Оптика сталинизма: эффект ослепления
На модерации
Отложенный
СССР. Этого государства на карте мира нет уже почти двадцать лет. Но тема СССР в прошлое так и не уходит. В последние годы, казалось бы, из архивных запасников вытащили все секретные документы и неизвестные ранее факты стали известны. Расставлены исторические оценки, выявлены различия общественных позиций, отточены основные аргументы и дискуссионные приемы. Тема исчерпана. Исчерпана ли?
Почему же тогда интерес к ней не только не угасает, но и заметно растет?
Только ли в связи с хроническим обострением идейного противостояния в обществе по поводу нашего прошлого?
Нет. Не только. Есть нечто такое, что, уйдя в подполье еще во времена поздней советской реальности и не попав под завалы распавшегося СССР и сумятицу последующего лихолетья, вовсе не погибло и продолжает сохраняться там до сих пор. А возможно, уже и начало вновь выходить на поверхность, набирать жизненные соки и силу. Это еще не подземные толчки истории. Это лишь редкие пульсы ее скрытых токов. Но даже они рождают у истеблишмента и его либеральных адептов невнятное беспокойство по поводу будущего, которое заставляет их вновь и вновь обращаться к теме СССР. Более того, интерес к этой теме у противоборствующих идейно-политических сторон постсоветской России вызван еще и беспокойством, идущим от неразрешенности каких-то своих собственных методологических и идейно-теоретических проблем.
Практика общественных дискуссий о социальной природе советской системы на протяжении последних десятилетий выявила одну постоянную величину - из всех этапов ее истории наибольший интерес и наибольший полемический накал до сих пор вызывает именно сталинский период. Причем такое предпочтение характерно как для либералов, так и для консерваторов - и не только левых (сталинистов), но и правых. Налицо и еще одна константа: внимание к сталинскому периоду и у сталинистов, и у либералов вызвано не столько самой темой сталинизма, сколько фигурой Сталина - достаточно взглянуть на предметный и именной указатели книг, написанных на сей счет, чтобы убедиться в этом.
И здесь - важное принципиальное сходство между постсоветскими сталинистами и либералами.
Сталинский период - общность предпочтений
Понятно, что подобное сходство не отменяет различия между ними в содержательной стороне такого интереса. Но оно далеко не случайно. Для этого сходства предпочтений есть веские причины.
Во-первых, включение в названную тему дает возможность хотя бы в идеальных формах (и без риска для жизни) приобщиться к не мелочной, не фарсово-интриганской, а крупномасштабной истории и в этом приобщении хоть как-то оценить себя, собственное значение. Ведь даже самые ярые либералы понимают, что деньгами человека можно испытать, но не измерить.
Во-вторых, история сталинского периода с ее мощнейшими противоречиями не может не искусить исследователя своим научным вызовом.
В-третьих, выход на фигуру Сталина дает возможность сократить радиус приближения и приобщения (хотя бы через сферу идеального - оно и безопаснее) к тому, кто сам являл собою символ абсолютной власти, то есть в некотором роде - как бы к богочеловеку. Любопытно, но для либералов, как и для сталинистов, Сталин - символ силы, а с этим либералы считаются независимо от своего личного отношения к нему.
Кстати, какой персонаж из «Мастера и Маргариты» вызывает у современных поклонников этого романа наибольший интерес? Мастер? Маргарита? Как бы не так. Воланд - тот, кто символизирует силу власти над другими, а какова при этом природа такой власти - это уже не столь для них важно.
В-четвертых, история сталинского периода притягивает своей драматургией - столь богатой, что целого Союза советских шекспиров мало, чтобы подать ее во всей полноте. А без драматургии личностного бытия даже автобиографию не заимеешь, разве что только номера банковских счетов.
В-пятых, приобщение к этой теме хотя бы задним числом позволяет свести счеты с советским прошлым. А счеты эти так и не сведены. И не только в политике, но и в культуре. Быть может, в культуре - прежде всего.
Соцреализм: антиподы сталкиваются спинами, пятясь друг к другу
Пытаясь доказать несостоятельность идей социализма (и одновременно отрицая ленинский принцип партийности в искусстве), некоторые продвинутые либералы поступают совершенно правильно, когда основные контраргументы изыскивают на поле культуры, а не идеологии, ибо культура - незамутненное идеологическими симулякрами alter ego любой социально-политической системы. И это первый правильный шаг таких либеральных исследователей.
Их второй правильный шаг заключается в том, что они рассматривают культуру на уровне не только ее манифестов, но и их практического воплощения.
Потом они делают третий - самый важный и самый верный - шаг, когда основное исследовательское внимание обращают на то, что составляет суть любой культуры, - на ее художественный метод. Вот почему тема социалистического реализма (соцреализма) до сих пор остается в поле внимания серьезных либеральных авторов, из-под пера которых за последнее время вышло немало интересных работ с богатым фактологическим материалом и любопытными исследовательскими ходами.
Но вот далее... Далее они делают ход, который выявляет ахиллесову пяту либеральной методологии анализа соцреализма. И с этим важно разобраться повнимательнее. Обстоятельно описывая художественную практику советского (прежде всего - сталинского) периода, они (невольно?) выделяют из нее только образцы официозно-казенного искусства - то, что я бы назвала официозным соцреализмом, иллюстрируя все это редкими, но интересными фактами (и с подобной иллюстративной задачей они справляются лучше, чем иные их оппоненты). Все феномены советской культуры, не подпадающие под такое заранее установленное клише, они (опять же невольно?) не видят или в лучшем случае не относят к соцреализму.
Глубочайшее противоречие между навязываемой извне официозной формой соцреализма и его имманентной устремленностью преодолеть существующие формы отчуждения - такое противоречие либеральные исследователи соцреализма не могут видеть. И потому: закостенело-бюрократические превратные формы метода они выдают за его имманентно-противоречивое живое содержание.
Это вовсе не умышленная подмена, это аберрация, и она не случайна: мировоззренческая оптика либеральных исследователей, как правило, не позволяет увидеть два разных, более того - два противоположных качества соцреализма, различить его превратную форму и подлинное содержание.
Правда, тут вполне справедливо возникает вопрос: а что, разве было два соцреализма - плохой и хороший? И чем же в этом случае хороший (творчески-романтический) соцреализм отличался от плохого (официозного)?
Для начала замечу: если существуют превращенные формы какого-то феномена, то это означает, что есть и его подлинное содержание, по отношению к которому эти превращенные формы выступают его производными. Следовательно, проблема может быть несколько уточнена: метод навязывания культуре идеологических канонов - это и есть весь соцреализм или же это все-таки превращенная форма гораздо более богатого, нового для XX века художественного метода? И разве портреты вождей Дмитрия Налбандяна и «Будущие летчики» Александра Дейнеки вышли из одного и того же соцреализма?
Отвечая на этот вопрос, автор выдвигает идею двойственной природы соцреализма, как, впрочем, и всей советской культуры. Эта двойственная природа советской культуры была обусловлена противоречивостью общественной природы самой советской системы как системы переходных отношений, что, в свою очередь, задавало и два прямо противоположных вектора развития общества и человека в СССР. С одной стороны, это освобождение от господствующих форм отчуждения, с другой - порабощение отчужденными (в том числе и специфически-советскими) формами. Оба вектора развития существовали не изолированно друг от друга, а в теснейшем диалектическом и антагонистическом переплетении. И вот в этом-то вся трагедийность - и одновременно драматургичность - характерного для СССР бытия художника и советской культуры.
