О Родине можно говорить в кино и без придыхания
На модерации
Отложенный
Ведущий российский социолог культуры, главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей подводит итоги киногода в беседе с обозревателем «КП» Стасом Тыркиным .
- В 2009-м впервые заговорили о том, что в нашем кино появилась «новая волна». Вы согласны с этим определением?
- Мне кажется, это предвестье, авангард «новой волны». 2009-й стал годом перепутья. За последние пару лет у нас действительно появилась плеяда талантливых молодых режиссеров: Борис Хлебников, Алексей Попогребский, Кирилл Серебренников, Петр Буслов, Иван Вырыпаев, Николай Хомерики... Бакур Бакурадзе, снявший картину «Шультес». Алексей Мизгирев - его картина «Бубен, барабан» не во всем получилась, но это, несомненно, одаренный человек. То, что снимают эти ребята, - настоящее кино.
Их фильмы всегда отбираются на «Кинотавр» в Сочи. За ними гоняются все европейские фестивали. Причем в самой России это фамилии малоизвестные. Знают у нас из молодых, может быть, только Андрея Звягинцева и Алексея Германа-младшего.
- Ну, вот Василия Сигарева, режиссера картины «Волчок» (см. «Кстати». - Ред.), хорошо знают за Уралом, поскольку он из Екатеринбурга...
- Но страна все-таки должна представлять единое культурное пространство. И хорошо бы, чтобы их и в Москве знали. А то пока их фильмы легче увидеть где-нибудь в Карловых Варах или Цюрихе, где Сигарев получил приз, который у него потом отобрали на российской таможне...
- Люди не очень глубокие применяют к этому кино давно забытое слово «чернуха».
- Я так не считаю. Вечно недовольным кажется, что о Родине можно говорить только с придыханием. Не можешь вывалить на зрителя гигантскую бочку с сахаром или мешок с мармеладом - лучше вообще молчи. Говорухин, выступая в Думе на летних слушаниях, говорил, что не мог дождаться, пока кончится фильм Мизгирева «Бубен, барабан»... Его возмутило то, что библиотекарша у него продает книги. Подумайте, какое святотатство! А то, что у нас в стране пять миллионов раритетных книг нуждается в реставрации и из этих миллионов в год реставрируется всего двести книг, в Думе как-то не очень задумываются. А представляете, что происходит в других видах культуры?
НАС ЖДУТ РЕМЕЙКИ ЛЮБИМЫХ ФИЛЬМОВ СТАЛИНА?
- Кризис в киноиндустрии, кажется, рассосался?
- В уходящем году государство не запускало новые кинопроекты, что будет в наступающем - непонятно. Правительство увеличило объем финансирования. Обычно на киноотрасль давали порядка ста миллионов долларов - это примерно два с половиной - три миллиарда рублей. В 2010-м, как бы в счет незапущенных в 2009-м фильмов, выделят 4,2 миллиарда рублей. Правда, есть и опасность: основная масса этих средств через некий неизвестный фонд может быть потрачена на гигантские исторические проекты, которыми давно пугают общественность. Не первый год говорится о необходимости сделать ремейки любимых фильмов товарища Сталина. Поэтому в скором будущем нас могут ожидать «Адмирал Нахимов-2», «Корабли штурмуют бастионы-2» и т. д. Это, конечно, очередная глупость. И прямое воплощение кризиса смыслов, который не менее страшен, чем кризис в экономике. Нет новых идей, боитесь нынешней жизни - значит, надо взять старые советские фильмы и поменять плюс на минус...
- Разгул имперского сознания кинематографу очень выгоден. Ведь это прекрасная возможность освоения огромных по нашим меркам бюджетов.
- Да, это возможность хорошо заработать. Но для очень избранных. Исторические костюмные фильмы, экранизации классики - это любимое детище продюсерских компаний. Они говорят: нужно пятьсот костюмов. Кто проверит, сколько на самом деле их было пошито? Мне кажется, уже пришла пора снимать блокбастеры о современности.
- Кто же их снимет-то? Явно не представители «новой русской волны». Опять вся надежда на Владимира Бортко?
- Это одна из тем, которые никогда не обсуждаются.
