О кадровой чистке в Конституционном суде

Из заявлений Зорькина и кадровой чистки КС следует то, что еще один властный институт теперь на страже экономических интересов правящей элиты

Уход двух членов Конституционного суда (Владимира Ярославцева из Совета судей РФ и его президиума, Анатолия Кононова вообще из состава КС) не стал новостью номер один. Между тем, происходящее говорит гораздо больше о реальных политических процессах, идущих в стране, чем все рассуждения о новых трендах и грядущих переменах.

Владимир Ярославцев и Анатолий Кононов, по всей видимости, не знают, что в России идет борьба за перемены (правда, никто не говорит, какие именно), что формируется медведевское большинство, на которое Дмитрий Анатольевич обопрет свои белы ручки, дабы устроить в стране свободу, демократию и благорастворение воздухов.

Несознательные судьи видят то, что видят, а не то, что разглядели в чудной виртуальной дымке караси-идеалисты, нисколько не изменившиеся со времен Салтыкова-Щедрина. Судьи «чувствуют себя на обломках правосудия».

Впрочем, сводить все к их чувствам не стоит. Агитпроп, частью которого являются псевдооппозиционеры, радеющие о вменяемости политических требований (этакие российский ПУП – Партия умеренного прогресса, но не в рамках законности, а по понятиям), постарается свести все к личным особенностям уходящих судей – от демократических (а это ужасно) убеждений до вечных «личных амбиций», которые кому только не «шили».

Но дело совсем в другом – в трансформации институтов правового демократического государства, в их перерождении в инструменты неототалитарного управления.

Можно было бы характеризовать происходившее с КС в последние годы просто как унижение, ликвидацию самостоятельности судей, но точнее говорить именно о трансформации.

Другое дело, что трансформация эта ведет к маргинализации Конституционного суда. Но это переход в иную позицию, а не ликвидация института. Да и маргинализацией это можно назвать лишь в рамках демократической структуры. Сейчас же речь должна идти об изменении функций КС, на что претендует его председатель.

Дело Ярославцева – Кононова надо рассматривать в связи с недавним выступлением Валерия Зорькина, которое, к сожалению, почти никто не заметил и не оценил. А он, между тем, гарантировал полную поддержку пересмотру итогов приватизации девяностых годов, заявил об окончании «века либеральных правовых технологий».

Вот именно такое заявление – идеологическое и политическое – совершенно недопустимо для председателя Конституционного суда. Но то в правовом государстве. Ныне же недопустимо другое – выражение «особого мнения».

Конституционный суд к большому переделу собственности готов. Из заявлений Зорькина и кадровой чистки КС следует то, что еще один властный институт теперь на страже экономических интересов правящей элиты. А она в условиях кризиса, вполне возможно, перейдет от нынешнего муторного и процедурно усложненного рейдерства к более простым, эффективным и масштабным способам экспроприации.