Латышский музей неблагодарности
На модерации
Отложенный
Давным-давно, водя нас с мамой по узким улочкам старой Риги, экскурсовод трагически вещала: «А вот этот собор нам построили немецкие захватчики, а потом нас оккупировали шведы и построили вот эту улицу, а потом пришли самые страшные оккупанты - русские, они построили нам вот это и это».
В голосе пожилой латышки звенела многовековая боль угнетенного народа, хотя, судя по взмахам ее руки, захватчики и оккупанты возвели, если и не все красивые здания в городе, то большую их часть точно.
Мы с мамой, потрясенные силой патриотического страдания экскурсовода, не решились проявить любопытство, и для меня, выращенной на книгах о пионерах-героях, тема надолго осталась загадкой.
Почему в России испокон веков все захватчики исключительно жгли и убивали, оставляя за собой кровь и пепел, а в Латвии даже самые страшные оккупанты дружно кидались строить и наводить красоту?
Приехав недавно в Ригу на празднование Дня Независимости, я удивилась странной черной «коробке» в центре - зданию бесплатного Музея оккупации. За десять лет его существования латыши все-таки сообразили, что он уродует облик старого города, и теперь собирают деньги на его переезд. С расширением.
Расширение действительно необходимо - богатой экспозиции музея в нынешнем архитектурном шедевре тесно. Тем более что охвачено более пятидесяти лет прибалтийских мучений - с 1940 по 1991.
До того страна, по мнению латышей, процветала - табличка в начале осмотра гласит, что «в период с 1920 по 1940 год Латвия превращается в самостоятельную политически, экономически и культурно развитую страну».
Именно этим так ужасна победа СССР во Второй мировой - даже освобождение узников из бараков Саласпилса не искупает вины наших предков в плане духовном. «На фоне высокого уровня культурной жизни латвийского государства крикливость советской культуры кажется чужой большинству жителей Латвии».
Но свободолюбивые латыши не сдаются. Они продолжают творить свои гениальные и самобытные произведения «на злобу дня»:
Под сталинской дверью
стоит Кирхенштейн
И молит хлеба с солью подать.
Стоит на коленках и плачет навзрыд,
А Сталин с ухмылкою шлет его на «...»
Это и еще несколько стихотворных примеров высочайшей культуры жителей Латвии ныне украшают стены музея оккупации. Выясняется, что в те времена «жизнь талантливых поэтов и писателей была трагична - в 1948 году, например, публикуются девять стихотворных сборников восьми авторов». Про тиражи и гонорары, правда, умалчивается...
И еще немного о культуре - очень уж велика тяга латвийского народа к знаниям. Даже в самые тяжелые годы советской оккупации «под предлогом туризма и защиты природы молодежь знакомится с культурно-историческими памятниками своей родины».
А что делать несчастной молодежи, если в школах «особо контролируют программы истории, географии, иностранных языков и литературы», причем «героями детских книг становятся пионеры и комсомольцы, партизаны, мальчик Павлик Морозов, который предал своих родителей, юный Ленин»?
Чем не угодили латышам советские партизаны? Видимо, тем, что воевали с фашистами, пока партизаны латвийские объявляли «вооруженную борьбу за ликвидацию оккупационного режима». В 1944 году в Восточной Латвии создается ОНПЛ (Объединение Национальных Партизан Латвии) и до самого 1953 года «ведут борьбу не менее 49 партизан».
И еще целых 23 партизана действуют в Курземе. Непонятно, для кого именно тогда были построены десятки жутких тюрем и лагерей, нанесенных на карту СССР щедрой прибалтийской кистью, если число врагов режима не перевалило и за сотню?
Или страдальцы посчитали еще и 130 латышских легионеров, воевавших на стороне Гитлера и выданных шведским правительством в качестве «уступки диктату Сталина»?
Ненависть к советским оккупантам и довела Латвию до Саласпилса, одного из самых страшных концлагерей, где погибли 100 000 человек. Ведь «после года ужаса гитлеровских солдат встречали, как освободителей», и на фотографиях 1941 г. красивые латышки протягивают марширующим немцам цветы.
Кстати, с недавних пор члены правительства Латвии потихоньку стали называть Саласпилс, где были убиты сотни детей, исправительным или трудовым лагерем.
Если верить комментариям в Музее оккупации, то никому в Латвии и в голову не могло прийти, что дело не закончится изгнанием ненавистной советской культуры.
И якобы латышский народ был глубоко удивлен и потрясен.
Вместо долгожданной свободы почему-то получив нацистскую идеологию со всеми вытекающими - мобилизацией, принудительным трудом, лагерями и высылками. Особенно возмущены духовно развитые жители тем, что «в оккупированной Латвии вводятся праздники нацистов, например, 1 мая отмечают день труда».
Наивность латышей потрясает - они вступают в организованную немцами Вспомогательную полицию порядка, «надеясь на восстановление армии и государства», а потом эти отряды вдруг начинают «использоваться нацистами и для террора против латвийского населения».
Видимо, далеко не сразу беднягам удается понять, что их опять обманули - только за 1941 год и только один такой отряд под руководством Виктора Арайса успевает уничтожить около 26 000 евреев.
В то же время сопротивление не дремлет. «Латышские национальные движения используют также легальные возможности сопротивления. На протяжении всей немецкой оккупации Народная помощь оказывает материальную помощь жертвам большевистского террора 1940-1941 годов».
