Пожарные между двух огней
Инспекторы Госпожнадзора находятся между двух огней. Обеспечивать безопасность необходимо, а проверять выполнение ее правил можно очень ограниченно. Недоволен и бизнес: по мнению многих, полностью выполнить указания МЧС невозможно.
«Про нас говорят так. Мало ходим — разболтались, ничего не делаете. Много ходим — коррупционеры, вам бы только взятки брать», — пожаловались журналистам представители Главного управления МЧС по Санкт-Петербургу. С их мнением готовы согласиться сотрудники Госпожнадзора всей России.
Трагедия в «Хромой лошади» обнажила проблему взаимодействия надзорных органов и тех, кого эти органы обязаны проверять. Ситуация оказалась непростой: проведенные после пожара в Перми во многих городах России проверки показали, что нарушения на предприятиях и в организациях практически всех форм собственности носят системный характер.
МЧС России опубликовало «черные списки», в которых только развлекательных заведений, подлежащих немедленному закрытию из-за вопиющих нарушений правил противопожарной безопасности, более 300. Триста потенциальных «хромых лошадей»... Больше всего нареканий вызвали предприятия Москвы, Уральского федерального округа, Дальнего Востока, Приволжья и Санкт-Петербурга. В одной только столице закрытию подлежат 106 объектов (в Санкт-Петербурге, для сравнения, — 26).
В суды уже направлены материалы о приостановлении их деятельности. Скорее всего, там будут вынесены положительные решения, то есть большинство предприятий временно закроют. До пожара в «Хромой лошади» суды шли на такие меры крайне неохотно — не хотели связываться. Однако даже подобные радикальные решения вовсе не означают, что бизнесмены тут же исправятся. Чтобы избавиться от «хлопот» с пожарными, предпринимателю достаточно сменить название юридического лица. Это менее хлопотно, чем выполнять все противопожарные указания.
«Только в Санкт-Петербурге за неделю проверно 253 ночных клуба, выявлено более 2000 нарушений. К административной ответственности привлечены 90 физических лиц и 169 юридических, суды рассматривают вопросы приостановления деятельности 25 клубов, — сообщил главный государственный инспектор Санкт-Петербурга по надзорной деятельности Максим Бирюков. — В них нарушения противопожарной безопасности носят особенно серьезный характер. Кроме того, именно эти заведения уже неоднократно бывали в зоне нашего внимания, выносились представления о приостановлении деятельности, однако либо суды не давали санкцию на их закрытие, либо клубы меняли юридическое лицо и продолжали работать с теми же нарушениям. Согласно законодательству, в таких случаях мы не имеем права проверять вновь открывшееся предприятие малого бизнеса чаще, чем раз в 3 года. Это очень большая проблема, которая требует решения на федеральном уровне».
Госпожнадзору связали руки не только в плане проведения проверок. Теперь, например, пожарным запрещено согласовывать проектные решения строящихся зданий (кроме государственных учреждений образования, здравоохранения и соцзащиты) — эта функция отдана Госстройнадзору. Отступления от действующих противопожарных норм и правил тоже допустимы, если заинтересованному лицу удастся доказать, что они обоснованны и компенсированы какими-то другими мероприятиями на основе пожарно-тактических расчетов.
«Обоснованность отступлений» — понятие очень скользкое. Как рассказали «Росбалту» в Управлении МЧС по Санкт-Петербургу, вопрос в каждом случае (в том числе и при проведении проверок) решается индивидуально: если нарушения не критические, то можно и гуманизм проявить. Например, увеличить или сократить сроки проведения назначенных мероприятий. Как сказал Максим Бирюков, сроки исполнения предписаний выбираются «максимально минимальные»: от месяца до полугода. Например, понятно, что смонтировать автоматическую систему противопожарной сигнализации за неделю вряд ли возможно, а вот купить огнетушитель — вполне реально.
