Павловский: Российская стратегия сработала в Украине

На модерации Отложенный

Существующий разрыв между Януковичем и Тимошенко делает для последней крайне затруднительной победу во втором туре. выборы продемонстрировали «похороны оранжевой революции», обрекли на роспуск Верховную раду и представили феномен Тигибко

Исход первого тура президентских выборов на Украине продолжает оставаться в центре общественного внимания. Как отметил в интервью газете ВЗГЛЯД президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский, существующий разрыв между Януковичем и Тимошенко делает для последней крайне затруднительной победу во втором туре. Так или иначе, по его мнению, выборы продемонстрировали «похороны оранжевой революции», обрекли на роспуск Верховную раду и представили феномен «гламурного европеизма» Сергея Тигипко.

− Глеб Олегович, как вы оцениваете результаты первого тура украинских выборов президента?
− Результаты украинских выборов практически полностью были предсказаны, за исключением очень интересного феномена Сергея Тигипко, на месте которого многие, конечно, ожидали увидеть Арсения Яценюка. То есть было известно: место для кандидата, символизирующего усталость от старых политиков, существует, но никто не мог точно сказать, кто им может быть. За это шла борьба, и победил именно Тигипко, который выражает, я бы сказал, гламурный европеизм и в котором средние слои Украины узнали самих себя. Будучи мультимиллионером, он вел себя как современный человек.

− И какова теперь диспозиция перед вторым туром?
− Разрыв в 10% между Януковичем и Тимошенко делает для последней крайне затруднительной победу во втором туре, но и для лидера Партии регионов ситуация совсем не простая. Тимошенко нужно объединить бывшеоранжевый и, отчасти, новый среднеклассовый электораты в единый лагерь. Его значительная часть (не менее трети) с большим подозрением относится к Тимошенко, и она вызывает у них недоверие. Премьер-министр вообще лидер недоверия среди украинских политиков. У Януковича другая проблема – он взял все свои проценты, поэтому ему теперь надо выходить в чужие электораты, что сулит серьезные ошибки.

Очень интересно, что полностью сработала российская стратегия в отношении темы Москвы в украинских выборах. Вперед вышли только политики, заявлявшие очень определенно о своем курсе на развитие добрых отношений с Россией. Все остальные окончательно выбыли из игры. Даже «оранжевые» политики согласны, что курс Ющенко, и особенно его внешнеполитическая составляющая, провалился. Борьба ведется среди сторонников среднего курса − движение в Европу при условии развития отношений с Россией. Это, собственного говоря, то, чего добивался Дмитрий Медведев в своем обращении к украинскому президенту, а фактически – к украинскому избирателю.

− На ваш взгляд, новый глава государства будет распускать Верховную раду?
− Янукович обязательно будет, потому что, став президентом, он кажется перед враждебным парламентом, который очень быстро может обесценить его победу так же, как это было с Ющенко.

Ему надо будет закреплять победу, а у Тимошенко в парламенте хорошие позиции. Все понимают, что война президента с премьером – это несчастье для страны. Но, как ни странно, хорошие шансы достичь успеха у Тимошенко, если она победит. Она хочет провести референдум по изменению Конституции и усилить свою личную власть. Но и в этом случае она не будет раскручивать конфликт с Россией – это непопулярно. Но Рада в нынешнем виде действительно обречена.

− Какова в этой ситуации будет позиция полностью проигравшего Виктора Ющенко?
− У него нет других вариантов, кроме как призывать к победе Тимошенко, иначе он все передает в руки своего старинного противника Януковича.

Многие силы на Украине обдумывали вариант отмены второго тура выборов и автоматического продления полномочий действующего президента, но по разным причинам ни у кого из них для этого недостаточно сил. Майдан в прошлом – это бомба замедленного действия. Если отрыв победителя от побежденного будет минимальным, конечно, очень трудно будет добиться лояльного согласия с результатами выборов. Мне кажется, что более крикливый, но в то же время менее жесткий, чем в России, стиль ведения политики исключит этот вариант. Хотя финал кампании утонет в судебных исках, это несомненно.

− Сейчас активно продвигается идея запретить голосование на дому. БЮТ надеется принять эти поправки до второго тура. Не скажется ли это на результатах Януковича, поскольку, как говорят, именно его электорат возрастом за 60 активно использует такую практику?
− В любом случае это будут незначительные цифры, потому что второй тур будет отличаться большей мобилизацией. Западная Украина, которая должна быть базой Тимошенко, расколота Ющенко и, в какой-то мере, даже Тигипко.

К тому же, там очень много людей реально отсутствуют – это зона трудовой миграции. При строгом контроле за выборами, который Янукович способен выстроить, у него есть все шансы не дать обойти себя за счет фальсификаций. Хочу отметить, «оранжевая революция», которая обещала объединить Украину, довела раскол до крайней степени. Мы видим, как старые политические силы практически разрывают Украину, и сейчас в дело включатся новые политические круги – средний слой. Условно говоря, не политические «генералы» 2000-х, а политические «полковники» десятых годов. Это политический класс регионов, областей Украины, который отделен от политического процесса. Они в любом случае похоронят «оранжевый период» на Украине.

− Будем надеяться, что эти «полковники» не станут черными, как в Греции…
− Да, хотелось бы надеяться.