О русской идее
На модерации
Отложенный
Если нашему поколению выпало на долю жить в наиболее трудную и опасную эпоху русской истории, то это не может и не должно колебать наше разумение, нашу волю и наше служение России. Борьба русского народа за свободную и достойную жизнь на земле - продолжается. И ныне нам более чем когда-нибудь подобает верить в Россию, видеть ее духовную силу и своеобразие, и выговаривать за нее, от ее лица и для ее будущих поколений ее творческую идею.
Эту творческую идею нам не у кого и не для чего заимствовать: она может быть только русскою, национальною. Она должна выражать русское историческое своеобразие и в то же время - русское историческое призвание. Эта идея формулирует то, что русскому народу уже присуще, что составляет его благую силу, в чем он прав перед лицом Божиим и самобытен среди всех других народов. И в то же время эта идея указывает нам нашу историческую задачу и наш духовный путь;
это то, что мы должны беречь и растить в себе, воспитывать в наших детях и в грядущих поколениях, и довести до настоящей чистоты и полноты бытия, - во всем, в нашей культуре и в нашем быту, в наших душах и в нашей вере, в наших учреждениях и законах. Русская идея есть нечто живое, простое и творческое. Россия жила ею во все свои вдохновенные часы, во все свои благие дни, во всех своих великих людях. Об этой идее мы можем сказать: так было, и когда так бывало, то осуществлялось прекрасное; и так будет, и чем полнее и сильнее это будет осуществляться, тем будет лучше...
В чем же сущность этой идеи?
Русская идея есть идея сердца. Идея созерцающего сердца.
Сердца, созерцающего свободно и предметно; и передающего свое видение воле для действия, и мысли для осознания и слова. Вот главный источник русской веры и русской культуры. Вот главная сила России и русской самобытности. Вот путь нашего возрождения и обновления. Вот то, что другие народы смутно чувствуют в русском духе, и когда верно узнают это, то преклоняются и начинают любить и чтить Россию. А пока не умеют или не хотят узнать, отвертываются, судят о России свысока и говорят о ней слова неправды, зависти и вражды.
1. - Итак, русская идея есть идея сердца.
Она утверждает, что главное в жизни есть любовь и что, именно, любовью строится совместная жизнь на земле, ибо из любви родится вера и вся культура духа. Эту идею русско-славянская душа, издревле и органически предрасположенная к чувству, сочувствию и доброте, восприняла исторически от христианства: она отозвалась сердцем на Божие благовестие, на главную заповедь Божию, и уверовала, что \"Бог есть Любовь\". Русское православие есть христианство не столько от Павла, сколько от Иоанна, Иакова и Петра. Оно воспринимает Бога не воображением, которому нужны страхи и чудеса для того, чтобы испугаться и преклониться перед \"силою\" (первобытные религии); - не жадною и властною земною волею, которая в лучшем случае догматически принимает моральное правило, повинуется закону и сама требует повиновения от других (иудаизм и католицизм), - не мыслью, которая ищет понимания и толкования и затем склонна отвергать то, что ей кажется непонятным (протестантство). Русское Православие воспринимает Бога любовью, воссылает ему молитву любви и обращается с любовью к миру и к людям. Этот дух определил собою акт православной веры, православное богослужение, наши церковные песнопения и церковную архитектуру. Русский народ принял христианство не от меча, не по расчету, не страхом и не умственностью, а Чувством, добротою, совестью и сердечным созерцанием. Когда русский человек верует, то он верует не волею и умом, а oi нем сердца. Когда его вера созерцает, то она не предается соблазнительным галлюцинациям, а стремится увидеть подлинное совершенство. Когда его вера желает, то она желает не власти над вселенною (под предлогом своего правоверия), а совершенного качества. В этом корень русской идеи. В этом ее творческая сила на века.
И все это не идеализация и не миф, а живая сила русской души и русской истории. О доброте, ласковости и гостеприимстве, а также и о свободолюбии русских славян свидетельствуют единогласно древние источники и византийские и арабские. Русская народная сказка вся проникнута певучим добродушием. Русская песня есть прямое излияние сердечного чувства во всех его видоизменениях. Русский танец есть импровизация, проистекающая из переполненного чувства. Первые исторические русские князья суть герои сердца и совести (Владимир, Ярослав, Мономах). Первый русский святой (Феодосии) - есть явление сущей доброты. Духом сердечного и совестного созерцания проникнуты русские летописи и наставительные сочинения. Этот дух живет в русской поэзии и литературе, в русской живописи и в русской музыке. История русского правосознания свидетельствует о постепенном проникновении его этим духом, духом братского сочувствия и индивидуализирующей справедливости. А русская медицинская школа есть его прямое порождение (диагностические интуиции живой страдающей личности).
