Хлопонин. Полпред двух господ

На модерации Отложенный

Пообещав в ноябре прошлого года назначить специального «суперчиновника» по Северному Кавказу, президент Дмитрий Медведев тянул с этим назначением дольше обычного.

Большинству казалось, что Дмитрий Медведев поступит так, как поступил Владимир Путин в 2004 году. Снимет действующего полпреда в Южном федеральном округе Владимира Устинова, которого молва и так отправляет в отставку с момента назначения, и поставит на его место высокого московского чиновника из собственной или премьерской команды. Ровно так шесть лет назад полпредом стал Дмитрий Козак.

Это был бы четкий сигнал для кавказских лидеров и элиты: Москва опять прислала ближнего царева боярина и настроена серьезно. Те, кто ставил на такой вариант, говорили о нескольких возможных кандидатурах, в том числе Владиславе Суркове и Сергее Собянине. Это было похоже на правду, тем более, что Суркову должность шла идеально: высокий статус в Москве, чеченские корни, огромный политический опыт, кураторство над кавказскими республиками в Кремле в течение последних нескольких лет. Говорили также о новом вице-премьере, ответственном за Кавказ, называя те же фамилии.

Но все остались в Москве, а на Кавказ поехал Хлопонин. Чтобы не лишать работы бывшего путинского соратника Устинова, под команду Хлопонин получил не весь ЮФО, а только его самую проблемную половину – новый, с иголочки, Северо-Кавказский федеральный округ. В качестве бонуса – пост зампреда в правительстве, который Хлопонин будет совмещать с работой президентского полпреда.

Хлопонин, который, как говорят, рвался со своей губернаторской должности в Москву на любой федеральный пост уже пару лет, просто оказался самым достойным из тех, кто согласился на кавказское наместничество.

А вот московские чиновники рангом постарше Хлопонина, которым эта должность тоже предлагалась, все, как один, от нее отказались.

Что и неудивительно. Вице-премьеры, министры и сотрудники Кремля прекрасно понимают, что ловить им на Кавказе особо нечего, а сломать шею в хитросплетениях силовых операций, специфических отношений внутри элит и деградировавшей экономики можно запросто. Да и статус «слуги двух господ», вроде бы привлекательный, с точки зрения полномочий, на деле может сыграть со своим обладателем злую шутку.

Кроме всего, соседство с неснятым Устиновым, который и должность сохранил, и от проблем избавился, тоже потенциально – источник конфликтов. Терроризм и безработица – у нового полпреда. А экономика, инфраструктура, энергетика, дороги и рабочие места – у Устинова в Ростове, Краснодаре и Сочи. Без его помощи работать будет трудно, а захочет он помогать или нет, и как именно будет помогать – вопрос.

Хлопонин пошел на повышение и сильно рискнул. На Кавказе он человек новый, кругом – сильные и облаченные доверием лидеры вроде Кадырова или Евкурова, за спиной – московские силовики, такие, как заместитель министра внутренних дел Аркадий Еделев, полагающие, что Кавказ – их вотчина. Хорошо, если у Хлопонина что-то получится. Но, к сожалению, вероятней, что скоро упущенная губернаторская синица в руках покажется ему желанней кавказского журавля в небе.