Мера и характер разрешения онтологического конфликта этих двух направлений как раз и определяли меру подлинности или превращенности соцреализма как художественного метода.
Итак, соцреализм, с одной стороны, был методом реального разотчуждения, то есть методом творческого освобождения от отчуждения в сфере идеального, причем в хронотопе - здесь и сейчас, а с другой - средством усиления господствующей формы власти (культа Сталина), а значит, подавления советского человека как гражданина и художника.
Сущность же творческого соцреализма заключалась в ином. Генетически рождаясь из классового подхода, этот метод, однако, как никакой другой, нацелен на диалектическое снятие классовости в мире культуры. То есть соцреализм - это метод диалектического снятия идеологии (как отчужденной формы общественного сознания, в том числе идеологии как формы классового духовного производства) в неотчужденные отношения мира культуры. Вот почему соцреализм был и остается методом снятия идеологии в культуре. И это было не бегство от идеологических противоречий, а именно диалектическое снятие, то есть преобразование их в постклассовую форму, каковой и является подлинная культура. Именно поэтому соцреализм становился методом рождения культуры, открытой в будущее и являющейся достоянием всего мира (творчество Эйзенштейна, Маяковского, Дзиги Вертова и др.).
Именно то обстоятельство, что соцреализм - это метод трансформации классовой идеологии (идей) в художественную культуру (художественные образы), то есть метод перехода из «царства необходимости» в «царство свободы», как раз и определяет искусство соцреализма как искусство переходного типа. Вот почему оно отражает не наличное состояние действительности, а процесс ее перехода из одного состояния в другое на пути становления своей родовой сущности. И именно само движение, сам этот переход (его образ, качество и характер) становятся критерием художественной состоятельности произведения.
С точки же зрения метафизика, воспринимающего действительность как некий неизменный абсолют, господствующий над индивидом, искусство соцреализма неприемлемо уже хотя бы по одной этой причине. Для метафизика нет ни противоречий, ни их снятия, ни перехода, ни диалога, ни метода разотчуждения. Не видя и не чувствуя живых токов жизни и ее противоречий, метафизик-наблюдатель, скользя по поверхности, замечает лишь внешние формы, и потому соцреализм для него - это некий искусственно созданный идеологический конструкт, отвечающий интересам политической власти.
Но анализируя проблему соцреализма, нельзя забывать и о другом феномене, к которому он не сводим, но с которым связан. Речь идет об официозном соцреализме как одном из проявлений превращенных форм этого метода. Для его появления были более глубокие основания, главным из которых стало нарастание сталинистско-бюрократических тенденций в 1930-е годы, что постепенно привело к вырождению и социального творчества, и его субъекта. Сущность сталинизма проявлялась не только в политических формах советской реальности, не только в ГУЛАГе. Корни проблемы лежат глубже - в области соотнесения конкретно-исторического и родового человека, в культурных эманациях эпохи. И дело здесь не в идеологической риторике. Вот почему проблема творческого метода (разотчуждения), по-прометеевски талантливо и дерзко заявленная большевиками как принцип бытия в истории, уже в 1930-е годы стала ахиллесовой пятой сталинизма. Соответственно такой феномен, как социалистический реализм, не мог не отразить этих процессов.
Официозный соцреализм - это вытеснение художественных критериев искусства критериями формально-идеологическими. Это подмена проблемы общественной позиции художника вопросом его политической и служебной лояльности к внешнему канону и задающему такой канон госпартхудначальству. Это тематический диктат по отношению к художнику. Диктат схоластики и догматизма над реальностью.
Так что же все-таки предопределило появление превращенных форм соцреализма? Чаще всего звучит такой ответ: советская власть провозгласила этот метод для осуществления своего контроля над художником и его творчеством. Кроме того, этот метод отвечал ментальному коду советской системы, прежде всего - тоталитарной сталинской системы 1930-х годов.
Одной из важнейших предпосылок возникновения официозного соцреализма является отрицание диалектики. В концепте официозного соцреализма понятие «противоречие», как правило, рассматривалось не как проявление объективных законов общественной практики индивидов, а как следствие привнесения их в советскую реальность некими чуждыми, вражескими силами.
Надо сказать, что подобный сталинистский подход с удивительной точностью воспроизводят сегодня современные либеральные критики советской системы вообще и советской культуры в частности: вопрос противоречий советской системы они сводят к вопросу злодеяний вредителей (теперь уже большевиков), преступно сломавших логику цивилизационного пути развития России.
Во всяком случае, и сталинисты, и либералы одинаково игнорируют не только проблему противоречий общественного развития СССР, но и значение практики их разрешения (социальное творчество). И это еще одно сходство постсоветских сталинистов и либералов.
Теперь попытаемся показать природу возникновения превращенных форм соцреализма. Понятие «противоречие» и тем более - «противоречия социализма» - в парадигме официозного соцреализма утверждалось и воспринималось лишь как что-то враждебное социализму. Реально в общественном сознании шло избавление от этого понятия. Вот он, наглядный идеализм от сталинизма: вместо того чтобы разрешать реальные противоречия, он начинал бороться с понятиями. Результатом этого стала трансформация социального творчества с его идеей освобождения мира от насилия рабских форм бытия в теологическую модификацию социализма (сталинизм), которую Александр Бузгалин называет мутантным социализмом.
Так на смену диалектическому материализму большевизма приходил метафизический идеализм сталинизма. Сначала понятие «противоречие» (понимаемое как субъективное по происхождению и диверсионное по характеру действие антисоциалистических сил) обретало свое персонифицированное выражение в лице очередных «вредителей» или «врагов народа». Далее умысел отождествлялся с вредительством как неким уже совершенным действием, и уже затем начиналась настоящая расправа с «вредителями» - как политическая, так и физическая.
Аналогичная тенденция экстраполировалась и в область культуры: художник, показывавший в своем искусстве противоречия советской действительности, по отношению к идеологическому канону официозного соцреализма выступал не иначе как вредитель. Именно такой подход и лежал в основе официозного соцреализма, обретая свое оформление через ждановско-сусловские вердикты и интерпретации советского искусства.
Так видимостное снятие противоречий (а в действительности - их подавление) становилось важнейшей предпосылкой появления и воспроизводства официозного соцреализма, что с неизбежностью порождало формализм, уродовавший и творческие интенции художника, и его произведения, и его личность.
Еще раз подчеркнем: если метод творческого соцреализма предполагает раскрытие противоречий реальности через их разрешение, то искусство официозного соцреализма наоборот пытается освободиться от них, получая в конечном итоге искусство, очищенное от противоречий жизни.
В логике официозного соцреализма именно устранение (видимостное снятие), а не разрешение противоречий рассматривается как верный путь к созданию идеального, то есть очищенного от противоречий, образа реального социализма. В этой очищенности искусства от примесей (противоречий) жизни якобы и заключается его художественная правда и идейная выдержанность. И уже затем такой очищенный от противоречий образ действительности выдавался за некий канон художественного мировидения, который, в свою очередь, становился надындивидуальной субстанцией, политически подавлявшей художника.
