Как кризис помог США решить проблему плохих дорог

На модерации Отложенный

Когда Великая депрессия захлестнула США, толпы безработных заполнили улицы городов. Перед правительством встала серьезная проблема - как решить судьбу этих отчаявшихся людей. Можно было бы просто ограничиться выплатой пособий, окончательно добивая и без того дефицитный бюджет.

Но президент Рузвельт нашел действительно изящный выход из сложившейся ситуации. Он воплотил в жизнь национальную программу строительства дорог. Тем самым одним выстрелом были убиты сразу два зайца - люди получили работу, а страна мощную инфраструктуру, ставшую впоследствии фундаментом процветания США.

Прорыв Форда

Рузвельт считал, что строительство скоростных дорог, пересекающих страну, улучшит положение дел в экономике США. И работы эти было начаты именно в разгар \"Великой депрессии\", беспрецедентного экономического кризиса, и президент надеялся, что дорожное строительство позволит снизить уровень безработицы.

В начале XX века автомобили в США были редкостью и привилегией богатых. Обыкновенные американцы довольствовались лошадьми или легкими экипажами, а в случае дальнего путешествия пользовались поездами. Однако ситуация изменилась после того как Генри Форд создал первый автомобильный конвейер. В результате стало возможным производить машины, доступные по цене для большей части населения страны. С увеличением количества автомашин на дорогах стало ясно, что США критически нуждаются в более развитой системе дорог и магистралей.

Цветные магистрали

Лучшие дороги США того времени были вымощены булыжниками. Большинство проселочных дорог и даже общенациональных транспортных магистралей не имели твердого покрытия. В начале 1920-х годов строительство дорог резко возросло, и появились более 250 так называемых \"именных магистралей\", названных в честь исторических личностей и событий и имевших цветовую кодификацию (на телеграфных столбах вдоль дорог закрепляли цветные ленты). Самой известной из этих магистралей был Линкольн Хайвэй, который пересекал всю территорию страны: от Нью-Йорка до Сан-Франциско.

Однако эти магистрали не имели общего руководства, что стало причиной многих проблем. Дороги строили самостоятельные консорциумы бизнесменов, вступавшие в альянс с властями штатов, графств и отдельных муниципалитетов. Так как генеральный план строительства часто отсутствовал даже на самом низшем уровне, система дорог приобрела крайне сложный и запутанный вид. Многие транспортные артерии дублировали друг друга, они прихотливо пересекались и создавали неимоверно сложные развязки, что конечно же породило огромные неудобства для дорожного движения.

Получи свой номер

В 1925 году был принят закон о федеральной помощи в строительстве дорог, по которому создавалась новая система скоростных магистралей, подчиняющаяся штатам, а не частным компаниям. Было прекращено использование имен и цветов для обозначения дорог - каждая магистраль получила номерной код. Многие штаты наряду с номерным кодом, однако, предпочли продолжать давать имена различным кусочкам этих шоссе на своей территории, так как бытовало убеждение, что безымянный хайвей приносит неудачу.

Примером такой магистрали может послужить хайвэй имени Джона Кеннеди, который ныне является 100-километровой частью магистрали I-95, протянувшейся на расстояние более 3 тыс. км, от Флориды до Канады. Этот хайвей находится на территории штата Мэриленд и был назван в честь президента Кеннеди, потому что тот торжественно открыл движение на этом участке трассы.

Как выяснилось вскоре, это было последнее появление президента на официальной церемонии - через несколько дней его убили. В первую годовщину убийства, в 1964 году, магистраль получила его имя. За сорок лет интенсивность движения на хайвее Кеннеди увеличилась на 300%, ежегодно она пропускает 29 млн автомашин.

Шесть линий на карте

В конце 1930-х годов администрация США впервые разработала план создания общефедеральной системы скоростных дорог. Легенда гласит, что на карте США президент Рузвельт нарисовал три линии, пересекавшие страну вдоль, и еще три - поперек, и предписал Бюро Общественных Дорог немедленно заняться сооружением этих шоссе. В 1938 году был принят Закон о Федеральных Магистралях, согласно которому Бюро Общественных Дорог было указано изучить возможности создания сети платных магистралей. Идея состояла в том, чтобы все штаты имели прямой доступ к этой дорожной системе.

Бюро порекомендовало построить магистральную дорожную сеть длиной 43 тыс. км. Однако она должна была быть платной только частично, так как были опасения, что из-за экономического кризиса платные дороги могли вызвать массовое недовольство. Предполагалось, что на большей протяженности федеральные хайвеи имели бы четыре полосы движения. Большее количество полос предполагалось построить в районах, где существовала вероятность более интенсивного движения - более 2 тыс. автомобилей в день (730 тыс. в год).

В 1939 году Рузвельт передал этот отчет Конгрессу США, предлагая принять соответствующие меры по созданию межрегиональной магистральной системы. Однако вскоре Штаты стали готовиться к вступлению во Вторую мировую войну, и строительство магистралей отошло на второй план. В апреле 1941 года Рузвельт создал Национальный Комитет по Межрегиональным Магистралям, перед которым была поставлена задача подготовки детального плана. Комитет предложил построить сеть длиною в 63 тыс. км. В 1947 году строительство было начато. Стоимость проекта оценивалась в 23 миллиарда долларов.

Новое время

Строительство продвигалось очень медленно из-за недостатка средств. Более того, в 1950 году США вновь оказались вовлечены в войну, на этот раз в Корее. Строительство магистралей приобрело также военное значение для государства. По этой причине в 1952 году, впервые в истории страны, федеральное правительство выделило $25 млн из федеральной казны на строительство этой огромной дорожной сети. Правительство также создало систему дальнейшего финансирования работ, разделив расходы пополам между федеральным бюджетом и штатами. Уже в 1953 году более 10 тыс. км дорог было построено, что обошлось в $955 млн.

В 1953 году президентом США был избран Дуайт Эйзенхауэр, который проявил себя как горячий сторонник создания национальной магистральной системы. Причиной этого стало его боевое прошлое. Во время Второй мировой войны Эйзенхауэр оценил преимущества, которые автобаны давали немецким войскам. В результате усилий Эйзенхауэра в 1956 году был принят закон, который расставил все точки над \"i\". Были окончательно утверждены маршруты основных скоростных магистралей, установлен единый дизайн для шоссе и дорожных знаков. Двенадцатилетний бюджет дорожного строительства был увеличен до $25 млрд, из которых 90% обязались заплатить федеральные власти. В 1990 году, в знак признания заслуг Эйзенхауэра, тогдашний президент США Джордж Буш-старший подписал закон, согласно которому сеть национальных хайвеев была переименована в Систему Магистралей имени Эйзенхауэра.