Анафема как оскорбление чести и достоинства
На модерации
Отложенный
Псковского журналиста предала анафеме местная епархия православной церкви. Поводом стали публикации о вполне светских интересах одного из монастырей в определении собственности на землю. Неверующий журналист счел анафему оскорблением. Дело дошло до суда земного, но священнослужители настаивают, что вопросы отлучения от церкви не в его компетенции.
Предварительные судебные слушания по необычному делу состоялись в Псковском городском суде. Журналист Олег Дементьев просит не только признать сведения об анафеме порочащими его честь, достоинство и деловую репутацию, но и возместить моральный вред в сумме 1,5 миллиона рублей. По 500 тысяч рублей с Псковского епархиального управления, с митрополита Псковского и Великолукского Евсевия и информационной службы Псковского епархиального управления.
Конфликт у журналиста с псковской епархией начался еще в прошлом году, когда в газете \"Псковский рубеж\" он опубликовал критическую статью, где обвинил настоятельницу Спасо-Елеазаровского монастыря матушку Елисавету в попытке присвоения земель и агрессивном поведении по отношению к местным жителям. Вот что он рассказал по этому поводу:
- Когда попираются права местных жителей, когда нарушается их право на собственность - это ни в какие рамки не лезет.
Настоятельница монастыря подала в суд иск о защите чести и достоинства и выиграла дело. После этого в июле на сайте Псковской епархии было опубликовано сообщение о предании журналиста анафеме, то есть проклятию и отлучению от церкви. Сам Олег Дементьев утверждает, что не может быть предан анафеме и отлучен от церкви хотя бы потому, что не был крещен и причисляет себя к атеистам:
- С какой стати вдруг меня подвергать таким вещам?
По мнению журналиста, Епархиальный совет превысил свои полномочия, не разобрался, что он не принадлежит православной церкви - и, следовательно, на него вообще нельзя наложить анафему. Олег Дементьев считает, что отлучение применено с целью отомстить за публикации, посвященные Спасо-Елиазаровскому монастырю. В заявлении он отмечает, что судебные разбирательства по данным публикациям еще не закончены. Материалы находятся в Верховном суде Российской Федерации и направлены в Европейский суд по правам человека в Страсбург. Журналист также указывает, что Епархиальный совет выдал в СМИ информацию об анафеме без утверждения Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Представитель псковской епархии Сергей Андреев в суде заявил, что епархия не видит нарушения законных прав ответчика при применении анафемы:
- Епархиальный совет Псковской епархии действовал в рамках своей компетенции, в соответствии с церковными канонами. При этом ни цели мести, ни тем более унижения чести, достоинства и деловой репутации истца совет не преследовал.
Епархия также считает, что рассмотрение данного дела должно осуществляться не гражданским судом, а церковным, сообщил Сергей Андреев:
- Обсуждение внутренних вопросов деятельности Русской православной церкви, а также порядок принятия внутренних решений не являются компетенцией Псковского городского суда и рассмотрены быть не могут.
Судья Псковского городского суда назначил дату следующего судебного заседания на 22 января.
Комментарии
Если человек не крещен-как изгнать нго из церкви ?
Монастырь не в праве поступать так по гражданскому спору а должен нести весь ответ только по гражданскому закону
Журналист не иерей и не несет ответственности перед церьковным судом
Более того -попытка привлеч гражданское лицо к церьковному суду опасное явление тк и до инквизиции рукой подать
Наши многие черные иереи мнят себя как государство в государстве-это неправильно
Ну и чисто церьковный вопрос -почему анафеманствовать позволяет себе епархия по гражданскому делу до постановления суда как гражданского так и столь ими желанного церьковного ?
Многие верующие люди, к примеру, хорошо чувствуют фальшь в речах разъевшихся рясоносцев, отсутствие истинной любви и человеческого милосердия именно там, где оно должно быть. И, как следствие, предпочитают у себя дома, без посредников, зажигать свечи и общаться с совестью и Богом напрямую.
Единственный из пап римских Иоанн XXXIII – Анджело Джузеппе Ронкали в своих энцикликах утверждал, что не дело церкви провозглашать анафемы, что она предпочитает «прибегнуть к целительному средству милосердия, чем к строгости». И понятно, в какую ярость он привел своих подчинённых кардиналов-корыстолюбцев. Его противники быстро нарекли «папу мира» - «красным папой» и проч.
Кстати, это не новое явление. Так было и перед революцией 1917 года, о чем мне рассказывали деды. В среде духовенства процветали все известные пороки — обжорство, пьянство, женолюбие, корыстолюбие, несоблюдение постов и очищений. Одного взгляда на опухшего от запоя духовного служителя было достаточно, чтобы не дать ему в руки своего чистого новорожденного младенца. Да и не давали! Крестили дома, что делалось обычно главой семейства или приглашали для этого известного набожностью в округе...