Итак, любовь есть основная духовно-творческая сила русской души. Без любви русский человек есть неудавшееся существо. Цивилизующие суррогаты любви (долг, дисциплина, формальная лояльность, гипноз внешней законопослушности) - сами по себе ему мало свойственны. Без любви - он или лениво прозябает, или склоняется ко вседозволенности. Ни во что не веруя, русский человек становится пустым существом, без идеала и без цели. Ум и воля русского человека приводятся в духовно-творческое движение именно любовью и верою.
2. - И при всем том, первое проявление русской любви и русской веры есть живое созерцание.
Созерцанию нас учило прежде всего наше равнинное пространство, наша природа, с ее далями и облаками, с ее реками, лесами, грозами и метелями. Отсюда наше неутолимое взирание, наша мечтательность, наша созерцающая \"лень\" (Пушкин), за которой скрывается сила творческого воображения. Русскому созерцанию давалась красота, пленявшая сердце, и эта красота вносилась во все - от ткани и кружева до жилищных и крепостных строений. От этого души становились нежнее, утонченнее и глубже; созерцание вносилось и во внутреннюю культуру - в веру, в молитву, в искусство, в науку и в философию. Русскому человеку присуща потребность увидеть любимое вживе и въяве, и потом выразить увиденное - поступком, песней, рисунком или словом. Вот почему в основе всей русской культуры лежит живая очевидность сердца, а русское искусство всегда было - чувственным изображением нечувственно-узренных обстояний. Именно эта живая очевидность сердца лежит и в основе русского исторического монархизма. Россия росла и выросла в форме монархии не потому, что русский человек тяготел к зависимости или к политическому рабству, как думают многие на западе, но потому, что государство в его понимании должно быть художественно и религиозно воплощено в едином лице, - живом, созерцаемом, беззаветно любимом и всенародно \"созидаемом\" и укрепляемом этой всеобщей любовью.
3. - Но сердце и созерцание дышат свободно. Они требуют свободы, и творчество их без нее угасает. Сердцу нельзя приказать любить, его можно только зажечь любовью. Созерцанию нельзя предписать, что ему надо видеть и что оно должно творить. Дух человека есть бытие личное, органическое и самодеятельное: он любит и творит сам, согласно своим внутренним необходимостям. Этому соответствовало исконное славянское свободолюбие и русско-славянская приверженность к национально-религиозному своеобразию. Этому соответствовала и православная концепция Христианства: не формальная, не законническая, не морализующая, но освобождающая человека к живой любви и к живому совестному созерцанию. Этому соответствовала и древняя русская (и церковная, и государственная) терпимость ко всякому иноверию и ко всякой иноплеменности, открывшая России пути к имперскому (не \"империалистическому\") пониманию своих задач (см. замечательную статью проф. Розова: \"Христианская свобода и древняя Русь\" в №10 ежегодника \"День русской славы\", 1940, Белград).
Русскому человеку свобода присуща как бы от природы. Она выражается в той органической естественности и простоте, в той импровизаторской легкости и непринужденности, которая отличает восточного славянина от западных народов вообще и даже от некоторых западных славян. Эта внутренняя свобода чувствуется у нас во всем: в медлительной плавности и певучести русской речи, в русской походке и жестикуляции, в русской одежде и пляске, в русской пище и в русском быту. Русский мир жил и рос в пространственных просторах и сам тяготел к просторной нестесненности. Природная темпераментность души влекла русского человека к прямодушию и открытости (Святославово \"иду на вы \"...), превращала его страстность в искренность и возводила эту искренность к исповедничеству и мученичеству...
Еще при первом вторжении татар русский человек предпочитал смерть рабству и умел бороться до последнего. Таким он оставался и на протяжении всей своей истории. И не случайно, что за войну 1914-1917 года из 1.400.000 русских пленных в Германии 260.000 человек (18,5 проц.) пытались бежать из плена. \"Такого процента попыток не дала ни одна нация\" (Н.Н.Головин). И если мы, учитывая это органическое свободолюбие русского народа, окинем мысленным взором его историю с ее бесконечными воинами и длительным закрепощением, то мы должны будем не возмутиться сравнительно редкими (хотя и жестокими) русскими буитами, а преклониться перед той силою государственного инстинкта, духовной лояльности и христианского терпения, которую русский народ обнаруживал на протяжении всей своей истории.
II
Итак, русская идея есть идея свободно созерцающего сердца. Однако, это созерцание призвано быть не только свободным, но и предметным. Ибо свобода, принципиально говоря, дается человеку не для саморазнуздания, а для органически-творческого само-оформления, не для беспредметного блуждания и произволения, а для самостоятельного нахождения предмета и пребывания в нем. Только так возникает и зреет духовная культура. Именно в этом она и состоит.
