Почему Лондон прозвали Москвой-на-Темзе?

На модерации Отложенный

В конце января в издательстве \"АСТ\" выходит книга журналиста Financial Times и Sunday Times Марка Холлингсуорта и телерадиопродюсера Стюарта Лэнсли \"Лондонград. Из России с наличными: история олигархов из первых рук\". Авторы несколько лет изучали жизнь состоятельных россиян за границей, обращая внимание не только на то, как те вписались в британскую повседневность, но и как под их влиянием изменилась столица туманного Альбиона. С разрешения издательства \"Неделя\" публикует отрывки из этого издания.

Немногим более десяти лет назад русское присутствие в Британии едва ли было заметно (...) Исход, который последовал за крахом коммунистической системы в 1991 году, был сначала медленным, но в конце того же десятилетия русские, желающие переехать в Лондон, совершили то, что один из посвященных назвал \"лихорадочный бросок\".

Хотя не существует официальных цифр относительно размера обосновавшихся в Лондоне бывших советских и российских граждан, считается, что к 2008 году их количество превысило 300 тысяч. Этого оказалось вполне достаточно, чтобы выпускать четыре газеты на русском языке и глянцевый журнал New Style, открыть огромное число русских клубов и интернет-сайтов, а также проводить общественные мероприятия.

Воскресные мужья

При том что русское сообщество отличалось разнообразием, большая часть его членов - обычные специалисты-профессионалы, которые решили жить и работать в Лондоне. У многих из них британские супруги. И именно эти люди, а не олигархи шутливо назвали Лондон Москвой-на-Темзе. Некоторые стали работать в международных организациях или российских компаниях, базирующихся в Лондоне, в то время как другие завели свой собственный бизнес. Кто-то нашел работу в качестве агента по недвижимости в Сити или в розничной торговле, ориентированной на клиентов из России (...)

Кое-кто все еще курсировал туда и обратно, обычно летая коммерческими, а не частными самолетами. Рейс SU247 из Москвы прибывал в аэропорт Хитроу в пятницу вечером, привозя тех, кого в \"Аэрофлоте\" называют \"воскресными мужьями\". Это служащие нефтяных компаний, банкиры, сотрудники торговых организаций, имеющие дом и семью в Лондоне, но работающие в Москве. Для них сложился определенный еженедельный ритуал: рабочая неделя в московском офисе, выходные в Лондоне (...)

Налоговый рай

Соединенное Королевство хвастает своей непревзойденной индустрией уклонения от налогов и изобилием высокооплачиваемых финансистов, умеющих найти сложные способы сокрытия личного благосостояния. В 2007 году Международный валютный фонд поставил Лондон как \"офшорный финансовый центр\" в один ряд со Швейцарией, Бермудами и Каймановыми Островами.

Большинство стран требует от своих резидентов, в том числе и от состоятельных иностранцев, уплаты внутренних налогов на их доходы по всему миру и прибыль с капитала. В Соединенном Королевстве иностранцы могут заявить, что они \"постоянно проживают\" за границей, даже если они находятся в Британии в течение многих лет и имеют британский паспорт. Согласно этому правилу, лица, \"не проживающие постоянно\", платят налоги только с их доходов в Королевстве, но не с доходов за пределами страны, которые обычно являются огромными. Более того, покупая собственность через офшорные трасты, иностранцы могут избежать как налога на прибыль с капитала, когда они продают, так и большей части государственных пошлин, которые платятся на первоначальную покупку.

Для русского миллиардера, живущего в Лондоне, доходы, полученные на родине, не облагаются налогами в Соединенном Королевстве. \"Одна из важнейших причин, по которой эти люди приезжают в Лондон, - налоговое законодательство\", - считает Наташа Шуваева, русская журналистка, живущая в Лондоне. Правда, это преимущество несколько утратило свою привлекательность в 2008 году. Британское правительство, подвергаясь все возрастающей критике, ввело все же ежегодный налог в сумме 30 тысяч фунтов для резидентов, не проживающих здесь постоянно. Но супербогатым людям такая сумма не представляется существенной (...)

Лучшие дома


По прибытии в Лондон состоятельные, честолюбивые русские прежде всего обращались в агентства по недвижимости, в частности в Savills, Knight Frank или Aylesford. Сделки заключались с огромной скоростью: никаких ипотек, только наличные. В 2006 году одна пятая часть всех домов, проданных более чем за 8 миллионов фунтов, была приобретена русскими. Что же касается собственности свыше 12 миллионов фунтов, то здесь цифры впечатляют еще больше. Кстати, русские крайне разборчивы в местоположении: они не просто ограничиваются золотыми почтовыми индексами SW1, SW3, W1 и W8, а предпочитают определенные улицы и площади в этих районах. Загородная собственность также отбирается по принципу престижности.