Большевики начали снова терроризировать Латвию с 1945 г., о чем свидетельствуют крупные заголовки на стендах музея. «СССР против фермеров», «Разрушение экономики» - вот список преступлений наших предков. Самое страшное из них - борьба с так называемыми «кулаками», чьи поместья «урезали до площади в 20-30 га. А семьям фашистских пособников оставляют в лучшем случае 5-6 га». И еще злые оккупанты облагают кулацкие хозяйства прогрессивным налогом, а «большую часть отнятой у кулаков земли раздают беднякам и безземельным крестьянам».
В промышленности дела обстоят не лучше - уже в начале 1960 г. ускоренными темпами строится более десятка крупных заводов, причем рабочую силу завозят из СССР. К возмущению жителей, «руководство переходит к нелатышам, в Латвии остается все меньше возможностей управлять своим народным хозяйством».
К тому же «преобразования разрушают традиционную культурную среду Латвии», и крестьян переселяют в города - строятся многоэтажные жилые дома. Строятся эти дома и до сих пор.
За два десятка лет второй волны независимости в Риге скоро успеют доделать за оккупантов последние «панели», предназначавшиеся очередникам 80-х. Справившись с крышами, можно будет браться и за культуру.
А то в каждом музее туристов встречают наполовину отреставрированные экспонаты с комментарием «реставрация закончена в 1992 году». Что еще? С заводами проблем нет - их корпуса давно пришли в негодность и скоро упадут сами, не требуя затрат на снос. Метро оккупанты проложить планировали, но, к счастью, не успели.
Празднование Дня Независимости-2009 в Риге прошло с большим успехом - толпы выстроились на набережной в ожидании парада, который, как выразились потом в новостях, был «наиболее масштабным». Представить себе менее масштабный парад я, если честно, не в состоянии.
Президент поздравил жителей с той самой свободой и независимостью, после чего в течение четверти часа мимо нас бодро пролетели пять вертолетов, проехали два десятка устаревших моделей боевых машин, списанных из американского музея военной техники, и прошли сотен пять солдат в разной форме.
В новостях сообщили, что среди неловко марширующих латышей затесались и подразделения НАТО, и полиция, и пожарные, и кто-то там еще. Ах да, забыла - перед началом мероприятия стреляли из пушки, но саму пушку рассмотреть не удалось - ее куда-то спрятали.
В высказываниях латвийских военных и чиновников периодически проскальзывает мысль о некой русской угрозе, от которой они старательно защищаются с помощью замечательной национальной армии. Не знаю уж, от кого именно можно защититься пятью вертолетами и сотней пожарных, но уверена, что нападать на Латвию не следует.
И дело даже не в том, что «оккупация» этой свободной страны обойдется слишком дорого, еще дороже, чем она обошлась нашим предкам. Пусть Латвия остается независимой во веки веков, пусть своими силами пашет свои поля и строит свои заводы, пусть сама поднимает свою высокую культуру.
Уже сейчас от восточной границы и до центра Риги в глаза бросаются малопривлекательные последствия стремления перестать быть лицом СССР и стать той самой частью Европы. Наши потомки должны воочию увидеть памятник человеческой неблагодарности, помноженной на лень и желание загрести жар чужими руками.
Комментарии
Эти палачи помогли Ульянову-Ленину удержатся у власти, выступали карателями от имени власти большевиков. На их совести многие тысячи растрелянных, замученных в казематах, разграбленных музеев и банков....
Так что от лица СССР господам Латышским стрелкам не избавиться.
Если она давно-давно гуляла "по улочкам Риги", то ее бывшее здание музея кр. латышких стрелков не удивило бы.
А вкладывали в Латвию действительно большие средства, чтоб население не смотрело на запад. Не помогло. Видимо, не только в деньгах дело.
Первый учебник латышского языка вышел в Риге на русском языке в 1868 году.
знает ли кунгс, кто такие младолатыши?
Если бы не товарищ Ильич не было бы такого государства.
Убогие манкурты учите историю ….
Я об истории и тех, кто ее пытается переписать и тех кто не помнит, что было вчера, а что позавчера и знать не хочет.
Замятина, Оруэлла читали? Или только любите повторять СССР, CCCР?
Я, например, нет. Смотрю на таких ровно так же равнодушно, как на козлов в зоопарке
Козлов в зоопарке?
И те и другие живые существа, для меня (лично) не представляющие какого-либо особенного интереса.
Кстати, еще неизвестно, кто из них более вменяем.
Вот те, кто привык "в приживалках" ходить и присматривает - кто больше может подать ...
Только просчитались они - дядюшка всегда прижимистый был, а тётушка всегда, даже в ущерб себе готова была накормить несмышлёнышей ...
Посмотрите в связи с этим на финов.
Во время второй мировой фины практически не выходили за старую границы даже под давлением немцев, тем самым демонстрируя свои намерения (возврат территорий)
Финики крепко запомнили, как им ввалили.
Вы и в кукушек верите? Да ни один снайпер ни за что не залезет на дерево. Отойти невозможно.
О \"вваливании\" такой ценой мы тоже запомнили. Видимо поэтому не додавили в 1944-ом.
Обнаружить по звуку выстрела в лесу тоже непростая задача.
Проблема только ав холоде.