Вся жизнь русского народа могла бы быть выражена и изображена так: свободно созерцающее сердце искало и находило свой верный и достойный Предмет. По-своему находило его сердце юродивого, по-своему - сердце странника и паломника; по-своему предавалось религиозному предметовидению русское отшельничество и старчество; по-своему держалось за священные традиции Православия русское старообрядчество; по-своему, совершенно по-особому вынашивала свои славные традиции русская армия; по-своему же несло тягловое служение русское крестьянство и по-своему же вынашивало русское боярство традиции русской православной государственности; по-своему утверждали свое предметное видение те русские праведники, которыми держалась русская земля и облики коих художественно показал Н.С.Лесков. Вся история русских войн есть история самоотверженного предметного служения Богу, Царю и Отечеству; а, например, русское казачество сначала искало свободы, а потом уже научилось предметному государственному патриотизму. Россия всегда строилась духом свободы и предметности, и всегда шаталась и распадалась, как только этот дух ослабевал, - как только свобода извращалась в произвол и посягание, в самодурство и насилие, как только созерцающее сердце русского человека прилеплялось к беспредметным или противопредметным содержаниям...
Такова русская идея: свободно и предметно созерцающая любовь и определяющаяся этим жизнь и культура. Там, где русский человек жил и творил из этого акта, - он духовно осуществлял свое национальное своеобразие и производил свои лучшие создания - во всем: в праве и в государстве, в одинокой молитве и в общественной организации, в искусстве и в науке, в хозяйстве и в семейном быту, в церковном алтаре и на царском престоле. Божии дары - история и природа - сделали русского человека именно таким. В этом нет его заслуги, но этим определяется его драгоценная самобытность в сонме других народов. Этим определяется и задача русского народа: быть таким со всей возможной полнотой и творческой силой, блюсти свою духовную природу, не соблазняться чужими укладами, не искажать своего духовного лица искусственно пересаживаемыми чертами и творить свою жизнь и культуру именно этим духовным актом.
Исходя из русского уклада души, нам следует помнить одно и заботиться об одном: как бы нам наполнить данное нам свободное и любовное созерцание настоящим предметным содержанием; как бы нам верно воспринять и выразить Божественное - по-своему; как бы нам петь Божьи песни и растить на наших полях Божьи цветы... Мы призваны не заимствовать у других народов, а творить свое и по-своему; но так, чтобы это наше и по-нашему созданное было на самом деле верно и прекрасно, т.е. Предметно.
Итак, мы не призваны заимствовать духовную культуру у других народов или подражать им. Мы призваны творить свое и по-своему: - русское, по-русски.
У других народов был издревле другой характер и другой творческий уклад: свой особый - у иудеев, свой особый - у греков, особливый у римлян, иной у германцев, иной у галлов, иной у англичан. У них другая вера, другая \"кровь в жилах\", другая наследственность, другая природа, другая история. У них свои достоинства и свои недостатки. Кто из нас захочет заимствовать их недостатки? - Никто. А достоинства нам даны и заданы наши собственные. И когда мы сумеем преодолеть свои национальные недостатки, - совестью, молитвою, трудом и воспитанием, - тогда наши достоинства расцветут так, что о чужих никто из нас не захочет и помышлять.
Так, например, все попытки заимствовать у католиков их волевую и умственную культуру - были бы для нас безнадежны. Их культура выросла исторически из преобладания воли над сердцем, анализа над созерцанием, рассудка во всей его практической трезвости над совестью, власти и принуждения над свободою. Как же мы могли бы заимствовать у них эту культуру, если у нас соотношение этих сил является обратным? Ведь нам пришлось бы погасить в себе силы сердца, созерцания, совести и свободы, или, во всяком случае, отказаться от их преобладания. И неужели есть наивные люди, воображающие, что мы могли бы достигнуть этого, заглушив в себе славянство, искоренив в себе вековечное воздействие нашей природы и истории, подавив в себе наше органическое свободолюбие, извергнув из себя естественную православность души и непосредственную искренность духа? И для чего? Для того, чтобы искусственно привить себе чуждый нам дух иудаизма, пропитывающий католическую культуру, и далее - дух римского права, дух умственного и волевого формализма и, наконец, дух мировой власти, столь характерный для католиков?.. А в сущности говоря, для того, чтобы отказаться от собственной, исторически и религиозно заданной нам культуры духа, воли и ума: ибо нам не предстоит в будущем пребывать исключительно в жизни сердца, созерцания и свободы, и обходиться без воли, без мысли, без жизненной формы, без дисциплины и без организации. Напротив, нам предстоит вырастить из свободного сердечного созерцания - свою, особую, новую, русскую культуру воли, мысли и организации. Россия не есть пустое вместилище, в которое можно механически, по произволу, вложить все, что угодно, не считаясь с законами ее духовного организма. Россия есть живая духовная система, со своими историческими дарами и заданиями. Мало того, - за нею стоит некий божественный исторический замысел, от которого мы не смеем отказываться и от которого нам и не удалось бы отречься, если бы мы даже того и захотели... И все это выговаривается русской идеей.