Но этот канон являлся не только начальным (из него творец должен был исходить), но и одновременно конечным (на него ему надлежало ориентироваться) пунктом того, что следовало считать художественным процессом. В итоге конечным результатом творчества должен был быть исходный образ (канон). Это прямое и формальное тождество начала и конца одного и того же процесса как раз и делало лишним то, что должно было их диалектически соединять в единое целое, то есть сам творческий процесс. Вот почему искусство официозного соцреализма, объективно отвергая процесс творчества, не могло не быть лишено жизни, внутреннего движения, энергии, выражая собою лишь символические знаки отчужденных отношений. Если ГУЛАГ стал памятником неспособности сталинского режима разрешать реальные противоречия истории, то официозный соцреализм - памятник такого же бессилия, но уже в области культуры.
Замыкание советской культуры исключительно на ее превращенных формах оказывается принципиально значимым: для постсоветских либералов, согласно их мнению, идеи социализма давно доказали свою историческую несостоятельность, осталось только доказать их культурно-эстетическую недееспособность. И здесь официозный соцреализм выступает одним из самых мощных аргументов.
Но пытаясь доказать такое тождество, постсоветские либералы попадают в собственные ловушки: они не столько высвечивают художественную несостоятельность соцреализма, сколько в собственной беспомощности понять его латентную диалектичность обнаруживают свою методологическую общность со сталинистами.
Во-первых, эта общность проявилась в том, что и те и другие не видят принципиальной разницы между сущностью соцреализма и его превратными формами. И для тех и для других это неразличимые, более того - тождественные понятия.
Во-вторых, предметом критики и тех и других являются не сами действительные противоречия метода, которые надо вскрывать и показывать, а их собственные, а по сути - превратные представления о соцреализме.
В-третьих, и те и другие демонстрируют доктринальное отношение (апологетика или негация - это не столь важно) к понятию «соцреализм», затрудняющее и без того сложную проблему его методологического осмысления.
Впрочем, у них есть и формально-логическое различие: если сталинисты утверждают официозный соцреализм как подлинный соцреализм, то либералы утверждают обратное - подлинный соцреализм есть не что иное, как официозный соцреализм, и другим он быть не может.
Итак, мы видим, что и те и другие, утверждая тождество критического соцреализма и его превратных форм, по сути, бьют по одному и тому же положению, но только с разных концов - и это различие уже непринципиальное. Они все более сближаются в своей методологии и теории, двигаясь по одной метафизической прямой, но сближаются, пятясь.
Сталин как символ субстанции бытия
Мне ни разу не доводилось видеть художественный образ Сталина в советском изобразительном искусстве, который был бы абсолютно свободен от канонического влияния официозного соцреализма. Как правило, в каждом его образе чувствуется диктат символического прочтения.
Такой образ вождя обычно являл собой не столько результат непосредственно-художественного видения, сколько представление его автора о каноническом образе Сталина в господствующих гештальтах художественного сознания того времени. Связь между художником и действительностью, искрящее замыкание которых как раз и рождает художественный образ, здесь утрачивала свой непосредственный характер: между ними вставал господствующий и над художником, и над образом вождя императивный канон, указующий, как надо видеть и изображать «лично Самого». И в этом случае и художник, и сама реальность вступали в отношения друг с другом не прямо, а опосредованно - через канон. Так образ вождя, пройдя это двойное абстрагирование (представление о представлении) и утрачивая свою исходную конкретность, объективно превращался в абстракцию - символическую по содержанию, схематичную по форме.
Логика официозного соцреализма, в лоне которого как раз и рождался Сталин как символ субстанции бытия, задавала прямо противоположное диалектике восхождения от абстрактного к конкретному движение - от конкретного к абстрактно-общему. Более того, обретая значение абсолюта, эта новая (созданная художником) модификация канонического образа вождя в конечном итоге становилась неким предельным понятием, ни к какому другому понятию уже не сводимым.
Наоборот, теперь все другие понятия сводятся к нему и сходятся в нем. Как предельное понятие образ (вождя) становился исходным и одновременно конечным пунктом всего сущего, а их формальное тождество как раз и делало его основой, вершиной и центром всего этого сущего. Вот почему символ Сталина в сталинский период воспринимался главным образом как субстанция всего и вся, то есть как некое едва ли не божественное начало.
Одним из примеров такого восприятия может послужить дневниковая запись Корнея Чуковского от 22 апреля 1936 года, которую приводит в своих мемуарах известный литературовед Эмма Герштейн: Вчера на съезде (ВЛКСМ) сидел в 6-м или 7-м ряду. Оглянулся: Борис Пастернак. Я пришел к нему, взял его в передние (рядом со мной было свободное место). Вдруг появляются Каганович, Ворошилов, Андреев, Жданов и Сталин. Что сделалось с залом! А ОН стоял, немного утомленный, задумчивый, величавый. Чувствовалась огромная привычка к власти, сила и в то же время что-то женственное, мягкое. Я оглянулся: у всех были влюбленные, нежные, одухотворенные и смеющиеся лица. Видеть его - просто видеть - для всех нас было счастьем. К нему все время обращалась с какими-то разговорами Демченко. И мы все ревновали, завидовали, - счастливая! Каждый его жест воспринимался с благоговением. Никогда я даже не считал себя способным на такие чувства. Когда ему аплодировали, он вынул часы (серебряные) и показал аудитории с прелестной улыбкой - все мы так и зашептали: «Часы. Часы, он показал часы», - и потом расходясь, уже возле вешалок вновь вспоминали об этих часах. Пастернак шептал мне все время о нем восторженные слова, а я ему, и оба мы в один голос сказали: «Ах, эта Демченко заслоняет его (на минуту)». Домой мы шли вместе с Пастернаком и оба упивались нашей радостью. Еще более значимым примером проявления этого ослепленного сознания является реакция Татьяны Максимовны Литвиновой - дочери бывшего наркома иностранных дел и жены скульптора Ильи Слонина на приведенный выше рассказ Корнея Чуковского:
Когда я в дневнике К.И. Чуковского читала об их искренней любви к «вурдалакам», я подумала - ведь это истерика. И еще: подо всем этим все же был страх - «страх Божий». Сужу по себе, по своему впечатлению, когда - единственный раз - слышала и видела Сталина, выступавшего на съезде (1936?) по поводу Конституции. Я его обожала! Власть - всевластность - желание броситься под колесницу Джаггернаута. Отец, Бог - полюби меня!
Так что не только сталинисты переживали такое ослепление. Впрочем, можно ли говорить о власти ослепления применительно к таким крупным художникам, как Мандельштам, Пастернак, Булгаков, которых сегодня подают исключительно как беспомощных жертв сталинского режима? Да, их могли не печатать (что действительно бывало), но представить, чтобы кто-то, даже сама власть, могла заставить их творить под диктовку, - это кажется почти невозможным.
Но как тогда объяснить следующие факты?
Осип Мандельштам пишет «Оду Сталину».
После долгого перерыва Михаил Булгаков берется за пьесу о Сталине («Батум»), в основу которой он хотел положить события батумской стачки рабочих 1902 года. В книге Виталия Виленкина можно найти такие воспоминания:
Хмелев пишет жене Н.С. Тополевой: «Был у Булгакова - слушал пьесу о Сталине - грандиозно! Это может перевернуть все вверх дном! Я до сих пор нахожусь под впечатлением и под обаянием этого произведения. Утверждают, что Сталина должен играть я. Поживем - увидим. Заманчиво, необычно, интересно, сложно, дьявольски трудно, очень ответственно, радостно, страшно!»