Чтобы в России снималось, предположим, 15 - 20 больших блокбастеров, нужны 40 - 60 режиссеров, способных это делать. У нас их попросту нет в таком количестве. Вот мы с вами занимаемся кино, а попроси нас быстро написать 30 имен режиссеров, умеющих управлять бюджетами в 10 миллионов долларов и больше, не напишем. И это серьезная проблема.
- На уровне лучших западных блокбастеров у нас способен снимать только Тимур Бекмамбетов. Причем фильмы, снятые им в Голливуде, удаются ему намного лучше российских. Последний пример - спродюсированная им «Черная молния».
- Бекмамбетов расписан до 2013 года. Это единственный случай удачного вхождения российского режиссера в Голливуд. Даже у величайшего Сергея Эйзенштейна это не получилось. Не говоря уже о Кончаловском и многих других.
СЕКРЕТ УСПЕХА «ЦАРЯ»
- Все-таки был в этом году один исторический фильм, снятый, смею думать, не ради прямого госзаказа и распила большого бюджета. Это «Царь» Павла Лунгина. Картина несовершенная, но с серьезными авторскими намерениями. Это тот тип исторического кино, который поднимает проблемы религии, общества, власти... И народ на него рвался, хотя рекламой людей не зомбировали. Как вы думаете, с чем это связано?
- Во-первых, это последняя роль выдающегося российского актера, лидера своего поколения Олега Ивановича Янковского. Все это знали. Правда, почему-то до сих пор не вышел на экраны фильм «Анна Каренина», в котором у Янковского тоже одна из главных ролей. Мне это непонятно. Сейчас легче посмотреть «Анну Каренину» в Лондоне или Нью-Йорке, чем в Москве. Это опасный симптом.
Что же касается Лунгина, то у него, особенно после фильма «Остров», большой ресурс доверия аудитории. Он был абсолютным чемпионом по рейтингу канала «Россия». В основе сюжета «Царя» - остро интересующая российский народ тема тирании. Интерес был подогрет последними истериками в программе «Имя России», где решался насущный вопрос: кто круче - Сталин или Грозный? И насколько отстает от них Пушкин? Вот народ идет, смотрит и пытается разобраться...
- Главный парадокс этого киногода: стоило оформиться нашей «новой волне», как у нее поспешили вышибить финансовую почву из-под ног. Кинокомпании, снимающие актуальные картины, рискуют пойти по миру в связи с очередным переделом распределительной системы в кино.
- Да, как я уже говорил, большую часть бюджетных средств, предназначенных для кино, - 3 миллиарда рублей из 4 - недавно было решено перевести в специальный фонд и поделить между 5 - 7 компаниями, которые будут назначены без конкурса. Видимо, в соответствии с политической репутацией и лоббистскими ресурсами их владельцев. Они станут снимать блокбастеры с бюджетами до 200 миллионов рублей. А все остальные 400 российских кинокомпаний будут обращаться к ним с протянутой рукой. По сути, это рывок назад, в социализм, с привычным для него делением на своих и чужих, притеснением малого бизнеса и непрозрачностью расходования бюджетных средств. Будущий год покажет, насколько оправдают себя эти «старые песни о главном».
КСТАТИ
Приз «Белый слон» достался «Волчку» и посмертно Олегу Янковскому
Наши кинокритики признали картину Василия Сигарева «Волчок» лучшим фильмом года и лучшим режиссерским дебютом. Лучшим режиссером назван Алексей Балабанов («Морфий»). Приз за лучший сценарий отошел к Алексею Мизгиреву («Бубен, барабан»), а сыгравшая в нем главную роль Наталья Негода признана лучшей актрисой. Лучшим актером предсказуемо стал Олег Янковский за роль митрополита Филиппа в «Царе» Павла Лунгина. Лучшим зарубежным фильмом назвали «Бесславных ублюдков» Квентина Тарантино.
Блокбастеры года вроде «Обитаемого острова» и «Тараса Бульбы» даже не рассматривались в качестве «призового материала».
Комментарии
И, как мне кажется, "большой ресурс доверия аудитории" к Павлу Лунгину полностью исчерпан после этой киноподелки.
А советы своему папе лучше давай, если знакОм с ним, конечно.