Эта русская идея созерцающей любви и свободной предметности - сама по себе не сулит и не осуждает инородные культуры. Она только не предпочитает их и не вменяет их себе в закон. Каждый народ творит то, что он может, исходя из того, что ему дано. Но плох тот народ, который не видит того, что дано именно ему, и потому ходит побираться под чужими окнами. Россия имеет свои духовно-исторические дары и призвана творить свою особую духовную культуру: - культуру сердца, созерцания, свободы и предметности. Нет единой общеобязательной \"западной культуры\", перед которой все остальное - \"темнота\" или \"варварство\". Запад нам не указ и не тюрьма. Его культура не есть идеал совершенства. Строение его духовного акта (или вернее - его духовных актов) может быть и соответствует его способностям и его потребностям, но нашим силам, нашим заданиям, нашему историческому призванию и душевному укладу оно не соответствует и не удовлетворяет. И нам незачем гнаться за ним и делать себе из него образец. У запада свои заблуждения, недуги, слабости и опасности. Нам нет спасения в западничестве. У нас свои пути и свои задачи. И в этом - смысл русской идеи.
Однако, это не гордость и не самопревознесение. Ибо, желая идти своими путями, мы отнюдь не утверждаем, будто мы ушли на этих путях очень далеко или будто мы всех опередили. Подобно этому мы совсем не утверждаем, будто все, что в России происходит и создается, - совершенно, будто русский характер не имеет своих недостатков, будто наша культура свободна от заблуждений, опасностей, недугов и соблазнов. В действительности мы утверждаем иное: хороши мы в данный момент нашей истории или плоти, мы призваны и обязаны идти своим путем, - очищать свое сердце, укреплять свое созерцание, осуществлять свою свободу и воспитывать себя к предметности. Как бы ни были велики наши исторические несчастия и крушения, мы призваны самостоятельно быть, а не ползать перед другими; творить, а не заимствовать; обращаться к Богу, а не подражать соседям; искать русского видения, русских содержаний и русской формы, а не ходить в кусочки, собирая на мнимую бедность. Мы западу не ученики и не учителя. Мы ученики Богу и учителя себе самим. Перед нами задача: творить русскую самобытную духовную культуру - из русского сердца, русским созерцанием, в русской свободе, раскрывая русскую предметность. И в этом - смысл русской идеи.
III
Эту национальную задачу нашу мы должны верно понять, не искажая ее и не преувеличивая. Мы должны заботиться не об оригинальности нашей, а о предметности нашей души и нашей культуры; оригинальность же \"приложится сама, расцветая непреднамеренно и непосредственно. Дело совсем не в том, чтобы быть ни на кого не похожим; требование \"будь как никто\" неверно, нелепо и не осуществимо. Чтобы расти и цвести, не надо коситься на других, стараясь ни в чем не подражать им и ничему не учиться у них. Нам надо не отталкиваться от других народов, а уходить в собственную глубину и восходить из нее к Богу: надо не оригинальничать, а добиваться Божьей правды; надо не предаваться восточнославянской мании величия, а искать русскою душою предметного служения. И в этом смысл русской идеи.
Вот почему так важно представить себе наше национальное призвание со всей возможной живостью и конкретностью. Если русская духовная культура исходит из сердца, созерцания, свободы и совести, то это отнюдь не означает, что она \"отрицает\" волю, мысль, форму и организацию. Самобытность русского народа совсем не в том, чтобы пребывать в безволии и безмыслии, наслаждаться бесформенностью и прозябать в хаосе; но в том, чтобы выращивать вторичные силы русской культуры (волю, мысль, форму и организацию) из ее первичных сил (из сердца, из созерцания, из свободы и совести). Самобытность русской души и русской культуры выражается именно в этом распределении ее сил на первичные и вторичные: первичные силы определяют и ведут, а вторичные вырастают из них и приемлют от них свой закон. Так уже было в истории России. И это было верно и прекрасно. Так должно быть и впредь, но еще лучше, полнее и совершеннее.
1. - Согласно этому - русская религиозность должна по-прежнему утверждаться на сердечном созерцании и свободе, и всегда блюсти свой совестный акт. Русское православие должно чтить и охранять свободу веры - и своей, и чужой. Оно должно созидать на основе сердечного созерцания свое особое православное богословие, свободное от рассудочного, формального, мертвенного, скептически-слепого резонерства западных богословов; оно не должно перенимать моральную казуистику и моральный педантизм у запада, оно должно исходить из живой и творческой христианской совести (\"к свободе призваны вы, братия\", Гал.5.13), и на этих основах оно должно выработать восточно-православную дисциплину воли и организации.