В связи с кончиной Надежды Аллилуевой тридцать три писателя написали сочувственное письмо Сталину, которое было опубликовано 17 ноября 1932 года в «Литературной газете». Борис Пастернак это письмо не подписал, а приложил отдельную записку со следующим текстом:
Присоединяюсь к чувству товарищей. Накануне глубоко и упорно думал о Сталине, как художник - впервые. Утром прочел известье. Потрясен так, точно был рядом, жил и видел.
И уже 18 ноября в «Правде» было помещено письмо Сталина в редакцию «Литературной газеты» с общей благодарностью.
В январе 1936 года в «Известиях» был опубликован стихотворный цикл Бориса Пастернака, посвященный Сталину.
Что за всем этим - в действительности? Вопрос сложный.
Но в поисках ответа на него не стоит забывать, что значение художника измеряется не тем, насколько он остается не запятнанным противоречиями своей эпохи, а тем, насколько он, проживая их и в них, пытается разобраться и разрешить их. Такой художник сам вырастает до понимания противоречий своего времени, иногда опережая его, иногда идя в ногу с ним.
Любопытно, что если подчинение человека ослепляющей власти сталинизма носило характер массового действия, то освобождение от этой формы отчуждения, как правило, имело сугубо индивидуальный характер. Вот почему высвобождение от этого внутреннего ослепления Сталиным проходило у каждого через свою трагедию. У Пастернака, например, через гибель его грузинских друзей - поэтов Тициана Табидзе, Паоло Яшвили и др.
В связи с этим не могу не упомянуть размышления и признания Константина Симонова, который имел мужество проживать противоречия своей эпохи и честность не казаться умным и мудрым задним числом, а брать на себя ответственность за свое время:
Невозможно писать роман о Великой Отечественной войне, не упоминая там, где исторически необходимо, имени Сталина. Больше того, я думаю, что весь трагизм этой темы можно показать, лишь если дать всю силу контраста между тем, что мы знаем о Сталине сейчас, и тем, что подавляющее большинство людей знало о нем тогда, в годы войны; между теми чувствами, которые мы испытываем сейчас, и теми чувствами, которые в силу незнания подлинных фактов испытывало громадное число людей тогда. Без этого контраста, данного в полных его масштабах, не будет ни подлинной трагедии, ни полного историзма.
Он (Сталин. - Л.Б.) был человек страшный и великий, великий и страшный, и говоря о нем, не приходится забывать ни того, ни другого. К этому взгляду я пришел постепенно, и в выработке его сыграл большую роль Двадцатый съезд, который я считаю важной и необходимой вехой в истории нашего общества и одним из самых значительных событий на протяжении моей жизни.
Я считаю, что наше отношение к Сталину в прошлые годы, в том числе наше преклонение перед ним в годы войны это преклонение в прошлом не дает нам права не считаться с тем, что мы знаем теперь, не считаться с фактами. Да, мне сейчас приятнее было бы думать, что у меня нет таких, например, стихов, которые начинались словами: «Товарищ Сталин, слышишь ли ты нас...», но эти стихи были написаны в сорок первом году, и я не стыжусь того, что они были тогда написаны, потому что в них выражено то, что я чувствовал и думал тогда, в них выражена надежда и вера в Сталина. Я их испытывал тогда, поэтому и писал. Но с другой стороны, все, что мы знаем теперь, обязывает нас переоценить свои прежние взгляды на Сталина, пересмотреть их. Этого требует жизнь, этого требует правда истории.
Тема внутреннего разрыва со Сталиным нашла свое отражение и в выдающемся романе Симонова «Живые и мертвые», который мой отец, закончивший войну в качестве фронтового разведчика в неполные семнадцать лет, назвал одной из самых честных книг о войне.
Упомяну лишь одну сцену внутреннего прощания генерала Серпилина со Сталиным:
Серпилин вдруг близко, вплотную увидел безжалостно спокойные глаза. Увидел эти глаза и вдруг понял то, о чем до сих пор боялся думать: жаловаться некому.
* * *
Эффект ослепления Сталиным имел вовсе не метафизические корни. Наряду со многими негативными предпосылками была еще одна, но уже положительного свойства. Она была связана с тем, что практика социального творчества 1920-х годов пробуждала у революционного индивида восприятие себя как творца истории.
Но для укрепляющегося сталинизма идея субъектного бытия в истории, равно как и идея социального творчества были чужды в принципе. Тем не менее даже сталинизм не мог игнорировать идею субъектности - слишком мощным был энтузиазм революционных масс. И с этим фактом сталинизм не мог не считаться. Но это противоречие он разрешил по-своему: сталинизм отчуждает от революционного субъекта такую форму его самосознания, при которой он воспринимал бы себя в качестве непосредственного субъекта истории, и подменяет ее другой, согласно которой понятие «творец истории» теперь связывается с именем Сталина.
Другими словами, сталинизм как форма попятной модернизации породил превратную форму императива революции - освобождение от власти Бога, царя и героя. Теперь сам Сталин стал символом и Бога, и царя, и героя. И это триединство стало основой тенденции патриархальной модификации социализма. Более того, со временем Сталин воспринимается вообще как символ субстанции всей советской реальности.
Таким образом, если понимание проблемы соцреализма как либералами, так и сталинистами выявило общность их методологической оптики в сфере культуры, то тема Сталина выявила этот же род общности, но уже в истории.
Два полюса - сталинизм и либерализм - сходятся, но сходятся, пятясь. По сути, они утверждают один и тот же императив: первые - что сталинизм есть подлинный социализм, а вторые - что социализм может воплощаться единственно в форме - в форме сталинизма.
И утверждение этого тождества, хотя и с разных сторон, обнаруживает не просто глубинную общность между сталинистами и либералами, но еще и их генетическую связь, указывающую на то, что именно современные российские либералы как раз и являются идейными наследниками сталинизма.
Комментарии
НА ЗУБИЛЕ - КОЖА!
ЛЕНИН - БУЙ, СТАЛИН - БУЙ,
НУ И ПУТИН - ТОЖЕ!
Гитлер и сталин - это две стороны одно медали. Медали по имени Авторитарный режим чиновников.
2. Будущее России принадлежит молодым, как Максим Калашников, для которых Гитлер и Сталин равны в своих злодеяниях по отношению к своим народам. И прагматизм, разум и просвещенность которых может спасти не только их самих, но и Россию.
Интересно Ваше мнение о современной Власти в России:
1 - в контексте того, как идеологическая машина, созданная Берией и Сталиным (БеС) в
формате КГБ - как эту машину используют ЕдРо? (вместо КПСС ?) и ВП? - как Сталин?
2. о статье \"Государственные чиновники предприниматели -
это раковая опухоль в нежном теле Государства России\"?
Или молодые горе-реформаторы-либералы ваши друзья?...
А власти в современной России нет, по крайней мере, русской,а есть ИГО или оккупация, кому как нравится...
Поэтому напрашивается вывод о том, что все антисталинисты - это или уже состоявшиеся, или потенциальные преступники. Как говорится, третьего не дано!
Сталин начинал с терроризма в Баку, гд его осудили на каторгу
за убийства людей и грабеж четырех кораблей.
