НАТО никогда не нападет на Россию!

На модерации Отложенный

В третий, завершающий, день своего визита в Россию генеральный секретарь Североатлантического альянса Андерс Фог Расмуссен посетил МГИМО и выступил пред студентами нашего Университета с лекцией. МГИМО стал последним — но не по значению — пунктом в программе высокого гостя. Открывая свое выступление, Расмуссен горячо поблагодарил руководство вуза за приглашение, отметив, что МГИМО широко известен в международных кругах, и ему очень приятно, будучи в Москве, встретиться с будущими лидерами России и других стран.


Впрочем, обо всем по порядку. 17 декабря в зале №1 был полный аншлаг. Студенты МГИМО, журналисты ведущих телеканалов, послы и гости — все с нетерпением ждали визита генсека НАТО. Он появился в сопровождении ректора МГИМО А.В. Торкунова, директора департамента общеевропейского сотрудничества МИД России В.И. Воронкова, представителя Российской Федерации при НАТО в Брюсселе Д.О. Рогозина и директора Московского центра Карнеги Д.В. Тренина.

Открывая мероприятие, Анатолий Васильевич Торкунов отметил, что визит такого высокого гостя — исключительно важное и интересное событие в жизни МГИМО. «Мы с интересом наблюдали за вашим визитом, следили за переговорами с президентом Медведевым, премьер-министром Путиным, министром иностранных дел Лавровым. Сложилось впечатление, что ваш визит был плодотворен, беседы проходили в конструктивном духе. Очевидно, что произошел рывок в отношениях. Есть хорошая датская пословица: „Лучше дружба, чем вражда“. Я должен полностью согласиться с этим утверждением, тем более что сейчас весь мир стоит перед новыми вызовами, которые можно преодолеть только совместно», — сказал ректор МГИМО, обращаясь к Андерсу Фог Расмуссену.

Ректор также напомнил основные вехи в карьере генсека НАТО, подчеркнув, что он является профессиональным политиком и уже в возрасте 25 лет был впервые избран в датский парламент. Андерс Фог Расмуссен также был министром в правительстве Дании, возглавлял парламентскую фракцию и затем стоял во главе датского правительства.

Говоря о госте МГИМО, директор Московского центра Карнеги Д.В. Тренин, который принял большое участие в организации встречи, указал, что главное качество генсека НАТО — это умение слышать и слушать собеседника. «Прежде всего, Расмуссен — политик, который стремится решать проблемы. Он пришел на этот пост в поворотный момент в истории Альянса, и это, я думаю, соответствует не только настроениям жителей стран-членов альянса» — сказал Тренин, передавая слово главному герою этой встречи.

Свою речь перед студентами МГИМО Андерс Фог Расмуссен начал с анализа результатов переговоров, которые проходили в минувшие два дня в Москве. «Я бы хотел обсудить с вами все то, что уже обсуждал с Медведевым и Путиным», — сказал Рассмусен.

Генсек НАТО напомнил собравшимся, что он является не только главой Альянса, но и занимает пост главы совета Россия-НАТО. Говоря о такой форме сотрудничества, политик уточнил: «Когда я рассматривал возможность вступления в должность генсека, я предполагал что я возглавлю и Совет, потому что я видел возможность полноправного партнерства России и НАТО. У нас большой потенциал доверия».

Затем, продемонстрировав отличное знание современной русской литературы, Рассмусен обратился к наследию братьев Стругацких, предложив собравшимся задуматься о будущем и пофантазировать о том, каким могли бы быть отношения Росси и НАТО в ближайшем будущем, например, в 2020 году. «Я думаю, что сотрудничество Россия-НАТО к этому моменту будет естественным в области безопасности. Мы совместно будем бороться с трафиком наркотиков, пиратством и проводить общие миротворческие операции. Работая в области противоракетной обороны, мы объединим наши системы ПРО. Это защитит всех нас и свяжет нас политически. А совет Россия-НАТО будет важным форумом для обсуждения европейской и мировой безопасности» — такую картину ближайшего будущего нарисовал Расмуссен.

Звучит нереально? Сегодня, накануне наступления нового 2010 года может показаться, что это действительно картины из фантастического фильма, однако генсек НАТО уверен, что такой вариант развития событий пусть и амбициозен, но реален и вполне достижим. Более того, желателен, и, при здравом рассуждении — единственно возможен ради безопасности как России, так и стран Альянса.