2. - Русское искусство - призвано блюсти и развивать тот дух любовной созерцательности и предметной свободы, которым оно руководилось доселе. Мы отнюдь не должны смущаться тем, что запад совсем не знает русскую народную песню, еле начинает ценить русскую музыку и совсем еще не нашел доступа к нашей дивной русской живописи. Не дело русских художников (всех искусств и всех направлений) заботиться об успехе на международной эстраде и на международном рынке - и приспособляться к их вкусам и потребностям;
- им не подобает \"учиться\" у запада - ни его упадочному модернизму, ни его естетической бескрылости, ни его художественной беспредметности и снобизму. У русского художества свои заветы и традиции, свой национальный творческий акт:
нет русского искусства без горящего сердца; нет русского искусства без сердечного созерцания; нет его без свободного вдохновения; нет и не будет его без ответственного, предметного и совестного служения. А если будет это все, то будет и впредь художественное искусство в России, со своим живым и глубоким содержанием, формою и ритмом.
3. - Русская наука - не призвана подражать западной учености ни в области исследования, ни в области мировосприятия. Она призвана вырабатывать свое мировосприятие, свое исследовательство. Это совсем не значит, что для русского человека \"необязательна\" единая общечеловеческая логика, или что у его науки может быть другая цель, кроме предметной истины. Напрасно было бы толковать этот призыв, как право русского человека на научную недоказательность, безответственность, на субъективный произвол или иное разрушительное безобразие Но русский ученый призван вносить в свое исследовательство начала сердца, созерцательности, творческой свободы и живой ответственной совести. Русский ученый призван вдохновенно любить свои предмет так, как его любили Ломоносов, Пирогов, Менделеев, Сергей Соловьев, Гедеонов, Забелин, Лебедев, князь Сергей Трубецкой. Русская наука не может и не должна быть мертвым ремеслом, грузом сведений, безразличным материалом для произвольных комбинаций, технической мастерской, школой бессовестного умения.
Русский ученый призван насыщать свое наблюдение и свою мысль живым созерцанием - ив естествознании, и в высшей математике, и в истории, и в юриспруденции, и в экономике, и в филологии, и в медицине Рассудочная наука, не ведующая ничего кроме чувственного наблюдения, эксперимента и анализа, есть наука духовно-слепая: она не видит предмета, а наблюдает одни оболочки его; прикосновение ее убивает живое содержание предмета; она застревает в частях и кусочках, и бессильна подняться к созерцанию целого. Русский же ученый призван созерцать жизнь природного организма; видеть математический предмет; зреть в каждой детали русской истории дух и судьбу своего народа; растить и укреплять свою правовую интуицию; видеть целостный экономический организм своей страны; созерцать целостную жизнь изучаемого им языка; врачебным зрением постигать страдание своего пациента.
К этому должна присоединиться творческая свобода в исследовании. Научный метод не есть мертвая система приемов, схем и комбинаций. Всякий настоящий, творческий исследователь всегда вырабатывает свой, новый метод. Ибо метод есть живое, ищущее движение к предмету, творческое приспособление к нему, \"изследование\", \"изобретение\", вживание, вчувствование в предмет, нередко импровизация, иногда перевоплощение. Русский ученый по всему складу своему призван быть не ремесленником и не бухгалтером явлений, а художником в исследовании; ответственным импровизатором, свободным пионером познания. Отнюдь не впадая в комическую претенциозность или в дилетантскую развязность самоучек, русский ученый должен встать на свои ноги. Его наука должна стать наукой творческого созерцания - не в отмену логики, а в наполнение ее живою предметностью; не в попрание факта и закона, а в узрение целостного предмета, скрытого за ними.
4. - Русское право и правоведение должны оберегать себя от западного формализма, от самодовлеющей юридической догматики, от правовой беспринципности, от релятивизма и сервилизма. России необходимо новое правосознание, национальное по своим корням, христиански-православное по своему духу и творчески-содержательнее по своей цели. Для того, чтобы создать такое правосознание, русское сердце должно увидеть духовную свободу, как предметную цель права и государства, и убедиться в том, что в русском человеке надо воспитать свободную личность с достойным характером и предметною волею. России необходим новый государственный строй, в котором свобода раскрыла бы ожесточенные и утомленные сердца, чтобы сердца по- новому прилепились бы к родине и по-новому обратились к национальной власти с уважением и доверием. Это открыло бы нам путь к исканию и нахождению новой справедливости и настоящего русского братства. Но все это может осуществиться только через сердечное и совестное созерцание, через правовую свободу и предметное правосознание.
Куда бы мы ни взглянули, к какой бы стороне жизни мы ни обратились, - к воспитанию или к школе, к семье или к армии, к хозяйству или к нашей многоплеменности, - мы видим всюду одно и то же: Россия может быть обновлена и будет обновлена в своем русском национальном строении именно этим духом - духом сердечного созерцания и предметной свободы. Что такое русское воспитание без сердца и без интуитивного восприятия детской личности? Как возможна в России бессердечная школа, не воспитывающая детей к предметной свободе? Возможна ли русская семья без любви и совестного созерцания? Куда заведет нас новое рассудочное экономическое доктринерство, по-коммунистически слепое и противоестественное? Как разрешим мы проблему нашего многоплеменного состава, если не сердцем и не свободою? А русская армия никогда не забудет суворовской традиции, утверждавшей, что солдат есть личность, живой очаг веры и патриотизма, духовной свободы и бессмертия...