Кавказские террористы - Берия, Микоян были очень рады???
Смерть Тиранам, Пиночетам и Пол Потам!!!
ВАК,проф..док.наук,маг.прав.WDU.
\"Последнее время, столько много докторов наук развелось, что создается впечатление что науки серьено больны\"
Это я к тому что даже если Вы доктор не надо \"лечить\" всех остальных... при Сталине даже в ВОВ войну ВВП рос, а у нас с нашими дармоедами экономистами и докторами кризис блин пожизненный.
Смерть тиранам-либералам и их штатным и нештатным поклонникам
Для меня он просто предатель, который подставил своего товарища, написав с фронта письмо с высказываниями о Сталине, только ради того чтобы попасть в лагерь. Потому что понимал, что в лагере его собратья по вере, не дадут ему загнуться, а на фронте могут и убить...
А про миллионы "замученных" мне не рассказывайте. Мой дед тоже репрессированный по национальному признаку. Но в отличии от вас он прекрасно понимал, что Сталин не имеет к его беде ни какого отношения. Везде были перегибы. Так же как и сейчас. Скажите ещё что наши россионские суды справедливо судят и нет ментовского безпредела.
И тут ещё надо посмотреть. На мой взгляд сегодняшние события куда пострашнее тех времён. Потому как сейчас войны нет, голода нет, разрухи нет. А Россия за время демократизаторских реформ потеряла около 20млн. человек (только по официальным данным, а они как известно всегда занижаются)
. Как мог в своих книгах трус и лагерный стукач описывать поведение Сталина в ноябре 1941 года? Конечно, "его Сталин" в страхе уезжает в Куйбышев и из бомбоубежища неделю названивает: сдали ли Москву? "Поверить нельзя было, что остановят, - остановили! Молодцы, конечно, молодцы. Но многих пришлось убрать: это будет не победа - если пронесется слух, что Главнокомандующий временно уезжал. Из-за этого пришлось седьмого ноября небольшой парад зафотографировать!..." Вот ведь как! И парада не было, и речь Сталин не говорил!
Жаль, не могут встать из братских могил и плюнуть Исаичу в жалкую бороденку, в его бесцветные от злобы глазки те, кто, пройдя у Мавзолея, сразу уходил в свой последний бой... До какой же низости может опуститься человек! Да, не пророк. Порок!
Не десятки миллионов. Ваши пиндосы загибают. За время правления Сталина, осуждено 3.5 млн., а расстреляно около 700 тыс. Есть документы, справки.
А чтобы доказать то что ваши писаки врут, достаточно попросить их показать документы подтверждающие что расстреляны миллионы. Тут они сразу начинают брызгать слюной потому как показать они эти документы не могут. В них указаны совсем другие цифры.
И ещё, если бы у них были реальные цифры репрессированных, то они не расходились бы в количестве. СоЛЖЕницин врёт что 100 млн., Яковлев говорит про 20 млн., а пресса утверждает что 40 млн. Если есть документы то почему такие разные цифры???
И хватит нести бредятину. Ни кому из вас не удастся очернить имя Сталина. Как бы вы и ваши хозяева сионисты не старались.
Жаль, что достаточно много нормальных людей оказались обмануты этой подлой ложью.
Ваш Сталин и ваш Сталинизм уже печенках сидит???
Сталин, Пиночет и Пол Пот - полный идиот
развернули массовый террор против своей страны???
ВАК,проф.,док.наук.маг.прав.WDU.
Так что качайте в инете, желательно из библиотеки газеты "Дуэль". Там копии стукаческого доноса Солженицина, во многих сайтах только текст.
Тут агентура ЦРУ пиар устроили Сталину и Сталинизму??
Зачем американским агентам и ЦРУ это надо????
Вы загляние на портал???
И эта позорная агентура тут же переговоры ведет
к дурить наша народ???
Пиносетов и Пол Потом к расстрелу
за массовый террор против людей и народов!!!
дохлый Сталин никому уже не страшен и не нужен???
Эй. ЦРУшники и ихние агенты??
Вы слышите нас???
А мы вас читаем???
ВАК,профессор,доктор наук, маг.прав.WDU.
И не надо херню нести про дохлых лошадей, в Азии ни когда не было такого голода, чтобы начали питаться падалью. Там всё растёт без особых усилий и затрат. Целый год можно прожить на одних фруктах.
А несёте чушь про Сталина только потому что сами небойсь проворовались или паскудство какое затевали.
Тех кого по недоразумению или по злому умыслу падлюк (пятой колонны) в лагеря упекли не много и они не орут в отличии от вас что Сталин жизнь им погубил. Потому что понимают что тогда происходило и кто за этим стоит.
А Сталин вам не по зубам вот вы и грызёте локти.
Ни документов, ни внятных доводов ни аргументов. Одни грязные слюни. Это всё на что вы способны со своими хозяевами в америке и израиле.
Ученье Свет, а неучеННЫх - тьма.
А вы кто дама или не ДАМ???
ВАК,профессор,доктор компьютерных наук WDU.
Отдыхайте, дедуля!
На Саяно-Шушенской Катастрофе виноваты кто???
Инженеров и рабочих держали как безработных рабов.
Терпеть не могу педагогов и дураков???
Грамотность и дурь одновременно???
Я, как инженер-электронщик и программист, считаю бескультурье, проявляющееся в безграмотном письме и злоупотреблении знаками препинания, недопустимым для образованного человека.
На основании этого считаю Вас необразованным и некультурным человеком и разговор с Вами прекращаю.
Привезли за станцию Актау, остановили эшелон и стали выгружать тех, кто умер. Бросали всех на землю под насыпь. Мёртвый батюшка лежал бородой в луже, так и примёрз бородой в лужу. Подогнали арбы и стали грузить трупы из эшелона, мальчишки помогли стрелкам погрузить всех мёртвецов лёжа, а Батюшку с ледяной бородой стоя в передке арбы. И все дети смеялись. Мама до самой смерти отмаливала этот свой детский смех. Да только за это Сталину прощенья быть не может.
В начале 1990-х годов жители Голышмановского района Тюменской области обратились в редакцию областной газеты с просьбой развеять миф о Петре Дьякове, утверждая, что ничего подобного в реальности не было: Дьяков солгал, никто на него не нападал, керосином не обливал и не поджигал; все это мистификация, подхваченная официальной пропагандой коллективизации. Письмо было передано для ответа в региональное управление ФСБ, и там в ходе изучения архивов выяснилось следующее:
Дело о покушении на жизнь четырнадцатилетнего тракториста коммуны "Новый путь" Дьякова Петра в ночь на 2 июля 1929 г. рассматривалось окружным судом г. Ишима и прекращено за отсутствием состава преступления. Установлено, что вспышка произошла по собственной неопытности Дьякова при попытке посветить спичкой в резервуар с керосином. Историю с нападением и поджогом Дьяков выдумал.
ТЫ подумай своей башкой, кто пришел ныне к власти, и какие они нечеченам рассказывают басни. А эти нечечены базар не фильтруют и бесплатно работают на разрушителей нашей Родины...
Кстати, а не выяснили Вы тот батушка с бородой. Он пулеметик за алтарем не прятал, чтоб учителок стрелять...
