Главное обезболивающее у человека в голове

На модерации Отложенный

Для Америки увлечение обезболивающими уже стало проблемой: привыкают к опиоидам, перегружают печень парацетамолом – в США это основная причина операций по пересадке печени.

Ведутся даже исследования об эффективности привычных аптечных обезболивающих для лечения «психологических ран». Ученые обнаружили, что как при физической, так и при «душевной» боли в мозгу активизируются одни и те же центры. Наши специалисты склонны к другой крайности – игнорировать и недооценивать проблему хронической боли. Рассказывает заведующий лабораторией патофизиологии боли ГУ НИИ общей патологии и патофизиологии РАМН, ответственный секретарь Российского общества по изучению боли, доктор медицинских наук, профессор Михаил Кукушкин.

«Проблема борьбы с хронической болью – одна из самых распространенных и трудно решаемых во всех странах мира. Российские медики, к сожалению, традиционно считают, что боль – это просто сигнал, симптом какого-то заболевания и сама по себе внимания не заслуживает. Конечно, боль – это в первую очередь информация о каком-то повреждении в организме. Сигнал об опасности, который должен запускать системы защиты от этой опасности. Но случается, что эти системы по какой-то причине не «тормозят» боль – именно тогда человек идет к врачу и говорит: «Доктор, у меня болит».

Это значит, что сигнальная функция боли исчезла, ее место заняла патогенная функция, которая активно ухудшает качество жизни, настроение, вызывает депрессивные состояния. В результате – меняется иммунный статус, возникают воспалительные реакции, присоединяется вторичная инфекция. И здесь боль уже не сигнал, а патология. И с ней надо бороться! «У 20% людей хронически что-то болит, и природа этой боли во многих случаях диагностике поддается с трудом»Огромная категория людей с хроническими болями – это больные с воспалительными и дегенеративными заболеваниями суставов (артриты, артрозы и т. п.). Здесь можно говорить о длительном приеме обезболивающих препаратов – они позволяют улучшить качество жизни таких пациентов и продлить жизнь, стабилизировав их психологическое состояние.

Но есть и другой тип хронических болей, не связанных с повреждениями тканей, а во многом обусловленных нарушениями в работе систем, которые регулируют болевую чувствительность. Сюда относятся хронические неспецифические боли в спине, мигрень, головная боль напряжения, фибромиалгии и др. Вот у таких больных выраженность болевых синдромов напрямую связана с психологическим статусом, эмоциональным состоянием.

Ряд исследований, проведенных в том числе и у нас в стране, показывают: в группе риска люди с психологическими и социальными проблемами, с низким материальным статусом, достаточно молодые – от 35 до 55 лет, и преимущественно – женщины. По статистике, в Европе на подобные боли жалуются примерно 20% населения, у нас в стране, я думаю, не меньше! В рамках тех же исследований выявлено, что около 40% таких больных не удовлетворены лечением, которое они получают. А 30% считают, что врачи вообще не понимают проблем хронической боли и не умеют ее лечить. Очень важно донести до пациента информацию о том, что часто в развитии его хронической боли виноват он сам: его образ жизни и психологические стереотипы.

Задача врача – определить эти проблемы, сформировать программу реабилитации, успокоить пациента. Ведь многие больные склонны катастрофизировать свое состояние, резко ограничивать свою двигательную активность («чтобы не навредить») – а это только усугубляет болевой синдром. Если человек не испытывает страха, а точно понимает свою проблему – то он, как Мюнхгаузен, сам себя за волосы вытаскивает.

В идеале с такими пациентами должен работать не один врач, а команда специалистов-единомышленников. На Западе давно создают специализированные противоболевые центры, многопрофильные противоболевые клиники. Например, в США таких центров уже более 20 тысяч – это само по себе говорит о том, что эта методика эффективна. В реабилитации подобных пациентов принимают участие совет врачей, в который входят и невролог, и анестезиолог, и психотерапевт, и физио- и рефлексотерапевт. В России таких центров пока единицы, нет базы для их создания и развития. Нет грамотных программ подготовки специалистов, занимающихся лечением болевых синдромов. Для этого нужен системный, государственный подход – а не единичные семинары, симпозиумы, конференции, которые проводит сегодня Российское общество по изучению боли.

Необходимо создать стандарты по лечению пациентов с хронической болью. К сожалению, в этих областях мы пока не очень продвинулись… А ведь в последние годы сделано много важных открытий, позволяющих гораздо более эффективно лечить пациентов с хронической неонкологической болью. На самом деле, для этого не требуется ничего сверхъестественного. Как только удается определить основные проблемы и сформировать программу реабилитации, у пациента появляется уверенность в себе, меняется отношение к своему состоянию, начинается процесс восстановления – и боль уходит».