Что обещали экономисты в 2009 году, и что сбылось

На модерации Отложенный

Точность прогнозов Росгидрометцентра в среднем превышает 90%, но в иные месяцы недотягивает и до 50%. А некоторые природные катаклизмы синоптики и вовсе умудряются прошляпить, хотя это, по идее, должен быть их звездный час.

У экономистов похожая ситуация. Пока в мировом хозяйстве все более-менее спокойно, и они прогнозируют относительно точно. Но кризис всегда начинается неожиданно — как первый снег.

Не читайте правительственных прогнозов

В №11 за 2009 год мы рассказывали о том, как и почему ошиблись аналитики крупных российских компаний в своих прогнозах на конец 2008 года по основным экономическим показателям для нашей страны (рост ВВП, инфляция, индекс РТС, цены на нефть, курс рубля к доллару и евро). Кризис обломал все ожидания экспертов. Особенно никто не ожидал, что так глубоко упадет индекс РТС (до 625 пунктов при прогнозируемых 2500).

Но в уходящем 2009 году экономистам было работать проще. Списать ошибки на форс-мажор уже нельзя. Несмотря на то что прогнозы корректировались в течение года, даже те, что были сделаны в его начале или в конце 2008 года, на этот раз оказались ближе к истине.

Западные коллеги рисовали более пессимистичные сценарии, но тоже недалеко ушли от наших экономистов. Так, аналитики Deutsche Bank прогнозировали рост ВВП России на 1%, стоимость нефти $45—47,5 за баррель, курс рубля к доллару 31,77—34,20. С самого начала года американский Merrill Lynch понизил прогноз роста ВВП с 3,7 до 0,9%, а среднюю цену на нефть определил в $50 за баррель. Голландский ING Bank также предположил, что стоимость нефти составит $50 за баррель, но ВВП упадет на 0,2%.

Что же касается наших чиновников, то в конце 2008 года министр финансов Алексей Кудрин говорил о том, что «при росте экономики в 2,4% и при цене нефти в 50 долларов за баррель инфляция в 2009 году составит 11%». В январе же, выступая в Гонконге на Азиатском финансовом форуме, Кудрин заявил, что темпы экономического роста России в 2009 году могут замедлиться до уровня 0—2%, а инфляция ожидается на уровне 13%, учитывая девальвацию рубля. По прогнозу Минфина, стоимость нефти в 2009 году ожидалась на уровне $57 за баррель. Такой же прогноз по инфляции давала и министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина. Курс доллара к рублю, по подсчетам МЭР, должен был составить 35,1 при цене на нефть в $41 за баррель, а рост ВВП  — 0,2%. Помощник президента РФ Аркадий Дворкович оказался, как ни странно, более пессимистичным в отношении инфляции: его прогноз предполагал возможность роста до 15%. С таким прогнозом был не согласен первый заместитель председателя Банка России Алексей Улюкаев. По его мнению, темпы экономического спада в России по итогам 2009 года могли оказаться больше официального прогноза на уровне 2,2%, а курс доллара составить 32—33 рубля в среднем по году.

В общем, очевидно, что доверять правительственным прогнозам не стоит. Но на чиновников мы особо и не рассчитывали. Можно сделать и еще один вывод, куда более драматический. Несмотря на то что внешнеэкономическая конъюнктура оказалась благоприятнее, чем предполагалось, падение ВВП в реальности получилось куда большим, чем самые пессимистичные прогнозы. (Кстати, на прямой линии В. Путин сказал, что ВВП, вопреки прогнозам, упадет не на 10%, а только на 8,7%. Читает ли он то, что пишут его министры?)

Знаете, у нас вымерла вся экономика, кроме сырьевой.

Слово аналитикам

А что обещали нам крупнейшие инвестиционные компании, для которых прогнозирование — часть профильной деятельности? Мы обратились к лидерам рынка, попросив их сопоставить собственные прогнозы с реальностью.