Однако можно не напрягаться даже на огнетушитель. Простая «прогулка» в интернете по некоторым техническим и строительным сайтам показала, что всегда найдутся люди, готовые «разрешить ваши проблемы с Госпожнадзором». «Не надо делать все, что предписывают пожарные!» — это реальный заголовок одного из «рацпредложений». Которые, кстати, пользуются большим спросом у хозяйствующих субъектов, в том числе и у руководителей госструктур. Причем речь идет даже не о взятках в прямом виде, а именно о тонких юридических лазейках, позволяющих избежать всевидящего ока Госпожнадзора и прокуратуры.
«Только на то, чтобы устранить замечания Госпожнадзора в нашем конкретном вузе требуется как минимум 50 млрд.рублей, — рассказал «Росбалту» представитель одного из вузов Петербурга. — А у нас всего около 10 млрд выделено на эти цели, причем на 3 года. При этом, насколько я знаю, за последние 2-3 года пожарные предписания получали практически все вузы Петербурга, но занятия ни в одном из них не прекращались ни на день. Люди просто ходили через черный ход».
«Если раньше при проверке пожарным достаточно было огнетушитель показать и пожарный кран, то теперь они требуют, чтобы и автоматическая пожарная сигнализация была, и система оповещения, и чтобы обязательно свободные запасные выходы, и даже — представьте себе! — чтобы стройматериалы на путях эвакуации были покрыты специальными огнезащитными материалами и красками, — жалуется владелец творческого клуба. — Плюс замена электропроводки и съемные решетки на окнах... Может быть, все это и правильно, но я за год столько не зарабатываю, чтобы все это выполнить!»
Сами пожарные категорически не согласны с тем, что их требования неисполнимы и чересчур накладны. «Декабрьские проверки показали, что наши указания вполне возможно выполнить, причем даже далеко не самым богатым предприятиям и организациям, — говорит Бирюков. — Предписания в большинстве случаев включают около 15 основных требований. Средний процент выполнения предписаний составляет 80%, но есть компании, в которых все требования выполнены на 100%. Правда, их не очень много — около 15% от проверенных. Оценку «удовлетворительно» можно поставить процентам 80 проверенных».
По словам экспертов, такими положительными бывают в основном только государственные структуры: учреждения образования, здравоохранения, с недавних пор (после ряда пожаров в домах престарелых и последующих за ними громких скандалов) — социальные учреждения. Правда, после ЧС в социальных учреждениях этой системе были выделены более-менее адекватные бюджетные средства на противопожарную безопасность.
Как считает начальник отдела по надзору за исполнением законов и охране прав граждан в социальной сфере прокуратуры Санкт-Петербурга Виктор Мельник, должна быть культура безопасности. «Чтобы руководитель выполнял требования не из-за страха санкций, а по собственному пониманию необходимости обеспечения безопасности. Есть требования действующих норм, они должны быть выполнены в обязательном порядке. Но часто бывает, что руководитель или ответственное лицо из не выполняет даже не потому, что не хочет или не может, а по элементарной безграмотности и безответственности», — сказал он.
Сотрудники прокуратуры и МЧС единодушны в том, что законодательную дыру с надзорными проверками необходимо закрывать в самое ближайшее время. По мнению пожарных, проверки должны быть как минимум раз в год, а у особо злостных нарушителей — и того чаще, и штрафы должны быть не копеечные. Слишком дорогой ценой даются России «Хромые лошади».
Комментарии
З.Ы. Защищаю ГПН не потому, что являюсь или являлся сотрудником МЧС, но их "кухню" знаю со всех сторон.
А дорого всё так, по одной причине: Сигнализацию и прочие мероприятия делают только те кого \"порекомендовали\" инспектора. Если это будет сторонняя фирма которая не захочет платить откат инспектору (по Питеру это 20% от сметы) его сигнализация никогда не будет принята.
Причины просты например расстояние между клипсами или гвоздями больше/меньше чем 25 см. Это как вариант, есть еще вариант когда потребуют сертификаты с живыми печатями производителей кабеля или датчиков.
А если это будет всё выполнено, а отката не дадут, значит собственник будет расширять коридор с 1м 10см до положенных 1м 20 см.
Про компенсирующие мероприятия молчали бы. Их стоимость начинается от 300 000 руб.