А своему другу-чечену перед войной я написал письмо: "Дорогой Аслан, скоро наша пьяная свинья пришлет к тебе гостей. Если останешься живым и будешь в Ростове, дорогим гостем будешь"...
идет 2010 год...
Сталин, Берия, Гулаг...
Мой прадед поехал за ними с целью выкрасть. Там его повязало НКВД, потому как просекло, что он приехал своровать семью врага народа. Посадили, о почти сразу же выпустили. Он выкрал их и привез домой. В это время семья (сплошь одни женщины) жестоко голодало. Время как раз голода в Поволжье.
Так вот дочь этого самого кулака, спасенная моим прадедом никогда не была нашей семье благодарна. Мало того, она постоянно обманывала, использовала и подставляла мою бабушку и деда. Так как всю жизнь считала их ниже себя.
Это я написал к вопросу о кулаках и стоило ли таких "замечательных" людей репрессировать.
ИМХО богатства честным трудом не наживешь. Кулак - обманщик (бизнесмен), вор и эксплуататор (бизнесмен)! Как бы сейчас их не пытались обелить их потомки.
А то в последнее время у всяких недоумков стало модно говорить о необходимости России избавиться от имперских амбиций.
Только эти недоумки не понимают, что логическим следствием этого будет развал эрэфии на княжества. Потому как РФ это империя. Пока еще.
Какое "богатство" было у этих работяг, корова и лошадь, прям "иксплататоры" олигархи. И не рассказывайте про то, как в те времена НКВД "выпускал", минимальный срок по ОСО был 5 лет. А как вы представляете себе благодарность вашей двоюрдной бабки и какие проблемы были между вашими родственниками это не вашего ума дело, у стариков к концу жизни всегда вспоминаются старые мелкие семейные обиды и при ближайшем рассмотрении они гроша ломанного не стоят. А прадед ваш молодец, что за семью брата заступился, правда эта поездка и "воровство", как вы называете семьи брата больше из области фантазии .
А вот им никакая совесть не мешала жрать хлеб и не делиться когда другие голодали. И я не говорю о соседях к примеру, им было жалко покормить детей своего брата. Вот это воспитание их дочь и впитала.
Сами меньше сказок про НКВД читайте. Путешествие прадеда туда и обратно, вместе с отсидкой заняло чуть больше года. И про "фантазии" вы моей бабушке расскажите.
Да и имел я опыт общения с той спасенной сволочью. Так что про мелкие обиды вы тоже не попали. Все так и есть как бабушка рассказывала.
Так вот не была она тотальной. И на местах каждый "вертел как хотел". Во всяком случае в первые советские годы. Кстати раскулачивание тоже не на 100% коснулось только кулаков. Конечно из за перегибов попали под репрессии и просто сильные труженики. Но количество их, от общей массы, было минимальным.
А о русских людях я думаю так, как они того заслуживают. И ни какого пиетета по отношению к русским не испытываю. На пьедестал не возношу. Люди как люди, ничем особенным от других людей на планете не отличающиеся. Но я так же не стыжусь, что я русский, и не важно какой я национальности, но я русский. И буду защищать этих людей если нужно будет до последней капли крови. Не потому, что они "богоизбганные", "самые умные", "народ - богоносец". А потому, чт...
А насчет сказок про тоталитаризм. То большевики получили возможность для тотального контроля только в конце 30-х, уже перед самой войной. И хорошо что получили, иначе страну мобилизовать не сумели бы вовремя.
А вот сейчас ничего по мобилизации не делается. Потому что у современной власти нет возможностей контролировать. Они даже заставить законы исполнять не способны. И это очень плохо. Ведь мы вновь стоим на пороге войны.
Большевик и меньшевик это не какие то политические течения. Так думать очень узко. Это философия. Одни выступают для счастья для всех. Другие только для них любимых и таких же как они. Одни считают всех людей равными, а другие считают себя и нескольких похожих на себя избранными, а всех остальных грязью у них под ногами. Думаю вы и сами это понимаете.
А если понимаете, то наверное и понимаете откуда появились при советской власти кулаки и батраки.
И для такой жизненной философии не надо институтов заканчивать. Вот от туда и большевики с меньшевиками.
А уж гражданская война была вообще не с кулаков. Тут то уж историю перевирать не надо. Я еще в нормальной школе учился, а не в современной.
А в гражданскую войну крестьяне воевали за землю, которая была у помещиков и кулаков, только её после НЭПа отобрали.
Вот сейчас фактически у власти эти самые меньшевики. Да, массовых расстрелов нет, но население уменьшается по миллиону в год. Это для вас не очень кровожадно?
Ну и что, что я не люблю свою двоюродную бабку. Это не помешало бы мне защищать ее в случае опасности для ее жизни.
Про деда тоже могу много интересного рассказать. Можете снова говорить, что это я придумал. Но мой дед не был коммунистом, он даже не был сочувствующим. И в молодость свою, когда был горячим чувашским парнем, поехал на заработки в Москву. Его оттуда вскорости выперли. Потому, что много говорил вразрез с политикой партии. Прошу заметить, выперли, а не посадили, не сослали в ГУЛАГ, не расстреляли. Но он видимо был совсем без башни, потому, что снова туда поехал. И ничего. Работал себе в метрострое. Откуда его на войну и призвали. Так он и был антикоммунистом до середины 90-х. Вот когда поглядел, что без коммунистов со страной стало, вот тогда то стал самым ярым коммунистом.
Ну вот наконец то теперь вы кулаков к гражданской войне не приплетаете. Хоть с этим разобрались.
А теперь в чем я не согласен с вами.
Современная власть, воспитанники не большевистской партии, а коммунистической. Разница между ними есть. Настоящих большевиков удалили от власти в начале 70-х. И пришли к власти \"шестидесятники\", стиляги. С начала 60-х общество постепенно приводили к буржуазному. Идеология была коммунистической, но на бытовом уровне люди уже становились буржуазией. А в управляющем аппарате это перерождение достигло самых больших высот. Один гараж Брежнева, состоящий из подаренных ему иномарок говорит о многом. Опять же ажиотаж вокруг импортного шмотья и снижении качества отечественного. Культ джинсов. Так о каких большевиках вы говорите? Какие же это большевики. Это советские буржуи. Спасибо Повелителю Кукурузы.
Кумира я из Сталина не делаю. Но учиться у него необходимо. И на его ошибках в том числе. А не как вы, охаивать это наследие и отмахиваться от него.
А дед мой может и был еще тот ходок в молодости. Ни сколько не удивлюсь этому открытию. Но он вырастил 5 дочерей. Одна из них была инвалид детства. Она кстати единственная получила высшее медицинское о...
Тем более не приписывайте Сталину и Берия всё, что происходило в то время. Не было у них единоличной власти. Не было.
Будьте уже объективны.
А фильм "Школа" ты посмотри. Похавай ваше же демократическое дерьмо...
Психика моя в прекрасном состоянии, я всегда весел, остроумен, очень работоспособен. Мои увлечения горные лыжи, дельтопланы, альпинизм, в свое время ходил с золотыми призерами первенства СССР, прыгаю с парашютом, акваланг. ЛЮдей, которые ругают Сталина считаю донорами по пересадке головного мозга. В лучшем случае они неинформированны, в худшем, просто дураки...
ну был сталин. ну строил. ну расстреливал - всё! оставьте историю в покое. надо идти вперед.