«Я хочу четко заявить, как генсек Североатлантического альянса: НАТО никогда не нападет на Россию, НИКОГДА! (эти слова Расмуссен произнес четко, раздельно, глядя прямо на аудиторию) Мы не думаем что Россия нападет на нас. Мы перестали об этом беспокоиться и России тоже следовало бы перестать бояться нас! Если мы сможем построить отношения доверия и безопасности, то Россия получит возможность перестать беспокоиться по поводу угроз с Запада, которых не существует, и сможет бороться с терроризмом, наркотиками, экстремизмом внутри страны. И поскольку мы сталкиваемся с теми же рисками, вы можете рассчитывать на нас как на партнеров, вместо того чтобы воевать с призраками прошлого».

Впрочем, уверен политик, для того чтобы такое светлое во всех отношениях будущее все-таки наступило, необходимо в корне пересмотреть наши отношения, прежде всего, в сфере расширения НАТО. «Политика открытых дверей, которую проводит НАТО, во многом пугает Россию. У вас думают, что это попытка окружить Россию странами-членами Альянса, но это не так. Вступление в НАТО новых членов — это положительный момент для европейской безопасности в целом и для России в частности. Нам надо меньше следовать по пути подозрительности, и думать о том, в каких областях мы можем сотрудничать».

Развивая тему взаимного сотрудничества, Андерс Фог Расмуссен в целом повторил тезисы переговоров с российскими властями. Главной точкой соприкосновения Росси и НАТО в ближайшее время должен стать Афганистан «Трафик наркотиков из этой страны — наша общая беда. Я приветствую то сотрудничество, что было у нас до сегодняшнего дня, и рассчитываю на его продолжение. Нам предстоит не только воевать, но и научить афганцев самим бороться за свою безопасность».

Среди конкретных предложений генсека НАТО российской стороне — следующие пункты:
поставки вертолетов афганским вооруженным силам, обучение пилотов, снабжение запчастями и топливом.
обучение местных полицейских, передача опыта российских правоохранительных органов.
обучение и передача опыта в области борьбы с наркотиками.

У многих в аудитории были схожие чувства, которые подчеркнул в своей речи Расмуссен. Действительно странно, что именно Афганистан, некогда основной камень преткновения между СССР и Западом, сегодня стал флагманом взаимодействия России и НАТО, но это лишний раз свидетельствует о том, что всем нам надо менять свои взгляды.

Обеим сторонам процесса предстоит большая взаимная работа. Она состоит в том, чтобы совместно согласовать перечень угроз XXI века («Я гарантирую, что мы не будем включать друг друга в это список», — пошутил Расмуссен), ориентироваться на максимально возможную прозрачность стратегий и военных доктрин, а также обеспечить все условия для того чтобы работа Совета Россия-НАТО была бесперебойна и эффективна.



«Я начал с того что поделился видением 2020 года. Осознаю, что претворение этих планов в реальность зависит от изменения нашего сознания. Но ключ к новым отношениям Россия-НАТО нельзя искать в прошлом. Нам необходимо переориентироваться на будущее. В начале ХХ века одного изобретателя спросили, почему его интересует будущее, и он ответил: будущее — это то время, где пройдет его оставшаяся жизнь. Мы все должны подумать о том, что надо сделать для нашего общего будущего», — завершил свое выступление Андерс Фог Расмуссен.

Затем Расмуссен ответил на вопросы студентов МГИМО. Некоторые из них были довольно острыми.

Комментируя перспективы сотрудничества НАТО и ОДКБ по вопросу противодействия терроризму, генсек НАТО заверил всех, что Альянс готов к сотрудничеству со всеми игроками на международной арене, борющимися с терроризмом и наркотиками, независимо от их статуса, — будь это страны, блоки или иные объединения.

Говоря о планах НАТО в области европейской военной политики, Расмуссен заявил, что хотел бы видеть укрепление отношений между НАТО и ЕС. «Нам необходим более мощный европейский компонент в рамках НАТО. Мы уже начали это сотрудничество, и возможно, в ближайшем будущем страны ЕС смогут воспользоваться средствами НАТО при проведении военных операций, если таковая необходимость возникнет».

Одного из преподавателей МГИМО волновал ответ на вопрос о том, будет ли пересматривать НАТО терминологию в части определения понятия «угроза безопасности НАТО» и «нападение на НАТО». По словам Расмуссена, новая стратегическая концепция Альянса будет утверждена в ноябре 2010 года в Лиссабоне. При этом статья пятая договора НАТО останется неизменной, поскольку как раньше, так и сейчас ключевая функция НАТО — оборона членов этой организацией. Однако характер атак меняется, защита границ стран-членов Альянса начинается далеко от фактических границ (яркий пример тому — Афганистан), кроме того, расширяются границы областей, по которым ведутся атаки (например, атаки в киберпространстве). Поэтому по букве и духу статья пятая договора НАТО останется неизменной, но специфика понятия «защита территорий», очевидно, будет пересмотрена.

