Чистая прибыль от грязной воды

На модерации Отложенный

Новый кирпичный дом на окраине Павловского Посада. Новая квартира на третьем этаже. Ее владелец Михаил всего полтора года назад вселился сюда, сразу сделав ремонт по своему вкусу и поменяв сантехнику.

- Вот смотрите, - говорит он корреспонденту АНН, показывая слой ржавчины на новой еще ванне. – Вы думаете, это я такой грязный? С меня натекло? Не-ет, это у нас вода такая! И плачу я за нее побольше, чем в Москве.

Примерно такая же ситуация во многих домах Павловского Посада. Люди получают ржавую воду, оплачивая ее по самым высоким тарифам. Высокие тарифы придуманы, очевидно, в управлении ЖКХ или в МУП «Энергетик», к которому относится павловопосадский «Водоканал», а вот цвет воды и посторонние примеси в ней – это результат изначально высокого содержания железа, характерного для востока Подмосковья. По другим показателям вода в основном хорошая, говорят и жители, и специалисты, а вот ржавчину победить никак не удается.

- Мы оцениваем воду по двум показателям, - говорит Ирина Смагина, заместитель начальника территориального отделения «Росприроднадзора». – Во-первых, по микробиологическому, который показывает, может ли вода вызвать массовые инфекционные заболевания – бич больших городов. Во-вторых, по органолептическому, то есть, по внешнему виду.

По микробиологическому показателю, по словам специалистов, вода в городе соответствует нормам везде. А вот по цвету, запаху и вкусу она не только не отвечает сложившимся представлением людей о воде, но и не соответствует требованиям.

- Вода у нас идет из скважин, и наши подземные горизонты изначально содержат железо, - отмечает главный специалист-эксперт территориального отделения «Росприроднадзора» Виктор Кузнецов. – Повышенное содержание железа ведет за собой цветность и мутность. То есть, содержащая железо вода - мутная, желтая, ржавая.

Эта ситуация специалистам известна давно, давно уже озвучена во всех инстанциях, но столь же давно не меняется.

- Все упирается в то, что нужны станции удаления железа из воды, - говорит Кузнецов. – Но, к сожалению, в настоящий момент это трудновыполнимо, так как связано с большими финансовыми расходами.

По словам Ирины Смагиной, специалисты стараются хоть как-то исправить ситуацию.

- У нас есть скважины, которые отвечают требованиям, - говорит она. – И, поскольку водопроводы закольцованы, вода смешивается и происходит некоторое усреднение показателей. Кроме этого, «Водоканал» регулярно проводит мероприятия, связанные с водоподготовкой - чистки, дезинфекции резервуаров, другие плановые мероприятия.

В большинстве случаев вода в резервуарах соответствует всем требованиям. Но дальше она идет по магистральным сетям в домовые сети… Вот тут начинаются настоящие проблемы: где-то вода застаивается, железо выпадает на трубы, потом смывается и попадает в квартиры. Ответственность за это лежит не только на «Водоканале», но и на управляющих компаниях, на ЖКХ – они также должны регулярно производить очистку своих сетей.

- Но ничего не меняется, жители постоянно жалуются на цвет воды, а особенно часто после проведения каких-то работ. Нужна водоподготовка!

Оставлять население без воды нельзя. А в некоторых местах у нас «Водоканал» вообще ничего сделать не может, так как трубы подводили сами жители – это в районах частной застройки, где тупиковая часть водопровода и застаивание происходит регулярно. Там получается так: стоит дом, рядом – колонка, в колонке вода хорошая, а в доме – нет, - рассказывает Ирина Смагина.

По мнению специалистов, проблема решается просто: в городе ставятся несколько станций обезжелезивания, «Водоканал» меняет старые магистральные сети, а управляющие компании меняют внутридомовые сети, и все! Но, несмотря на простоту решения, ничего этого, скорее всего, сделано не будет – у города нет денег.

Есть еще одно решение, которое выглядит еще проще: можно покупать воду.

- В Подмосковье есть и другая система водоснабжения, - говорит Виктор Кузнецов. - Источники находятся во Владимирской области и в Орехово-Зуевском районе. Эта вода идет в основном в Москву, но по пути можно снабжать населенные пункты области. В нашем районе эту воду получают, но в мизерных количествах – только один поселок. Это нормальная вода, но чтобы ее получать, опять же нужны средства, нужно платить. Качество воды - это все экономические вопросы. Что дешевле – тянуть эту воду или поставить станции очистки и поменять трубы?

Ответы на экономические вопросы должны находить сотрудники администрации города и управляющих компаний. Но ответов нет. Администрация здесь пока что новая, только в октябре избранная, спрашивать с нее сложно, да и «поймать» - хотя бы по телефону ответственного чиновника невозможно: «в Москве, - говорят, - на совещании…».

Руководитель МУП «Энергетик» Владимир Бунин, отвечающей за работу «Водоканала», тоже либо проводит совещание, либо просто недосягаем, потому что не желает общаться с прессой. Его подчиненные без команды сверху также не хотят отвечать на самые простые вопросы. К примеру: есть ли в городе программа «Чистая Вода»? Ведь если такая программа есть, то Павловский Посад легко может войти в областную или даже федеральную соответствующую программу и получить средства на строительство станции обезжелезивания или покупку чистой воды из проходящего по району магистрального водопровода.

- Наш район небогат, - говорят в городе. - Деньги на очистку воды найти сложно. Но жалоб становится все больше, сети все более и более изнашиваются. Чтобы решить вопрос нужно выходить на область. Выходить туда нужно, затратив какие-то средства на подготовку проекта по району. Но нет никакой гарантии, что, даже потратив деньги, администрация Павловского Посада сможет войти в областную программу «Чистая Вода».

Судя по всему, никакой программы нет. Местные руководители предпочитают экономить на ее подготовке и зарабатывать на ржавой воде. Население жалуется, но платит исправно, а значит, рассуждают, видимо, чиновники, тратиться на какие-то программы, проекты, на покупку воды или строительство станций очистки не обязательно.

А жители самостоятельно ставят фильтры, кипятят воду, покупают ее в бутылках и кулерах, набирают в родниках – в общем, приспосабливаются, как могут.