зы : мне лично не нужен грузинский еврей во главе России. уж лучше медвед пусть царём становится.
ну что до кртики, а те кто требуют не проливать ни одной слезинки сами это сделать могут? если да они бы не стали требовать понимаю всю сложность задачи, они бы сами делали, если нет - вот и требуют.
Античный принцип всё таки честней, там твои слова ничего не стоили если ты сам по ним не живёш.
Потому, что СССР впервые реализовал передовую технологию социальной жизни, свободной от эксплуатации и кризисов, основанной на общественной собственности на средства производства. И весь т.наз. негатив - это издержки первопроходцев.
Социализм - это технология жизни образованных и порядочных людей, именно за ней - будущее, а не за воровским капиталазмом, захлебывающемся в собственных гнойных выделениях.
Мои близкие родственники рассказывали мне, что в 1932 - 1933 годах с Украины и Кубани через нашу Воронежскую область шли тысячи и тысячи беженцев с детьми. Огромная или даже основная их часть замерзала на дорогах, где потом долго валялись окоченевшие трупы; обычно замерзали целыми семьями. Урожай в тот год был лишь чуть-чуть меньше среднего (хотя, конечно, после "коллективизации" урожаи вообще уменьшились). В сёлах Воронежской области голод тоже был (т.к. зерно у крестьян "образованные и порядочные люди" тоже отнимали, разумеется), но умирали от него лишь некоторые, а не целыми сёлами, как на Украине...
Отрывки из стихотворения "1933 год":
...Трупы лежат во дворах и в канавах,
Трупы в домах и в грязи придорожной.
Многие - в полузасыпанных ямах,
Полуистлевшие с осени прошлой...
С Буга, с Ингула, с Днепра и с Кубани
Беженцев толпы брели спотыкаясь.
Близких своих зарывая руками,
Женщины выли в снегу, надрываясь...
Те, кто добрались до города всё же,
Или до Киева, иль до...
Глаза пошире откройте!!!
За 17 лет правления банды Ельцина-Путина население страны уменьшилось на 17 !!! миллионов! Страна не ведет войн, а потери как в военное время. Идет целенапрвленный геноцид населения России; и если человек здраво мыслит, он должен понять: очернение Сталинских достижений - тривиальная промывка мозгов, зомбирование.
Только потом кого будем обвинять?!...
Голод не атрибут социализма, как вы пытаетесь ему навязать. Напротив, вспомните период развития соцгосударства, "период застоя", которым никакие кризисы были нипочем.
По сравнению с приватизаторами, с понтом усосавшими целые отрасли народного хозяйства, несчастные советские несуны, трясущиеся от одного слова - ОБХСС, выглядят невинными ангелами.
Прокомментируйте эту информацию в свете своих претензий.
Или, отобранная капиталистом прибавочная стоимость помогает выжить?
Или, государственная поддержка из общественных фондов помешает этому?
Что , собственно, Вы называете государственной поддержкой? Заградотряды вокруг Украинских сел и Кубанских станиц?
А что, вас удивляет, когда государство требует уплаты налогов, и создает спецслужбы для выполнения этой функции?
О продналогах.
Куда ж они девали это "все" - белье, ложки-поварешки, мебель, в Госхран, потомкам, что ли? Ясно - перераспределяли, чтобы спастись всем миром, а не единицам. Так было всегда и везде. Вон, в Южной Америке целые государства находят, вымершие от голода. А раскопки показывают, что одни граждане захвтывали ресурсы и обороняли их от сограждан. В Европе есть целые национальные праздники-представления, театрализированно показывающие такие события.
А сказки вашей тещи вы же мне и рассказываете, по вашему признанию. Вас тогда и в плане не было, так что, оставьте эти события на суд предков. А вы пообсуждайте события, которым вы очевидец - холодомор, развал СССР, кризис, грядущий голод и пр..
Получили голод...
"Страшнейшую картину, которую я тогда увидела, даже и близко невозможно сравнить ни с какими ужасами, пережитыми и увиденными мной в годы Великой Отечественной войны. Несколько подвод увозили большие семьи раскулаченных крестьян в Острогожск. На этих подводах, набитых битком маленькими детьми, сидели несколько женщин и стариков. Мужчин не было: очевидно, их арестовали раньше. Одежда на детях и женщинах была до того оборванная и грязная, что на эту бедноту было страшно смотреть, а некоторые дети были просто голые… Сквозь детский визг были слышны вопли и завывания женщин. Вокруг повозок ехали верхом вооружённые винтовками люди.
На въезде в Острогожск со стороны Воронежа, по левую сторону от дороги, стоит сейчас полуразрушенная церковь Тихона Задонского, за ней кладбище. Вот в эту церковь со всех населённых пунктов Коротоякского и Острогожского районов в 1929 – 1930 годах помещались советскими властями раскулаченные крестьянские семьи. Люди в страшной давке находились там неделями. Наступила зима, церковь не топили, а людей не кормили. В первую очередь там умерли все дети..."
Целина, зто хрущевский проект и чуть не погубил его размах распашки земель. Тогда не знали, что такое безотвальная обработка земли и нарушали севооборот в погоне за урожаем. Кстати, подобная беда была и в Канаде.
А Мыкита был верным сталинским слугой. Иосиф всех этих кукурузников выпестовал лично, за что ему особая \"благодарность\". Нормальный мужик из г...на пули не лепит.
От павших твердынь Порт-Артура,
С кровавых Маньчжурских степей,
Калека, солдат истомленный,
К семье возвращался своей.
Пришел он... В убогом жилище
Ему не узнать ничего:
Другая семья там ютится,
Чужие встречают его...
- "Жена твоя... Сядь... Отдохни-ка...
Небось твои раны болят".
- "Скажите скорее мне правду...
Всю правду!" - "Мужайся, солдат.
Толпа изнуренных рабочих
Решила пойти ко дворцу
Зашиты искать... С челобитной
К царю, как к родному отцу -
Надевши воскресное платье,
С толпою пошла и она...
И... насмерть зарублена шашкой
Твоя молодая жена..."
- "Но где же остался мой мальчик?
Сынок мой?.." - "Мужайся, солдат...
Твой сын в Александровском парке
Был пулею с дерева снят".
- "Где мать?" - "Помолиться к Казанской
Давно уж старушка пошла".
Избита казацкой нагайкой,
До ночи едва дожила..."
- "Не всё еще взято судьбою!
Остался единственный, брат,
Моряк, молодец и красавец....
"Два полюса - сталинизм и либерализм - сходятся, но сходятся, пятясь. По сути, они утверждают один и тот же императив: первые - что сталинизм есть подлинный социализм, а вторые - что социализм может воплощаться единственно в форме - в форме сталинизма.
И утверждение этого тождества, хотя и с разных сторон, обнаруживает не просто глубинную общность между сталинистами и либералами, но еще и их генетическую связь, указывающую на то, что именно современные российские либералы как раз и являются идейными наследниками сталинизма."
Ясно, что автор пишет, только для т ого,чтобы покрасоваться вот какой я умный (умная).!
а вот Ослепленный Гитлер:
23.12.1939
Господину ИОСИФУ СТАЛИНУ
Москва
Ко дню Вашего шестидесятилетия прошу Вас принять мои самые искренние поздравления. С этим я связываю свои наилучшие пожелания, желаю доброго здоровья Вам лично, а также счастливого будущего народам дружественного Советского Союза.
