясь унизить и дать понять, что, мол, «какая она мать – враг народа» и не имеет права воспитывать ребенка.

Детей очень много умирало. В холодном коридоре стояло несколько бочек, куда трупики мертвых детей складывали, и там бегали крысы и часто грызли эти окоченевшие трупики.

А каково матери? Набирали определенную партию мертвых детей и потом хоронили недалеко от детгородка (это кладбище частично дожило до наших дней – 2005 год). Это там, где конечная остановка маршрута № 5 в совхозе «Карагандинском».

Так вот, направо от остановки было кладбище заключенных женщин и их детей. Сейчас там свалка, но кое-какие следы захоронения остались. Хоронили заключенных и детей «пачками», без гробов, вместо памятника столбики с дощечками – на них номер, а то и вовсе без ничего. Как говорилось, «лекпом спишет» (лекпом - медработник, помощник лекаря)».

Ликвидации ГУЛАГа исполнилось всего 40 лет. Однако власти современного Казахстана не только не открыли дорогу десталинизации, но и изучение истории сталинских репрессий осталось уделом отдельных энтузиастов, как Екатерина Кузнецова. Редкие музеи ГУЛАГа на территории Карагандинской области так и не получили своего развития, а музей политических репрессий в Алматы и вовсе закрылся.