Комментируя зависимость военного потенциала НАТО от дальнейшего расширения Альянса, генсек заметил, что для НАТО принципиально, чтобы все его члены вносили равный вклад в НАТО. «Членство в НАТО — это не дар. Это реальное участие в эффективных военных операциях».

Самым острым, разумеется, был вопрос о потенциальном вступлении в Альянс Украины и Грузии. Как это будет способствовать декларируемой вами безопасности России, спросила одна из студенток МГИМО. «Чтобы быть с нами, страна должна реформировать общество и решить свои внутренние конфликты мирно. Мы не импортируем проблемы в Альянс. Но НАТО приняло решение на саммите в Бухаресте в 2008 году о том, что Грузия и Украина станут членами НАТО, и оно сохраняет силу. Но они пока не отвечают критериями. Мы сотрудничаем, чтобы эти страны достигли необходимого уровня».

Прозвучал вопрос и на датском, родном языке генсека. Он касался будущего российско-датских отношений. Расмуссен похвалил качество преподавания датского языка в МГИМО, а также указал, что в целом этот вопрос ныне лежит вне его компетенции, однако как гражданин своей страны он постарается на него ответить. «Я с радостью наблюдаю улучшение российско-датских отношений. Свидетельство тому — подготовка визита президента Медведева в Данию».

Комментируя перспективы ратификации новой версии договора ДОВСЕ, Расмуссен ответил, что уже поднимал этот вопрос в ходе переговоров с руководством России. «Это краеугольный камень мировой безопасности, но мы находимся сейчас в неудачной ситуации. Новая версия договора не ратифицирована рядом стран, а к России есть вопросы по части невыполнения некоторых обязательств. Мы предложили постепенную ратификацию, плюс переговоры с Россией по поводу выполнения ее обязательств. Пока не могу назвать конкретных сроков решения этой проблемы, но я ожидаю прогресса по данному направлению».

Затем разговор вновь коснулся расширения НАТО. «В России есть мнение, что вход Грузии и Украины в Альянс ухудшит отношения России и НАТО. Как вы можете прокомментировать это предположение?» — спросила одна из студенток.

«Я знаю о вашей озабоченности, поэтому я долго сегодня обсуждал этот вопрос на самых разных уровнях. Считаю что лучший путь — это создание позитивной атмосферы доверия», — сказал Расмуссен

Затем ректор МГИМО А.В. Торкунов зачитал ряд вопросов к гостю, которые поступили по интернету. Первый касался сотрудничества НАТО и Китая в Афганистане. «Мы будем сотрудничать со всеми, кто сможет внести позитивный вклад в ситуацию в этом регионе», — сказал генсек НАТО. Вторая тема -противоракетная оборона — волнует весь мир не меньше. «Я бы хотел видеть сотрудничество России и НАТО по этому вопросу. Возможна интеграция ваших и натовских систем ПРО с целью создать полноценный противоракетный щит. Как вы знаете, США пересмотрели свои планы по размещению ПРО, и я приветствую этот новый подход, он обеспечивает защиту всех союзников. Считаю ракетную угрозу реальной и поддерживаю ускоренное размещение систем ПРО. Но ракеты угрожают всем, и мы должны сотрудничать, вместе оценивать опасность и вместе ей противостоять».

Завершающий вопрос снова волей-неволей коснулся Кавказа. «Ситуация с войной в Южной Осетии наглядно продемонстрировала, что в случае несогласия сторон Совет Россия-НАТО блокируется западной стороной. Где гарантии, что такая ситуация не повторится в будущем?» На этот вопрос Расмуссен отвечал прежде всего как глава и один из создателей упомянутого Совета. «Мне нужен форум для дискуссии, согласны мы или не согласны по каким-то вопросам. Да, ожидаются непростые дискуссии, но я хочу сохранить площадку для открытых обсуждений и ставлю перед собой задачу реализовать весь потенциал этого совещательного органа».

Генсек НАТО поблагодарил аудиторию за интересные и актуальные вопросы, отметив и высоко оценив уровень языковой и профессиональной подготовки в МГИМО. На прощание ректор Университета вручил гостю традиционный подарок, трехтомник «Дипломаты России», указав, что, хотя книга и написана на русском языке, генсек НАТО сможет ознакомиться с ее содержанием, поскольку, как нам известно, одна из его дочерей говорит по-русски и сможет перевести интересующие политика страницы.