В Израиле разгорается борьба за \"кошерный Интернет\"

На модерации Отложенный

Борьбой раввинов за «кошерный Интернет» в Израиле никого не удивить – эта тема регулярно возникает в проповедях, на страницах религиозной прессы, а также в «настенной агитации» — многочисленных плакатах и афишах.

Последние несколько дней главные израильские новости появлялись преимущественно в разделе уголовной хроники. Израильские спецслужбы доложили о задержании некого Яакова (Джека) Тейтеля из поселения Швут-Рахель (известный правый экстремист был взят с поличным во время расклеивания подстрекательских листовок, направленных против израильского гей-сообщества, а затем якобы сознался в совершении нескольких политических терактов). Едва ли не на следующий день полиция рапортовала о задержании некого Дмитрия Карлика, подозреваемого в жестоком убийстве целой семьи, включая маленьких детей. Практически тогда же в Москве был убит известный израильский бизнесмен, бывший советский шпион Шабтай Калманович, в Петах-Тикве был задержан 23-летний педофил… В общем, СМИ было о чем писать. Поэтому сообщение о новой кампании, начатой израильскими раввинами, осталась практически незамеченной.

В ортодоксальных общинах уже много лет активно используются разнообразные фильтры, блокирующие доступ с персонального компьютера к определенным сайтам. Большинство таких фильтров настроено на порнографию, но есть и более радикальные варианты. Так, система Koogle блокирует не только недостаточно скромные фотографии и картинки, но и изображения предметов, запрещенных в ультраортодоксальных общинах – например, телевизоров. Техника, однако, не стоит на месте – сегодня зайти в сеть можно не только из дома, но и с мобильного телефона. Поэтому недавно несколько раввинов обратились к телефонным компаниям с призывом вступить в сотрудничество с фирмой «Римон-интернет» и вместе с ней разработать кошерные фильтры для мобильников. При этом раввины обещали всяческую поддержку той фирме, которая первой предложит религиозным потребителям свои услуги.

В принципе борьбой раввинов за «кошерный Интернет» в Израиле никого не удивить – эта тема регулярно возникает в проповедях, на страницах религиозной прессы, а также в «настенной агитации» — многочисленных плакатах и афишах, которыми обклеены все религиозные кварталы страны. Интересен в данном случае состав участников. Обычно на этом фронте заметны, прежде всего, ультраортодоксы. Наиболее радикальные из них предлагают вовсе запретить Интернет и домашние компьютеры как источник абсолютного и неконтролируемого зла. Большинство ультраортодоксальных раввинов, однако, понимают, что в наши дни это совершенно невозможно, и пытаются лишь максимально ограничить использование опасных девайсов: запрещают иметь дома Интернет иначе как для работы, требуют обязательно пользоваться кошерными фильтрами, блокирующими проблематичные сайты и т.д. Нынешняя же кампания характерна тем, что среди раввинов, поставивших свои подписи под обращением к телефонным компаниям, нет ни одного ультраортодокса: все подписанты – очень известные люди в религиозно-сионистском лагере.

Среди раввинов, подписавших обращение, — представители практически всех течений национально-религиозного лагеря, от раввина Давида Става, имеющего репутацию либерала, до раввинов Элиягу и Шапиро, представляющих «правое» крыло, близкое к ультраортодоксии.

Правда, что касается последнего, то им, с большой вероятностью двигали и личные интересы – рав Иегошуа Шапиро тесно связан упомянутой выше фирмой «Римон-интернет». Однако остальные подписались исключительно «за идею».

Вполне понятно, что двигало раввинами, включившимися в кампанию за расширение кошерного Интернета. Порнография недопустима с точки зрения всех, даже самых либеральных, течений ортодоксального иудаизма. Порносайты действительно могут послужить камнем преткновения для подростка, особенно религиозного, чье общение с противоположным полом более ограничено, чем у светских сверстников, зато сексуальных табу – гораздо больше. Поэтому вполне естественно, что раввины, большинство из которых также являются преподавателями, хотят любой ценой оградить молодежь от лишних проблем и соблазнов. И тем не менее, нынешняя кампания в определенной степени симптоматична.

Главный водораздел между религиозными сионистами и ультраортодоксами проходит по линии отношения к государству Израиль. Однако между двумя течениями есть и целый ряд других существенных различий. Ультраортодоксы в принципе полагают современный мир источником опасности и соблазнов, а потому стараются максимально отгородиться от него с помощью самоизоляции и запретов. Религиозные сионисты, напротив, стремились максимально полно участвовать в «нормальной» жизни общества, придерживаясь при этом законов Торы. Это различие проявлялось в самых разных вещах, например, в выборе местожительства: ультраортодоксы предпочитали жить в своих кварталах, религиозные сионисты охотно селились в обычных районах, бок о бок со светскими израильтянами.

Однако в последние годы у части национально-религиозного лагеря все чаще проявляются разочарование в прежней линии и тяготение к ультраортодоксальным решениям. Наиболее заметно это в жилищной сфере – все больше религиозных сионистов переселяются либо в поселения за зеленой чертой, либо в отдельные городские кварталы. Но есть и другие симптомы – например, отношение к телевидению: если поколение назад телевизор в семье религиозных сионистов был нормой, то сегодня многие, подобно ультраортодоксам, отказываются от него по религиозно-идеологическим соображениям.

Теперь вот возникла проблема с Интернетом – и выясняется, что в арсенале раввинов-сионистов нет решительно никаких оригинальных средств, кроме как взятых из ультра-ортодоксального арсенала: закрыть, перекрыть и не допустить.

При этом сами раввины почти наверняка знают, что в конечном итоге эта тактика обречена, особенно на этом фронте: даже если завтра удастся написать программу, блокирующую доступ к проблемным сайтам с мобильников, послезавтра технологи придумают что-нибудь новое, и все придется начинать сначала. Поэтому если национально-религиозная община не хочет закрываться в гетто, необходимо принципиально иное решение – которого у раввинов-сионистов, как выясняется, нет.

Впрочем, сильно винить их в этом, вероятно, не следует. Поскольку есть подозрение, что они в этом не одиноки и что священнослужители других конфессий вряд ли могут похвастаться, что знают эффективное решение этой проблемы.