СТАЛИН И СПЕЦОПЕРАЦИЯ

На модерации Отложенный

Максим КАЛАШНИКОВ


Теперь, когда операцию на Украине не удалось завершить стремительным блицем и все перешло в опасную затяжную стадию, вышли на поверхность недостатки наших вооружений и оснащения. У нас остро не хватает ударных и разведывательных дронов, нормальной связи и систем сетецентрической организации боевых действий.

Как преодолеть это опасное отставание от НАТО, с коим РФ ведет прокси-войну на Украине? Что ж, полезно обратиться к опыту Иосифа Сталина. У него ведь тоже в 1941-м выявилась тьма недостатков в вооружении и оснащении Красной Армии. Как бы работал ИВС, окажись он вдруг в Кремле 24 февраля 2022 года?

СТЕФАНОВСКИЙ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ


Читаем отрывок из воспоминаний великого русского летчика-испытателя Петра Стефановского (1903-1976 гг.) – «300 неизвестных» (1968 г.). Итак, Стефановский ушел на фронт истребителем и в феврале 1942 года его вызывают в Кремль на совещание к Сталину. По вопросам военной авиации. Время очень тяжелое, немцев только-только отбросили от Москвы, страна еще переживает последствия тяжелейших военных катастроф лета-осени 1941-го. А немец еще вовсю господствует в воздухе. Но как умело работает несгибаемый Сталин!

«Под конец заседания И. В. Сталин изложил точку зрения Политбюро по некоторым вопросам боевого применения авиации. Он говорил, что на фронте камуфлируют самолеты шероховатым слоем извести, это отнимает десять километров скорости; летают на максимальной скорости с полностью открытыми "юбками" моторных капотов и створками маслорадиаторов, это тоже отнимает километров пятнадцать; под плоскостями подвесили реактивные снаряды, что отнимает минимум двадцать километров; фонарь кабины летчика в боевых условиях открыт, что также снижает скорость на двадцать - двадцать пять километров.
- Мы, - продолжал И. В. Сталин, - подготовили проект постановления, в котором обязываем авиаторов: снять с поверхностей боевых самолетов кустарное маскировочное покрытие и делать это только в заводских условиях, убрать с плоскостей истребителей эрэсы; летать на максимальных скоростях с "юбками" и жалюзи маслорадиаторов, установленными по потоку, а также с закрытым фонарем кабины. Вот вы, товарищ Стефановский, опытный летчик-испытатель, скажите, разве не так испытывают самолеты в НИИ? Как вы смотрите на наш проект постановления?
Взоры всех присутствующих обратились в мою сторону. Неожиданно заданный вопрос вначале поставил меня в тупик. Но, собравшись с мыслями, я ответил, что все мероприятия, предусмотренные постановлением, значительно повысят скорость наших боевых самолетов.
- Вот только последний пункт, - заметил я, - следовало бы, на мой взгляд, изменить - о закрытии фонаря. Это повлечет за собой значительное увеличение потерь из-за неосмотрительности летчиков в воздухе...
И. В. Сталин пристально посмотрел на меня:
- Поясните, пожалуйста.
И я стал пояснять свою мысль. Плексиглас, выпускаемый нашей промышленностью, темный, как пивная бутылка. Фонарь в полете забрызгивается маслом, на солнце растрескивается, покрываясь разными узорами, и совершенно теряет прозрачность. Кроме того, фонари на наших самолетах не имеют обзора назад, их нельзя сбросить в случае аварии. На пикировании они не открываются. Летчик поврежденного в бою самолета лишается возможности покинуть неуправляемую или горящую машину. В то же время на самолетах "Кертис" Р-40, "Томагаук" имеется прекрасный фонарь. Он выполнен из отличного плексигласа, открывается в любом промежуточном положении. На самолете установлена специальная система аварийного сброса фонаря кабины в полете. На этих машинах летный состав дерется без всякой опаски и с закрытым фонарем.
Мне показалось, что мои доводы убедили всех, и я на минуту остановился. Тогда один из присутствующих руководителей министерства авиационной промышленности попросил разрешения задать вопрос:
- Вы утверждаете, что наши самолеты имеют плохой обзор, а разве обзор у немецких "мессершмиттов" лучше?
Вопрос был явно рассчитан на ликвидацию всех моих доводов.
- Да, у немецких обзор не лучше, и тем хуже для них! - ответил я с горячностью. И тут же рассказал вспомнившийся мне случай. Это произошло во время штурмовки вражеской мотомеханизированной колонны, прорвавшейся к городу Белый в период октябрьского наступления немцев под Москвой. Мне удалось тогда незаметно пристроиться к колонне вражеских машин и сбить одну из них буквально на глазах двенадцати фашистских летчиков. И ни один из фашистов, по-видимому, не заметил меня.
- Вот что значит плохой обзор у истребителя, - закончил я.
Меня не прерывали, терпеливо выслушали. И. В. Сталин тут же попросил Поскребышева соединить его с директором завода, производящего плексиглас для самолетных фонарей.
Связь сработала мгновенно. Сталин предложил директору завода резко повысить качество плексигласа.
- Сколько вам потребуется времени для перестройки производства? - спросил Сталин. - Полгода? Даю вам месяц сроку. И чтобы новый плексиглас был не хуже, чем на "кертисе" и "томагауке". - Трубка с легким звоном легла на место.
- А вы, товарищ Яковлев, - обратился он к Александру Сергеевичу, немедленно улучшите обзор фонаря кабины назад и сделайте на нем аварийный сброс. Нам же, товарищи, - заключил И. В. Сталин, - придется изменить проект постановления, оговорить в нем, что для приобретения навыков полетов с закрытым фонарем кабины обязать летчиков закрывать его в полете вне сферы действия истребителей противника.
Вскоре качество плексигласа было улучшено, формы фонаря на всех серийных самолетах изменены и сделано приспособление для аварийного сброса. Так просто и быстро решился очень важный вопрос борьбы с новыми фашистскими самолетами…»

