Новый договор СНВ: Россия и США всё ещё готовятся

Восемь месяцев, три встречи на высшем уровне, бессчётное количество переговорных сессий в Женеве, одно превышение сроков: Россия и США близки к тому, чтобы наконец прийти к соглашению по пунктам нового договора о контроле над вооружениями, в соответствии с которым стратегические ядерные арсеналы этих стран сократятся как минимум на четверть.

Но даже если стороны и смогут согласовать детали в ближайшее время, как они надеются, то самое трудное останется впереди. После подписания нового договора президенты России и США собираются в следующем году вновь усадить своих переговорщиков за стол, с тем чтобы прийти к соглашению по новым, более амбициозным проектам, охватывающим все категории ядерных вооружений, никогда до этого не подпадавшие под международные ограничения.

Переговоры, намеченные на 2010 год, будут способствовать продвижению разоруженческой повестки дня, предложенной г-ном Обамой, а также покорению вершин, неподвластных ни одному президенту со времён холодной войны. Вдобавок к дальнейшему сокращению ядерного потенциала, стороны попробуют прийти к тому, чтобы обезвредить хотя бы часть боеголовок, хранящихся сейчас на складах, и в первую очередь — те тактические ядерные бомбы, которые наиболее подвержены угрозе дальнейшего распространения. Некоторые из них всё ещё размещены в Европе — двадцать лет спустя после падения Берлинской стены.

Эта попытка — часть расширенной инициативы г-на Обамы по нахождению пути к уничтожению всего ядерного оружия и подготовке военных сил США к новой эре. Пересмотр всего ядерного вооружения в течение следующего месяца приведёт к перестройке национальной стратегической доктрины и разрешению вопроса о том, сколько же оружия действительно необходимо США при отсутствии сверхсильного соперника, и стоит ли ликвидировать один из компонентов традиционной «триады», в которую входят подводные лодки, ракеты и бомбардировщики.

Первый шаг — заключение нового договора, который сейчас публично обсуждается. Президент Обама вылетел в четверг ночью из Вашингтона в Копенгаген, где в рамках конференции по глобальному изменению климата он встретится с Дмитрием Медведевым. Стороны надеются преодолеть последние препятствия на пути к подписанию нового соглашения взамен Договора о СНВ от 1991 года, срок действия которого истёк 5 декабря.

Как заявили американские представители, в соответствии с новой версией договора СНВ обеим сторонам потребуется сократить число боеголовок с 2200 до 1600, а количество наземных ракетных комплексов и систем морского базирования должно быть менее 800 единиц, а не 1600, как оговаривалось ранее. Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил четверг, что американская сторона задерживает переговоры, однако представители США отрицают этот факт, ссылаясь на необходимость принятия решений по некоторым пунктам, связанным в основном с процедурами проверки.

Что касается задержки переговоров, то администрация Обамы надеется на дальнейшее строительство доверительных отношений и последующий переход к соглашению с более широким спектром вопросов. Возможно, в результате заключения этого расширенного договора количество развёрнутых стратегических ядерных зарядов сократится до 1000 для каждой из сторон, и это будет самый низкий уровень ядерной оснащённости, не принимая во внимание Китай, Великобританию, Францию и другие страны, обладающие ядерным оружием.

Кроме этого, переговорщики решат вопрос о стратегическом и тактическом оружии, на которое в соответствии с договором не было наложено никаких ограничений. США располагает приблизительно 3000 стратегических боеголовок в хранилищах, в то время как у России, по данным Центра оборонной информации, — их около 1000.

Другая ситуация в соотношении тактических боеголовок дальностью действия 400-600 км для каждой страны. По оценкам Центра оборонной информации, в арсенале России от 3000 до 8000 таких боеголовок.

Федерация американских учёных полагает, что около 2000 из них уже развёрнуты, в то время как представители Ассоциации по контролю над вооружениями считают, что это число не превышает нескольких сотен.

Приблизительное количество тактического ядерного оружия США по разным оценкам составляет от 500 до 1200 зарядов, и от 150 до 240 боеголовок всё ещё находятся в Бельгии, Германии, Италии, Голландии и Турции — это в 2 раза меньше, чем было 5 лет назад. В последние годы США убрали ядерное оружие из Великобритании, Германии и Греции.

«Сегодня в этом оружии нет необходимости, и оно скорее является обузой, нежели выгодным вложением, поскольку Россия и США должны обеспечивать безопасность этих боеголовок, независимо от того, развёрнуты они или нет. К тому же, за ними сложнее следить, потому что они меньше», — заявил Дэрил Г. Кимбэлл, исполнительный директор Ассоциации по контролю над вооружениями.

Но задача достижения согласия при составлении проекта нового договора затмит трудности, возникшие при разработке текущего соглашения, которое должно было быть готово к моменту окончания срока действия старого договора, то есть две недели назад. «По сравнению со второй, эта задача покажется очень лёгкой», — сказал г-н Кимбэлл.

Идея полного вывода тактических ядерных вооружений вызвала дискуссии в Европе. В октябре новый министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле призвал к «свободным от ядерного оружия странам», подразумевая тем самым, что США пора вывести оставшееся тактическое ядерное оружие из Европы. Однако другие союзники НАТО отнеслись к этому вопросу с подозрением, поскольку они рассматривают присутствие американского вооружения на своей территории как знак того, что США обязуется обеспечивать безопасность Европы.

Подобные споры велись в военных структурах и США, и России. «Оба президента говорят, что вывод ядерного оружия желателен, но обеим сторонам придётся преодолеть сопротивление консервативных государственных чиновников, — говорит Джозеф Циринционе, президент Фонда Плаушерс, выступающего в поддержку разоружения. — Это достаточно серьёзные силы, пусть и не столь значительные количественно».

Тактическое ядерное оружие было разработано во время холодной войны, как маломощное средство массового поражения с малым радиусом действия, которое может быть применено во фронтовых операциях. США и их союзники по НАТО рассматривали его в качестве сдерживающего фактора против любых разработок Восточной Европы под предводительством Советского Союза и стран Варшавского договора. Но с распадом Советского Союза всё изменилось, и теперь Россия рассматривает тактическое ядерное оружие, как защиту от превосходства США в конвенционных вооружениях.

«Глупо было бы думать, что они легко пойдут на уступки, — считает Генри Д. Сокольски, исполнительный директор Образовательного центра по политике нераспространения в Вашингтоне (подразумевая Россию — прим. пер.). — Они рассчитывают на ядерное оружие, потому что не могут соревноваться с нами в обычном вооружении».

Россия и США вышли из холодной войны полные стремления уменьшить свои тактические ядерные потенциалы, и обе стороны заявили об односторонних сокращениях в 1991 году. В результате 17000 тактических ядерных боеголовок были выведены из эксплуатации, но ни в каких договорах эти ограничения оговорены не были.

Николай Соков, бывший советский уполномоченный представитель на переговорах по вопросам контроля над вооружениями, сотрудничающий сейчас с Центром по исследованию проблем нераспространения Монтерейского института в Калифорнии, назвал это «наиболее давней тупиковой ситуацией во всей истории программы по контролю над вооружением».