АДОЛЬФ ГИТЛЕР
фото газеты с поздравлением здесь - http://davnym-davno.livejournal.com
Прежде чем писать поинтересуйтесь историей.
Ну, сколько можно хамит советскую власть? Ну, сколько можно писать подобную ересь
.."Воланд - тот, кто символизирует силу власти над другими, а какова при этом природа такой власти - это уже не столь для них важно" или
.."любопытно, но для либералов, как и для сталинистов, Сталин - символ силы, а с этим либералы считаются независимо от своего личного отношения к нему".
Товарищи или господа займитесь делом!!! Ещё из Булгакова приведите в пример Шарикова (любопытно, не правда ли, у писателя в двух произведениях проглядывается тень оппозиционера). Нашла же в пример кого ставить...
Да не обманите вы народ всякой чепухой, хоть всю бумагу испишите антисталинскими лозунгами…
___________________
Зачем стадам дары свободы,
Их должно резать или стричь...
А.С.Пушкин
Комментарий удален модератором
Реабилитация сталинизма невозможна не только в силу ее моральной чудовищности.
Сталин не был ни великим политиком ни выдающейся личностью.Для того, чтобы руководить методом неограниченного террора особого ума не требуется. Тем более, что руководство сопровождалось сплошными провалами, которые компенсировались громадными природными ресурсами и многими миллионами человеческих жизней, которых в той стране никто никогда не считал. Сталин может быть идеалом только дефективной,ущербной у...
И жертв,положенных на алтарь либерализма миллионы.В 90-е в России умерло на 5-6 миллионов человек больше,чем в 80-е.
Ну и каков результат?Прилавки,заполненные назкокачественным и поддельным товаром?
Не слишком ли велика цена?
Не уверен в объективности ваших утверждений. Считаю это вашим личным мнением, поскольку сам принимал активное участие в студенческих отрядах. в 60-70х я девять раз выезжал на работу в их составе и не в качестве "руководителя". Так что понятие "энтузиазм" для меня не абстракция. А ваша ссылка на роман Булгакова, на мой взгляд, неправомерна по крайней мере по двум причинам. 1. Булгаков был не единственным писателем в то время, были и другие, создавшие более оптимистические произведения. 2. Трагичность его судьбы несомненна,что накладывает своеобразный (тоже трагический) отпечаток на его творчество. Ссылка на одного Булгакова не подтверждает отсутствие порыва.
Напрасно вы обвиняете меня в \"криводушии\". Заработок являлся немаловажной составляющей строительных студенческих отрядов, но далеко не главной. Деньги были важны, никто и не будет это оспаривать, но не они были главным побудительным мотивом участия в строительных отрядах. Может быть у вас и другое впечатление от участия в стройотрядах, но среди моих многочисленных знакомых и товарищей по этому делу нет ни одного (ни одного), кто бы ездил в студенческие отряды только на заработки. Я также сомневаюсь, что нынешние олигархи прошли закалку в стройотрядовских штабах. Я как-то не могу припомнить примеров этому. Может где-то на уровне выше районного, но я даже до районного уровня не поднялся, поэтому судить строго не буду. Вот участие в \"руководстве\" комсомолом - это да, соглашусь полностью, многие олигархи пришли оттуда. И еще, вы только не обижайтесь. Оставляйте ваш менторский тон. Я не ваш студент, а вы - не мой учитель, тем более, что ваши определения, на мой взгляд, не отличаются точностью. Еще раз прошу извинить за это личное замечание. Не желаю вас обидеть, тем более, что мне интересно с вами беседовать.
Беря в качестве примера лишь Булгакова вы пишете о строительстве мифа за жратву. Но ведь это только одна сторона медали, была и другая сторона, творческая (\"порывная\", если хотите), о чем и пишет Людмила Булавка. И ее статья мне понравилась тем, что в ней есть попытка показать диалектическую \"борьбу\" формы и содержания. Давно я не читал статей, имеющих хотя бы намек на диалектический метод. Чересчур во всех статьях все метафизично (в старом понимании). Как в сталинских работах - разложить все по полочкам и наклеить ярлычки.
Возмити китай Мао вытворял ещё более худшие зверства, но его не хаят а на его примере учатся.
Когда в нашей стране перестанут наступать на одни и теже грабли?
Сколько бы об этом не кричать…
Мы были великою Державой,
А в каких Зимбабве мы сейчас!?
Нынче не живём, а доживаем
Дымными огарками свечи…
Наши души годы изжевали,
Наше сердце горечью стучит.
Наши одноклассники в могилах,
Мне чужая здесь уже страна,
Но вернуть Отчизну мы не всилах,
Женщина с косой идёт на нас!
Мы уходим. Но мы хоть пожили,
Так, что нам не стыдно уходить…
Что пришло, всё оказалось гнилью
И проказы ужас впереди…
Предали и продали былое,
Вся в Руинах и дворцах страна
Кланов олигархов племя злое
В путч фашизма задвигает нас!
Комментарий удален модератором
а в его способности порождать личности масштаба И. Сталина . По своим
военным и политическим качествам Сталин намного превосходит и Черчилля,
и Рузвельта. Это единственный мировой политик, достойный уважения. Наша
задача - раздробить русский народ так, чтобы люди масштаба Сталина не появлялись." (Гитлер)
Буш-ст: Пришел конец империи Сталина. Советский Союза перестал существовать. Бейкер: Мы истратили триллионы долларов за сорок лет, чтобы оформить победу в «холодной войне» против СССР.
«Нью-Йорк Таймс: В это операции ЦРУ использовало все доступные ему средства – психологическую войну, саботаж, экономическую войну, стратегический обман. То был полный успех». Добили таки Россию.
http://lit.lib.ru Колесов Валентин Иванович
А сталинизм или "соцреализм" тут совершенно не причем.
Сталин с первого же момента нашей встречи произвел на меня сильное впечатление: Человек необычайного масштаба. Его трезвая, почти сухая, но столь четкая манера выражаться и твердый, но при этом и великодушный стиль ведения переговоров показывали, что свою фамилию он носит по праву. Ход моих переговоров и бесед со Сталиным дал мне ясное представление о силе и власти этого человека, одно мановение руки которого становилось приказом для самой отдаленной деревни, затерянной где-нибудь в необъятных просторах России, - человека, который сумел сплотить двухсотмиллионное население своей империи сильнее, чем какой-либо царь прежде.
И. фон Риббентроп, министр иностранных дел Германии
Учитесь, Людочка... Можете и мою брошюру в инете прочитать "Одиннадцатый удар товарища Сталина".
Только через действующие в данный исторический момент Законы возможен необходимый и скрупулёзный анализ и серьёзные выводы!
Ни того , ни другого у автора НЕТ!
Николай Александрович Ломов, ПРАВОвед и журналист, Санкт-Петербург
Ничего Вы о тайне русской души не знаете. Вся штука в том, что настоящие русские никогда не признавали и не признают рабства или, как сейчас об этом говорят - толпоэлитарной пирамиды, которая благополучно сложилась на "цивилизованном" западе. И пока существует Великий Русский язык, он и будет в глубинах подсознания формировать ненависть к дармоедам и паразитам.
Что бы вы, граждане, здесь не писали и не ..... блеск только усилится.