\"\"

Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа ФБК: 

— С удовлетворением отмечаем, что прогноз по основному макроэкономическому показателю — динамике ВВП — полностью оправдался (пессимистический прогноз был равен 15%. —  Прим. ред.). Да, в тех условиях, год назад, мы были вынуждены дать прогноз с достаточно большим диапазоном. Но лучше так, чем неоправданный оптимизм, преобладавший в подавляющем большинстве прогнозов.

Прогноз оправдался, потому что мы правильно разобрались с причинами кризиса и адекватно оценили эффективность принимаемых антикризисных мер.

Прогнозы по ценам на нефть и валютным курсам оказались не совсем точными. Мы недооценили устойчивость спекулятивной модели экономики. Казалось, что кризис научит тому, что спекулятивные пузыри на разного рода рынках лопаются. Нет же, спекулянты вновь стали вкладываться в сырье, в фондовый рынок. Отсюда высокие нынешние цены на нефть, следствием чего являются и сегодняшние валютные курсы рубля по отношению к доллару США и евро.

Что касается инфляции, то тут была недооценка того, насколько все серьезно (все-таки по оптимистичному сценарию мы допускали падение ВВП только на 4%). Кроме того, год назад не было окончательной ясности с приоритетами антикризисной политики. А это была очень важная информация для более точного прогнозирования. Серьезность экономической ситуации проявилась в том, что с конца лета 2009 года стал ощутимо снижаться потребительский спрос, что и заморозило цены на три месяца. Результат известен: инфляция по итогам года около 9%. И такому результату можно было бы радоваться, если не принимать во внимание причины, благодаря которым это стало возможным.

\"\"

Агван Микаелян, генеральный директор компании «ФинЭкспертиза»:

— Лично я предполагал, что инфляция станет тем механизмом, который перезапустит в том числе и экономическую активность. Этого не случилось попросту потому, что сократился спрос. Но и в том, что инфляция достаточно невысокая по итогам года, можно увидеть «светлую сторону» — хотя бы уже потому, что она позволяет сокращать процентные ставки на кредиты, а значит, в свою очередь, может позволить оживить экономику. По всем остальным показателям наши прогнозы практически оправдались — погрешность составляет не больше 10%.

Я был абсолютно уверен, что доллар не настолько сильно себя «опустит» по отношению к рублю и евро. Американцы поступили смелее, чем я предполагал.

Что касается индекса РТС, то совсем недавно у нас было обратное ралли: индекс падал почти две недели. Сейчас возобновился рост.

\"\"

Владимир Сергиевский, стратег ИК «ФИНАМ»:

— Прогнозы во время кризиса — дело неблагодарное. Даже правительства и международные институты, имеющие доступ к большему объему информации, в том числе оперативной, пересматривают свои прогнозы едва ли не ежемесячно. Если говорить о наших оценках, представленных в конце 2008 года, стоит признать, что фактическое развитие событий, с одной стороны, оказалось даже лучше оптимистичных прогнозов в плане глобальной конъюнктуры, но российская экономика оказалась слабее, чем мы ожидали.

Факторов такого развития событий много. Основное — действия крупнейших государств по накачке экономики ликвидностью дали свои результаты. Спекулятивный капитал вновь пошел в сырьевые активы, а также в развивающиеся экономики.

Дорогое сырье позволило государству нарастить золотовалютные запасы, ситуация в российском финансовом секторе по итогам года была стабилизирована. Несколько месяцев нулевой инфляции дали ЦБ возможность продолжать проведение стимулирующей монетарной политики.

В реальном секторе ситуация существенно хуже. Несмотря на рост ВВП во втором полугодии, месяц к месяцу его динамика снижается, в конце года снова начала расти безработица. По сути, это следствие ярко проявившихся структурных дисбалансов в российской экономике, которые не удалось исправить в докризисные годы, — ресурсы для модернизации были, но не было воли для ее проведения.

Без комментариев

Ряд инвестиционных компаний вовсе нам не ответили или ответили в том смысле, что их аналитики не делают подобный сравнительный анализ. Ну что ж, мы сделаем это за них. А вы — делайте выводы.

\"\"