В РФ введен запрет на импорт птицы, обработанной хлором

На модерации Отложенный

С 1 января 2010 года в России вступил в силу запрет на ввоз в страну мяса птицы, обработанного хлором. Как сообщают российские информационные агентства, соответствующее постановление подписал глава Роспотребнадзора, главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко. По мнению экспертов, введение новых санитарных норм практически приведет к прекращению импорта в Россию всего мяса птицы из США. При этом Россия является одним из основных рынков сбыта для американской курятины. В 2008 году американские производители поставили в Россию мяса птица на 801 миллион долларов.

Руководитель Роспотребнадзора Онищенко сообщил агентству «Интерфакс», что накануне Нового года состоялся его телефонный разговор с заместителем министра сельского хозяйства США Джеймсом Миллером. По словам Геннадия Онищенко, стороны условились в середине января провести переговоры в Москве об условиях поставок на российский рынок мяса птицы из США. «Это будут переговоры об условиях выполнения американской стороной российских национальных требований по безопасной обработке мяса птицы, которое поступает на российский рынок», – сказал он.

Информацию о намеченных технических переговорах подтвердила Русской службе «Голоса Америки» и заместитель помощника торгового представителя США Дебби Месло. Она отметила, что в течение последних нескольких месяцев «правительство США проводило дискуссии с российскими официальными лицами» о запрете, который был введен 1 января.

Глава Совета США по экспорту домашней птицы и яиц Джим Самнер в интервью Русской службе «Голоса Америки» заявил, что «не понимает природу возникновения этой проблемы». «Америка успешно поставляла в Россию куриное мясо, в основном куриные ножки, на протяжении последних 20 лет, – сказал Самнер. – Россия, несмотря на ежегодное увеличение производства куриного мяса, все еще очень далека от того, чтобы до конца удовлетворить внутренний спрос на курятину без дополнительного импортирования. США в данном случае является единственной страной, которая способна обеспечить Россию курятиной в достаточной степени. Этот запрет в первую очередь ударит по российскому потребителю, и поэтому российские ведомства должны отдавать себе в этом отчет».

Самнер назвал требование, «которое ограничивает использование нами хлора до одной пятимиллионной доли», абсолютно необоснованным. По его словам, это в десять раз меньше разрешенного уровня использования хлора на большинстве птицефабрик в Соединенных Штатах. «Это требование не имеет никакого научного основания, – заявил Самнер. – Наше правительство уже вмешалось в ситуацию, и мы надеемся, что это положение будет в конечном счете аннулировано».

По данным Роспотребнадзора, «использование хлора в воде для охлаждения мяса птицы приводит к накоплению на поверхности и в толще мяса птицы побочных продуктов окислительной деятельности свободного хлора, в первую очередь, хлорорганических соединений, представляющих опасность для здоровья человека».

В заявлении Дебби Месло отмечается, что «хлор используется в США для дезинфекции курятины уже более 25 лет». «Безопасность и эффективность хлора с целью снижения микробиологических рисков была подтверждена Всемирной организацией здравоохранения и другими международными организациями», – подчеркнула она.

Между тем, законодательство Евросоюза также запрещает использование любого вещества, кроме питьевой или чистой воды, для удаления поверхностного загрязнения с продуктов животного происхождения, в связи с чем импорт американской курятины в Европу также запрещен.

Старший аналитик независимого Института сельского хозяйства и торговой политики в Миннеаполисе Стив Суппан сообщил «Голосу Америки», что спор между США и Евросоюзом, касающийся применения хлорного раствора при обработке курятины, должен быть в 2010 году рассмотрен Всемирной торговой организацией (ВТО). По словам доктора Суппана, ВТО предстоит определить стандарты допустимого остаточного количества хлора в мясе птицы, однако сделать это будет очень сложно. Дело в том, что курятина экспортируется в больших контейнерах (весом до 900 килограммов) в замороженном виде, что делает проверку мяса птицы на содержание хлора практически невозможным. Более того, по словам доктора Суппана, хотя известно, что хлор является канцерогеном, установить прямую зависимость между его присутствием в мясе птицы и заболеваемостью раком среди потребителей чрезвычайно трудно.