СТИЛЬ СТАЛИНСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Обратите внимание: Сталин готовит важнейшие постановления, привлекая к работе не только генералов и вождей ВПК, но и фронтовиков, воюющих производимым оружием. И как внимательно слушает их предложения! Вы можете представить себе нечто подобное в теперешнем центроверхе РФ?

Могу представить себе, как бы Сталин проводил регулярные совещания по ходу операции на Украине. И как бы он – по примеру проблемы с истребителями и плексигласом кабин – решал проблемы микроэлектроники, ударных дронов, систем связи, прицелов и ноктовизоров. Всего того, о чем сообщают фронтовики нынешней войны.

Если посмотреть чуть раньше, то можно увидеть, как ИВС справился с решением проблемы опасного отставания СССР в боевой авиации, выявившемся в Испании 1936-1938 годов. Как он покончил с монополизмом, очень походим на нынешний – и дал мощный импульс развитию.

Иосиф Сталин не стал создавать какой-то объединенной авиапромышленной корпорации. Не принялся сливать воедино совершенно разные КБ, как сегодня сливают бюро Камова и Миля. И не ставил во главе дела каких-нибудь специалистов по деревянной мебели. Опыт сей не грех бы применить и сегодня.
Полностью - https://vpk-news.ru/articles/56448

Он и не думал вливать в одну структуру все и вся. Этот опыт не грех использовать и нынче. В ходе обрушившихся на РФ тяжелого социально-экономического кризиса и второй холодной войны.
Мне понятно, что по алгоритму «Совещание в Овальном зале – выдвижение молодых делократов, инженеров и конструкторов – соединение науки и промышленности» можно обеспечить подъем не только авиакосмической индустрии. Точно так же нужно создавать передовые отрасли. Автомобилестроение, агромашиностроение и электронпром, роботику и строительство многокоординатных обрабатывающих центров, производство стереопринтеров и сверхмощных вычислительных машин, кораблестроение, нанобиотех, умное сельское хозяйство и т. д. Да хоть индустрию полной переработки городского мусора. Везде можно отобрать и поставить на эти проекты энергичных и умных подчиненных, которые потом станут делать дело самостоятельно, а Вождю останется лишь поддерживать конкуренцию и воспитывать кадры.
Полностью - https://vpk-news.ru/articles/56581


НА ВСЕ ВРЕМЕНА
Теперь вы прекрасно видите всю разницу между дефективным и эффективным менеджментами.

Мне скажут, что сталинские методы годны лишь для тотально государственной советской экономики. Чушь! Чепуха! Они годны и для смешанной экономики, и для режима «военного социализма», когда даже частные предприятия мобилизуются – и попробуй только их хозяин не выполнить разверстанных заданий в обозначенные сроки. Так работала военная экономика и в Германии в обе мировые войны (без юридической национализации), и в Британии и США в те же две глобальные схватки.

Я знаю, как товарищ Сталин решал бы вопросы в ходе т.н. СВО сегодня…