Их излюбленные места весьма специфичны: Сент-Джордж-хилл, Уэйбридж и Уэнтворт-парк в графстве Суррей.

Лучшие школы

Следующий шаг российских олигархов в соперничестве с британской аристократией - выбор престижной школы для своих отпрысков, поскольку британское образование - это еще один стимулирующий фактор для переезда в Соединенное Королевство. Как правило, общественные школы соответствуют высоким академическим стандартам и там безопасная, дружеская обстановка. В Москве же существует реальная угроза похищения детей. Как и лондонские элитные агентства недвижимости размещают свои офисы в Москве и Санкт-Петербурге, чтобы привлечь ультрабогатых покупателей, так и британские общественные школы, колледжи и университеты посылают в Россию своих представителей для набора учеников.

В 2008 году уже не вызывают удивления русские студенты в британских университетах и лучших школах (...) Таких школ насчитывалось около двух тысяч, и некоторые русские родители начали искать те, где бы не было других русских. Плата - до 30 000 фунтов в год - для них не проблема, но старые привычки умирают далеко не сразу. Директриса одной из престижных школ для девочек рассказала о некоем господине из России, чья дочь провалилась на вступительном экзамене, предложившем ей, как директору, кейс, набитый деньгами. Он пообещал оплатить все: новый гимнастический зал, кабинеты, бассейн. \"У нас это не принято\", - ответила изумленная женщина. В другой престижной школе отец попросил разрешения посадить свой вертолет во время посещения ребенка на крикетное поле.

Хотя в конечном итоге большинство русских детей вернется домой, английское образование считается чем-то вроде коммерческого вложения. \"Мне известно, что некоторые олигархи берут на работу только студентов с западным образованием\", - признался Борис Яришевский, президент Русского общества в Лондонской школе экономики (...)

Лучшие магазины

Стремительно разбогатевшие русские быстро привыкли к британскому образу жизни высокого уровня. В Лондоне история, культура и потребительские соблазны часто совмещаются в классических британских брендах, которые, кажется, обладают особой притягательностью. Чем традиционнее, тем привлекательнее: шопинг в Fortnum & Mason, в Burberry, покупка портвейна за 900 фунтов у торговцев винами Berry Bros & Rudd в Сент-Джеймсе, чай в Claridge\'s, обед в Rules. Русские также освоили и два британских учреждения: главные лондонские аукционы \"Сотби\" и \"Кристи\". Здесь на пике арт-бума середины первой декады века можно было увидеть, как они перебивают заявки других коллекционеров и ведущих международных торговцев, скупая работы французских импрессионистов и современных британских художников (...)

Магнитом для жен олигархов стали шикарные магазины Лондона, особенно любимый ими \"Хэрродс\", представляющий возможность удовлетворить все свои безмерные запросы. Есть анекдот-шутка, который часто рассказывают эмигранты из России. \"Один богатый русский, пребывая на смертном одре, подзывает свою жену: \"Ольга, обещай, что, когда я умру, ты кое-что сделаешь для меня! Обещай, что похоронишь меня в \"Хэрродс\"\"... Жена, вся в слезах, шокирована этим, умоляет мужа опомниться, напоминая ему, что он достаточно богат, чтобы построить мавзолей в Москве. \"Нет, нет, - прерывает он супругу. - Разве ты не понимаешь, что если меня похоронят в \"Хэрродс\", то ты по крайней мере будешь навещать меня не реже одного раза в неделю\".

Рядом с \"Хэрродс\" - \"Харви Николс\", где на пике лондонского бума среди русских на пяти торговых этажах работали шесть русскоговорящих продавцов.

За эксклюзивными драгоценностями жены и любовницы олигархов ездят в Уэст-энд. Почти все магазины на Олд-Бонд-стрит начали нанимать продавцов со знанием русского языка, как и высококлассные ювелирные магазины, такие, как Asprey и Theo Fennel, связывающие свою растущую прибыль с конца 90-х годов с все расширяющейся русской клиентурой и пристрастием этих людей к дорогим дизайнерским моделям. Русским женам не интересна покупка сумки из кожи крокодила менее чем за 5000 фунтов или бриллиантового кольца менее чем за 90 тысяч. \"Они как дети в кондитерском магазине\", - поделился своими наблюдениями один из работников.

\"Тройка\" на Примроуз-хилл

После утреннего шопинга в любимых магазинах жены и дочери отправляются на ланч в Roka на Шарлот-стрит, или в чайную и ресторан в русском стиле \"Тройка\" на Примроуз-хилл, или в ресторан на пятом этаже \"Харви Николс\". Их мужья и отцы предпочитают выпить ближе к вечеру в барах Дорчестера или в отелях Лейнсборо. Затем - обед в самых дорогих и известных ресторанах, в частности в Le Gavroche и Cipriani в Мэйфейре. Преодолеть для этого путь в полмира для них не составляет труда.