Таков основной смысл формулированной мною русской идеи. Она не выдумана мною. Ее возраст есть возраст самой России. А сети мы обратимся к ее религиозному источнику, то мы увидим, что это есть идея православного христианства. Россия восприняла свое национальное задание тысячу лет тому назад от христианства: осуществить свою национальную земную культуру, проникнутую христианским духом любви и созерцания, свободы и предметности. Этой идее будет верна и грядущая Россия.
Комментарии
Можно поспорить о некоторых аспектах религии, об историческом видении, о монархии.
Но национальная идея изложена красиво. Трогает. Прекрасный труд!
"Что такое русское воспитание без сердца и без интуитивного восприятия детской личности?
Как возможна в России бессердечная школа, не воспитывающая детей к предметной свободе?
Возможна ли русская семья без любви и совестного созерцания?
Куда заведет нас новое рассудочное экономическое доктринерство, по-коммунистически слепое и противоестественное?
Как разрешим мы проблему нашего многоплеменного состава, если не сердцем и не свободою?
А русская армия никогда не забудет суворовской традиции, утверждавшей, что солдат есть личность, живой очаг веры и патриотизма, духовной свободы и бессмертия..." ?
Теперь я понимаю, для кого придумали религию- для атеистов.
Имя этой идеи – справедливость. Справедливость – это ответственность всех и каждого. И способ воплощения этой идеи – не фантастика. Закон «О суде народа» – тот механизм, с помощью которого может произойти социалистическая революция, конечной целью которой является построение общества свободного от эксплуатации. Поиску подобного механизма посвятили жизнь К.Маркс и Ф.Энгельс, и считали, что нашли его. Однако, недостаточная теоретическая проработка ряда вопросов об особенностях первой классовой общественно-экономической формации – азиатской, привели к тому, что основоположниками был упущен еще один способ формирования частной собственности, против которого оказался бессильным и пролетариат и его диктатура. Допущенные просчеты привели к гибели первого государства, попытавшегося практически применить достижения марксистской теории в деле построения социализма.
Вот эта практичная русская идея идея
та что по факту в СССР кибернетика развивалась - не всё есть то чем кажетса.
Иван Ильин гениально обозначил смысл Русской идеи..
НО: русское общество с момента написания данной статьи (в 1950 году) так и не смогло сформулировать формулу или пути реализации Русской идеи.. в условиях потери русскими Богоустановленной власти.
Наши предки 1612 году блестяще решили эту задачу..
- У Вас есть мысли по данному поводу?
по атеизму не важно есть бог или нет, здесь вы свободны и не должны быть ка божьим рабом таки кем чьим либо ещё.
Такие , как вы, внушили себе что там зачитываются Чеховым, Достоевским, это все под действием вашей пропаганды. В их школьной программе нет таких писателей, поэтому большая часть людей о них и не знает.Хватит себя отделять от всех, до сих пор неэтичное, злобное поведение россиян говорит, что вы, большей частью, и знать сами не знаете о чем писали Чехов, Толстой и другие.В угоду власти, у вас даже своих носителей мысли искажают. Приписывают Ф.М.Достоевскому слова \"Красота спасет мир\". Исказили его идею, выраженную другими словами \"Красота Христа спасет мир\". В этих словах хоть логика есть и смысл. Вы даже свою историю и культуру не уважаете, как же вы можете уважать других.Внушаете сами себе, что впереди планеты всей и не способны видеть реальность.
В моей же душе нет пустоты, которую необходимо заполнять богом.
что нам предлагает автор? идеи? нет, лозунги (есть более точное определение, но оно матерное), направленные на то что бы обмануть группу людей, внушив им ложные надежды, или ложное представление о себе - что бы построить очередную узкоколейку или сходить в атаку. лозунг хорош для достижения единичных целей, потом приходит отрезвление и вопрос - за что кровь проливали? хлеба то не получили
люди разные
людей не переделать, люди могут только развиваться или деградировать - в этом весь запас "управляемости" обществом
Атеисты -зачастую образованные, но ограниченные люди.
Нужно ко всему подходить разумно.
Атеист обычно ограничен рамками материального мира. Иначе крыша съезжает. А Вам случалось встретиться с неограниченными людьми? Вообще -- ничем неограниченными? И как оно, держится?
У кого слабоват крепёж, тот и ограничивает своё восприятие рамками (крыша -дороже).
Неужели Вы действительно считаете, что мир ограничен только тем, что мы можем увидеть или потрогать? Что мы произошли от обезьян? Что дикари построили пирамиды? и т.д.