Глава Совета США по экспорту домашней птицы и яиц Джим Самнер отметил, что отличия между стандартами обработки курятины в России и в США существуют, но, по его словам, они «незначительны». «Российские птицеводческие фермы, с которыми я знаком, используют хлор, так же как и мы, – сказал он корреспонденту «Голоса Америки». – В основном при обработке они используют систему водного опрыскивания. Но даже если они начнут использовать только систему воздушного охлаждения, присутствие хлора в этом процессе все равно неизбежно. По нашим подсчетам, от 40 до 50% российских ферм при обработке курятины используют хлор в таких же количествах, как и американские фермы. Нужно отметить, что хлор зарекомендовал себя как наилучшее противомикробное средство, и именно поэтому его успешно используют в обеих странах».

Как передает российское агентство «Финмаркет», Геннадий Онищенко сказал, что «подавляющее большинство российских предприятий изменило технологию, и в настоящее время вместо водных хлорсодержащих растворов при обработке птицы использует холодный воздух, в котором распыляются менее вредные уксусная и молочная кислота».

По словам Стива Суппана, использование хлорсодержащих растворов в США продиктовано высоким уровнем механизации и автоматизации птицеферм, где скорость обработки на конвейере достигает 300 тушек птицы в минуту. Условия содержания птиц и их обработки способствуют распространению различных патогенов, для борьбы с которыми и применяется хлор.

Глава факультета птицеводства в Университете Оберна в штате Алабама Дональд Коннор сказал в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки», что побочные продукты окислительной деятельности свободного хлора, в частности, хлорорганических соединений, включая хлорфенол, тригалометан и других, «могут представлять опасность для здоровья человека». По его мнению, однако, преимущества использования хлорсодержащих растворов при обработке мяса птицы перевешивают возможные негативные последствия. Говоря о торговом споре между Евросоюзом и США, профессор Коннор отметил разницу в подходах, наблюдаемую по разные стороны Атлантики. «В Европе в вопросах безопасности продуктов питания занимают более осторожную позицию», – сказал он.

С этим согласился и Стив Суппан, отметив, что европейцы стремятся снизить риски за счет исключения потенциальных канцерогенов из всего производственного процесса, в то время как в США часто прибегают к использованию различных химикатов для того, чтобы снять риск на конечной стадии процесса. «Такой подход заставляет импортеров американских птицепродуктов усомниться в их безопасности, – сказал он. – Еще одним основанием для сомнений является действующее в США с 1998 года правило, позволяющее агропромышленным компаниям инспектировать самих себя». По словам доктора Суппана, такая практика, когда федеральные инспекторы лишь рассматривают результаты инспекций, проведенных самими компаниями, оценивается неоднозначно и в самих США. По его данным, даже в самом Министерстве сельского хозяйства США нет единого мнения по этому вопросу.

Профессор Коннор из Алабамы считает, что разногласия вокруг применения хлора при обработке мяса птицы являются скорее торговым спором, нежели вопросом обеспечения безопасности и качества продуктов питания. Доктор Суппан предлагает дифференцированный подход: в случае Евросоюза, считает он, речь явно идет о качестве мяса птицы, так как Европа в состоянии обеспечить себя курятиной и не нуждается в импорте. В случае с Россией, полагает он, ситуация иная, так как она нуждается в импорте курятины для удовлетворения спроса внутри страны. «Возможно, введенный Россией запрет связан с затянувшимися переговорами о ее вступлении в ВТО», – предположил доктор Суппан.

Комментарии главы экономического отдела российского посольства в Вашингтоне к моменту публикации этого материала получить не удалось.

Доктор Суппан предположил, что в результате предстоящих американо-российских технических переговоров будет найден некий компромисс. Например, американская сторона может пригласить российских инспекторов на птицефермы, чья продукция экспортируется в Россию, или американские производители могут согласиться направлять небольшую часть продукции не в замороженном, а в охлажденном виде, что позволит российской стороне произвести замер остаточного количества хлора в мясе птицы.