Кризис победил инфляцию

На модерации Отложенный

Кризис помогает добиться того, к чему безуспешно стремились правительство и Центральный банк все 2000-е годы. Серьезного снижения инфляции. Об этом пишет в своей колонке главный редактор журнала «Финанс.» Олег Анисимов.

Сводки Росстата не перестают радовать. В октябре индекс потребительских цен не вырос; с начала года инфляция составляет всего 8,1%, а рост цен за 12 последних месяцев равен всего 9,7%. Показатель более чем приличный, учитывая, что на данный период пришлась серьезная девальвация, а потребительский рынок сильно зависит от импортных товаров и сырья. Цены на продовольственные товары выросли на 7,6%, тогда как с октября 2007 года по октябрь 2008-го показатель был равен 17,9%. Безо всякой девальвации.

Индекс потребительских цен мог быть еще меньше, если б не платные услуги, главным образом, регулируемые государством тарифы жилищно-коммунального хозяйства. С начала года в среднем по России услуги ЖКХ подорожали на 19,1%, а они в структуре корзины для расчета инфляции занимают серьезную долю - 7,9% (второе место после мясопродуктов - 9,6%).

По итогам всего 2009 года инфляция не должна достичь 10%, а это очень важно с психологической точки зрения. Недаром цена в 999 рублей выглядит куда привлекательнее, чем 1000. Так и тут: в сознание бизнеса и населения войдет факт, что инфляция в России теперь в годовом исчислении однозначная, и предприниматели будут подспудно меньше стараться повышать цены. В следующем году тарифы так не вырастут, а значит, шансы закрепить инфляцию на уровне ниже 10% довольно высоки.

Рискну предположить, что и механизмы конкуренции заработали лучше. В кризис покупатели лучше считают деньги, как ни крути. Один пример: «Седьмой континент», который всегда славился высокими ценами и премиум-ассортиментом, теперь по ряду товарных позиций готов соревноваться чуть ли не с «Пятерочкой». Отсюда сюрреализм: в одной очереди к кассе можно лицезреть президента банка из первой сотни и гастарбайтера из Средней Азии. Наиболее совестливые ритейлеры и до кризиса работали с наценкой, не сильно превышающей 20%. В этом году уменьшить аппетиты пришлось и другим, что тоже отразилось на уровне инфляции.

Ну, а снижение инфляции - основная предпосылка для уменьшения процентных ставок. Жалко смотреть на российских предпринимателей, когда они слышат, что на западе бизнес кредитуют под несколько процентов годовых. У нас ставки на порядок выше, что, безусловно, душит бизнес и способствует инфляции, так как проценты закладываются в себестоимость. Говоря про ставку, управляющий партнер Management Development Group Дмитрий Потапенко называет «20% годовых + 1,5% отката зампреду правления» (стр. 14). И это далеко не худшие условия.

В общем, стоимости кредита есть куда падать. И ближайший ориентир - ставки по ипотечным кредитам. Не очень понятно, почему их выдают под 12-14% в рублях, а для бизнеса, предоставляющего сопоставимый по качеству залог, ставка гораздо выше.