А что, собственно, о чем вопрос-то?
Берегите крышу.
я самый лучший и самый правильный? :))
думаю, что нет, для вас я не исключительный и не самый, потому как любить нацию, не значит любить соотечественников :))
вот в этом то и все дело
уже второй раз вас цитирую - великие слова - в космос пыгнули (хотя спецы говорят - стреляют в космос) а америкосы летают и жпс их работает и идею радио они до мобильника довели
не говорю что мы тупые и ленивые, с этим я не согласен, просто оснований для восхищения нет
\"Мирчо\" тут косит под иностранца, но рациональное зерно у него есть...
PS. Вообще-то и нормы справедливости, и законы формируются обществом -- под себя. Еще не так давно в определенных кругах вполне справедливым считалось, например, право первой ночи. "В нашем государстве свобода, демократия, нет никакого угнетения человека человеком. И даже самый бедный гражданин имеет не менее двух рабов".
С принципом упрощения можно и заблудиться (выплеснуть ребёнка с грязной водой).
Чтобы приблизится к истине нужно профильтровать всю информацию, даже на первый взгляд абсурдную.
А сколько исторических чайников?
И никакой Оккама тут помочь не в силах.
Ребёнка, так называемые, учёные уже выплеснули и не раз.
http://www.coe.int[Russian_documents]/[2007]/[Oct2007]/Res1580_rus.asp
Так что назвать его свободной фантазией -- некоторое преувеличение. А исторические чайники -- это которые им. Фоменко? К ним наука отношения не имеет.
PS. Да, он вообще-то Оккам.
Вы, действительно верите, что произошли от обезьяны?
Я ещё могу представить учёного(сильно озабоченного), который \"поэксперементировал\" с обезьяной и получил что-то похожее на негроида, но без участия этого учёного шансов у обезьяны нет.
Вы, к сожалению, слепо верите учёным, так же как религиозный догматик своим учителям.
Наука не всесильна, я бы сказал, она ещё ребёнок, который играет и изучает, запущенные другими детьми чайники.
Мир гораздо сложнее, чем то что мы можем пощупать.
Конечно, удобнее мыслить уже готовыми штампами не напрягая \"крышу\"- за нас подумают учёные, им за это деньги платят.
"Чайники" запускают такие же люди. Вопрос в том, есть ли конкретные, объективные основания для запуска очередного "чайника", или это всего лишь шаловливая игра ума от делать нечего.
А мне именно за это деньги платят -- чтобы сам думал, и других учил.
Нужно критичней осмысливать информацию, иначе Вам ничего не доказать, как например ортодоксальному мусульманину доказывать, что его бог ни чем не лучше христианского.
Намедни мне дали почитать книгу (я только начал, есть в ней, конечно и спорные моменты), там образованный человек чётко на фактах показывает чего стоит современная наука и какие утюги запускает. Почитайте для разнообразия, для Вас книга будет полезна.
“Летопись начала” Даниил Сысоев. Издание Сретенского монастыря 1999г.
А по эволюции посмотрите док. фильмы:” Тайна Происхождения Человека”,”Запретная археология ”- тоже сплошные факты. Но тут опасность выйти за рамки устоявшегося шаблонного мировосприятия, может снести крышу.
На науку я не молюсь, а профессионально ею занимаюсь, уже довольно долго, несколько представляю себе степень достоверности ее заключений, методы и средства их верификации. Поэтому к документальным фильмам от нашего ТВ на околонаучную тематику и научно-популярным изданиям монастырей отношусь, мягко говоря, с недоверием. Что касается ТВ, то недавний фильм про воду в очередной раз ярко продемонстрировал уровень подхода. Что до отношений церкви и науки, то мне гораздо более взвешенной кажется позиция католиков: после конфуза с Галилеем они вообще в научные вопросы не вмешиваются, предпочитают морально-нравственные темы. Видимо, не зря у них Папская академия хлеб ест. А наша РПЦ все пытается в каждой бочке быть затычкой. Так что берегите крышу: если какой-то научный вопрос действительно интересен, то читайте профессионалов, а не журналистов или попов.
Не сочтите за труд, ответте, пожалуйста на отвлечённый вопрос:
я нарисовал на заборе свастику, по вашему мнению я -сочувствующий фашизму или нет?
А по поводу отвлеченного вопроса: я не юрист, но, насколько я знаю, у нас есть закон "Об экстремистской деяятельности". А там:
"экстремистская деятельность (экстремизм):
...
пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;"
то есть подлежите ответственности по этому закону. Кому Вы при этом сочувствуете -- дело Ваше личное, важны не мысли, а действия.
Свастика –это символ, которому тысячи лет, в последнее время его активно использовала и царская Россия, и Советская власть в 20-е годы, и западная Европа.
Тем, что свастику использовал фашизм, нельзя порочить древний символ и приписывать ему совсем другое значение. Это штамп невежд.
