Россия не хочет знать границ

На модерации Отложенный

А европейцев по-прежнему не привлекает безвизовый режим с Москвой.

В России — опять спрос на тему виз в Европу. Кто-то из европейских министров в очередной раз высказался за отмену (а как он еще мог высказаться?). «Визовый режим с Россией — анахронизм и будет отменен максимум лет через восемь», — заявил мне осенью 1999 года начавший тогда пятилетний мандат председателя Еврокомиссии Романо Проди.

С тех пор проблема виз поднимается при каждом удобном случае, но преимущественно российской стороной. На любом форуме, чему бы он ни был посвящен, журналистский пул из Москвы спрашивает про визы. Так было недавно в Стокгольме, куда на саммит Россия—ЕС прилетел Дмитрий Медведев. Похоже, визы становятся средством антизападной мобилизации общества.

Европейцы не говорят «нет». Они двумя руками за. Но не сейчас. Российская государственная пресса ищет причины на западном фронте. Во-первых, забывая, что такие вещи зависят от обеих сторон. Во-вторых, не желая понять, что в ЕС нет Путина или Медведева, которым стоит только распорядиться…

Я уже писал в «Новой», что некоторый интерес к безвизовому обмену с Россией проявляют мозговые тресты ЕС. Пока чисто теоретический. Директор программы Финского института международных проблем Аркадий Мошес и его коллега Минна-Мари Салминен представили в Брюсселе исследование под заголовком «Меньше говорить — больше делать: перспективы безвизового режима ЕС—Россия». Они анализируют результаты опросов в правительствах и пограничных службах России, Финляндии, Эстонии, Польши, Германии, Италии, статистику.

«Да, со стороны ЕС не видно спешки, — согласился Мошес. — Европейское нежелание основано на умозрительных предположениях. Бытует мнение, что русским безвизовый режим выгоднее, чем европейцам, что с отменой виз масса россиян ринется в Европу, и пограничные службы ЕС не справятся с потоком, и при этом хлынут люди с нестабильного Кавказа, из Центральной Азии, с которой Россия не имеет внятных границ, и т.д.

Насколько верны эти утверждения — трудно проверить (скорее всего, в нынешней ситуации неверны). Но они влияют на общее настроение. Поездки в Россию не играют существенной роли в жизни европейцев, и их не так сильно задевает, что в Россию их не пускают без визы».



Когда в прошлом году американцы, подтвердив право граждан ЕС на безвизовые поездки в США, не включили в список некоторых новых членов союза, Еврокомиссия, Совет ЕС и Европарламент яростно вступились за Чехию. А то, что всем гражданам ЕС нужна виза в Россию, не вызывает рвения. Ну и ладно… Европейцам представляется, что выгоды от отмены виз в Россию гораздо меньше, чем проблем, которые они от этого получат.

«Сейчас в парламентах целого ряда стран ЕС, — уверен Мошес, — невозможно провести закон о безвизовом обмене с Россией (даже если правительства его одобрят, он не вступит в силу без согласия 27 национальных ассамблей и Европарламента. — А. М.). Предложившая его партия рискует. У безвизовой идеи нет общественной поддержки, граждане не давят на депутатов и правительства, и у тех нет причин шевелиться».

Такого же мнения и директор пограничного ведомства ЕС «Фронтэкс» Илкка Лайтинен. Он уверен, что объективные критерии — не главное. «Визовые проблемы между Россией и ЕС отражают политические отношения. Безвизовый режим возможен, только если политический климат будет благоприятствовать серьезной перемене».

А климат состоит из массы компонентов, многие из которых российские властители умов, наверное, недооценивают. За последние месяцы ничего не изменилось, что бы ни говорили комментаторы российских госканалов, выборочно цитируя европейских министров. Тема ожила в связи с тем, что с Лиссабонским договором, который предполагает голосование в Совете ЕС не консенсусом, а квалифицированным большинством, будет проще пробить безвизовый обмен с Россией.

Принято думать, что процесс тормозят новобранцы ЕС, а западные тяжеловесы — за. Но, во-первых, не все так просто: Эстония (лютый враг) двумя руками за отмену виз с Россией, а Германия (лучший друг) — против. Во-вторых, даже закон, подготовленный правительствами, не вступит в силу без ратификации.

Желающим ездить без виз следует не только привлечь на свою сторону общественное мнение европейских стран (что не так легко при нынешней ситуации в России и политике Кремля), но и сделать так, чтобы в каникулы европейцы сотнями тысяч рвались покататься на лыжах в Саянах или Сочи, а на длинный уик-энд — проехаться по Золотому кольцу.