\"Единую Россию\" подставил Кремль?
Администрация президента РФ и «Единая Россия» независимо друг от друга, если верить спикеру Госдумы Борису Грызлову, приняли решение отказаться от увеличения транспортного налога. Некоторые считают эту скандальную историю обыкновенной пиар-акцией, но больше похоже на то, что принятие новых налоговых ставок стало результатом разлада внутри правящего класса - возможно, нарушения коммуникации между правительством и администрацией Дмитрия Медведева.
Напомним, что неудачным днем для «Единой России» пятница, 13 ноября, стала после того как Госдума (а точнее - единороссы) приняла в третьем чтении законопроект, повышающий вдвое базовую ставку транспортного налога.
Правда, в соответствии с законопроектом региональные власти могли изменять ставки налога: уменьшать не в пять раз, как в настоящее время, а в десять, и увеличивать не более чем в пять раз. И представители партии власти, фактически поднимая налог, утверждали, что верят в «сознательность» губернаторов, то есть считают, что власти субъектов Федерации вместо того, чтобы ставки повышать, начнут их снижать.
Однако автомобилисты этому не поверили, и по стране прокатились акции протеста, не очень масштабные по числу участников, однако демонстрирующие, что нововведение народ безропотно не «проглотит».
Сразу было очевидно, что небольшая «масштабность» этих акций - дело временное. Ведь хотя формально изменения должны были вступить в силу с 1 января 2010 года, в реальности первые «платежки» из налоговой с пересчитанным «долгом Родине» стали бы приходить гражданам приблизительно во втором квартале 2011 года.
И вот тогда-то произошедшие изменения дошли бы до наиболее политически пассивной части автомобилистов, которые влились бы в ряды протестующих. И все это - накануне парламентских выборов 2011 года, которые можно рассматривать как своего рода «праймериз» перед президентской кампанией 2012 года.
Однако российские власти, судя по всему, лишь постепенно осознавали опасность пусть даже номинального, как утверждали единороссы, повышения ставок транспортного налога. Закон в Госдуму вносило правительство, решив «в одном пакете» повысить акцизы на спирт, табак и налог на автомобили. Таким образом, вносился он за подписью премьер-министра (лидера «Единой России») Владимира Путина.
И хотя неофициально многие депутаты-единороссы высказывались против данного законопроекта, тем не менее, они не могли отказать главе Минфина Алексею Кудрину и председателю правительства в этой просьбе. В итоге, «против» законопроекта в первом и втором чтении голосовала только оппозиция.
Первый сбой система «продавливания» транспортного налога дала при третьем чтении. Первоначально оно прошло по «ускоренной» методике - сразу же после второго чтения, в тот же день. Однако заседание еще не закончилось, а вице-спикер Олег Морозов («Единая Россия») уже отыграл назад: ссылаясь на мелкую техническую ошибку, заявил, что третье чтение в реальности не состоялось и закон надо будет переголосовать на следующей неделе.
По Думе немедленно поползли слухи, что есть вероятность пересмотра законопроекта и возвращения действующей сегодня базовой ставки налога на транспортные средства.
Но они не подтвердились. Минфин, судя по всему, оказался сильнее. Возможно, в этом личная заслуга вице-премьера и министра финансов Алексея Кудрина, который сумел в правильной форме донести свою точку зрения до Владимира Путина и Дмитрия Медведева. В итоге, несмотря на сомнения даже в среде единороссов, закон был принят.
Лишь двое из них смогли уклониться от голосования, поскольку отсутствовали в этот день в Москве, о чем они впоследствии не без удовольствия рассказывали журналистам.
После этого последним «барьером» на пути законопроекта оставался Совет Федерации.
Хотя лидер «Справедливой России» и спикер верхней палаты парламента Сергей Миронов заявлял, что это «ошибка парламентского большинства» и закон принимать не надо, мало кто верил, что повышение налога удастся остановить.
Перелом произошел, судя по всему, 16 ноября вечером. Противникам принятия законопроекта в нынешнем его виде, судя по всему, удалось донести свою точку зрения до первых лиц государства. И их аргументы оказались более серьезными, чем простое наполнение бюджета, за которое выступает Алексей Кудрин.
Уже 17 ноября утром руководитель президентской администрации Сергей Нарышкин объявил, что на совещании, созванном в его ведомстве по личному поручению президента, принято решение рекомендовать депутатам отказаться от повышения транспортного налога. По его словам, это решение стало следствием общественной дискуссии, разгоревшейся вокруг спорного законопроекта.
Об общественной дискуссии заговорил и спикер Госдумы, председатель Высшего совета «Единой России» Борис Грызлов, утром 17 ноября неожиданно заявивший, что его партия настаивает на пересмотре принятого закона, который она же и «пропихнула». Это, по его словам, стало итогом консультаций с такими, надо полагать, заинтересованными, организациями как Союз пенсионеров и Всероссийский совет муниципальных образований.
Интересно отметить, что, пытаясь сохранить лицо, думский лидер единороссов заверял, что решение было принято партией самостоятельно. Не смутило его даже то, что Нарышкин прямо сказал, что на совещании в администрации президента присутствовали, в том числе, и руководители фракции «Единой России».
У оппозиции, разумеется, версия другая. «Во всей этой истории интересно то, что этот законопроект был разработан Минфином, но внесен в Госдуму правительством РФ, то есть был подписан премьер-министром Владимиром Путиным, а потом вдруг администрация президента потребовала его отменить и Борис Грызлов вдруг прозрел, хотя состоит в той партии, которую возглавляет Путин», - иронизировал в беседе с корреспондентом «Росбалта» депутат Госдумы от КПРФ Сергей Обухов.
При этом он отмечает, что «пересмотр этого закона может послужить еще одним поводом для требований об отставке Кудрина».
Таким образом, ускорение процесса принятия «фискального» закона может оказать плохую услугу министру финансов как его главному защитнику. Однако главный итог состоит в том, что налоговый казус «Единой России» продемонстрировал - управление партией власти осуществляется в последнее время не вполне эффективно.
Так называемая «многобашенность» Кремля, а в нынешней ситуации администрации президента и Белого дома, - привела к расшатыванию системы. Вплоть до почти неизбежного теперь снижения рейтинга «Единой России».
Если только вся история с транспортным налогом не была масштабной провокацией. Один из источников «Росбалта» в Госдуме в частности уверяет, что речь идет о некоторой нелюбви друг к другу главы президентской администрации и его первого заместителя Владислава Суркова. Якобы именно из-за этого сложного чувства возникло противоречие в версиях Сергея Нарышкина и Бориса Грызлова о том, как было принято решение о пересмотре уже практически принятого закона.
В то же время другой источник утверждает, что практически все депутаты «Единой России», принимая закон, заранее уже знали, что он будет в последний момент пересмотрен, что будет положительно расценено населением и воспринято как проявление внимания со стороны власти к «чаяниям трудящихся».
Вот только неясно, почему эта информация просачивается в прессу именно сейчас, когда скандал достиг максимальной интенсивности. Может быть, единороссы просто пытаются за сложными версиями спрятать собственную несамостоятельность?
Комментарии
А какой конкурс среди ОТМОРОЗКОВ в "партию" "ЕДИНОЕ ДЕРЬМО"?
И как идёт отбор ??
Суеверные однако.
Поползли слухи, что прикажут нажимать другую кнопочку при голосовании.
Ясно, кто их принимает, а кто просто надувает щёки.
Очень наглядно. Спасибо!