К сожалению, уважаемый, не обижайтесь, возможно, это не ваша вина, но Вы не учёный, Вы – робот. Вы мыслите готовыми шаблонами, докапываться до истины –лишний труд. Вам “залили” программу, а шаг влево, шаг вправо – сбой системы (как Вы сами выразились- снесёт крышу).
Удачи Вам в матрице!
А у евреев есть. Что помогло им в течение двух тысячелетий рассеяния сберечь этническую самоидентификацию, язык, веру и вполне преуспеть, не комплексуя перед иными? Священное писание. А что в его корне? Древнее предание мудрецов — Каббала. А какая главная мысль заложена в Каббале? Бог создал мир инициированием 22-х священных букв еврейского алфавита.
-они переводят государство в состояние религии, имея возможность внедриться в любое общество где потом в любой момент могут перевести религию в состояние государства.
Ну для примера, если брать аналоги из биологии, это так все паразиты в хозяина внедряютса.
Гениальные строки. Вот вам национальная идея: богоизбранный, талантливейший народ исполняет миссию обладателя и носителя божественного замысла. Круче некуда. Не важно, что большинство понятия не имеет о Каббале. Национальная идея прочно вшита в сознание каждого иудея. Все западные мистики с этим согласны безоговорочно. Масоны используют еврейскую символику. Другой нет. Еврейским пророкам поклоняется половина планеты.
моя душа и моя и бессмертна без божьего хомута.
Я оставляю за собой право выложить ваши сообщения на сайте.
В 1916 г., посетив Новгород с его древними памятниками и святынями, царица навестила юродивую, стосемилетнюю старицу-затворницу Марию Михайловну, жившую в Десятинном монастыре. «Вот идет мученица—царица Александра», — встретила ее такими словами блаженная Марья. Затем благословила ее, поцеловала и сказала: «А ты, красавица, — тяжелый крест — не страшись...» http://tzarskiy-khram.narod.ru
и потом любовь любовь, а как что не так - ад тебе.
ну и чем бог лучше дьявола? - оба одна контора,
одна система подавления.
ад или рай каждый выбирает своей жизнью сам.
Господь создал человека по любви - по подобию Своему и предоставил ему рай для постоянного местожительства. Что бы человеку было уютно - нужна любовь Божия, Его забота: обеспечение теплом, пищей и т.д.
Но дьявол (обманщик) , соблазнил человека идеей, что лучше жить без Бога, преследуя в свою цель - "Богу навредить не могу, так хоть его любимых деток от Него отвращу".. . Но там, где нет Бога - там пустота, там нет любви..
Сначала его пытаются вразумить словами, затем, , если не понимает, то его наказывают, если это вразумляет, родители дарят ему свою любовь, выполняя его просьбы, покупают самое лусчшее. и т.п.. .
Если нет, если обнаглевший подросток продолжает требовать как само самой разувающееся: одежду мне подавай только из фирменных магазинов, мобильник - не менее чем за... тыс. рублей..?
Родители отвечают: нет - ты с нами не считаешься, поэтому - получай одежду с китайской барахолки, обойдешься без телефона.. и т.д.
Если повзрослевший ребенок так и остается при своем мнении, что ему все должны, то по-прошествии времени, семья разделяется - такому непослушному сыну выделяется отдельная жилплощадь, а дальше.. живи как хочешь и как можешь..
Так и с Богом, человек сам своей нелюбовью к Творцу отделяет себя от Его любви.. и оказывается там, где нет Любви - во аде..
- Откройте Евангелие: Господь сказал: "Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую Вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего." (15 гл. Евангелия от Иоанна). История человечества знает тысячи примеров того, что дает Господь друзьям своим: см.http://www.chudesnoe.ru или http://www.saints.ru http://theme.orthodoxy.ru
но ложь от вовы чекиста
и беспомощность димы попкомикрофона сражает наповал
Суть России - антирусская, это империя, для нее нет ни эллина ни иудея, как и для имперского агитпропа - православия. Вот суть России и ее конфликта с русскостью - http://ideo.ru
Иван Ильин гениально обозначил смысл Русской идеи..
НО: русское общество с момента написания данной статьи (в 1950 году) так и не смогло сформулировать формулу или пути реализации Русской идеи.. в условиях потери русскими Богоустановленной власти.
Наши предки 1612 году блестяще решили эту задачу..
- У Вас есть мысли по данному поводу?
Для начала достаточно. И без этого - никуда.
"....Эта идея формулирует то, что русскому народу уже присуще, что составляет его благую силу, в чем он прав перед лицом Божиим и самобытен среди всех других народов. И в то же время эта идея указывает нам нашу историческую задачу и наш духовный путь....."
И что составляет благую силу русского духа? В чем он прав перед Богом? Чем он самобытен среди всех народов?
Тем что гробит себя, пьянствуя сплошь и рядом? Тем, что гробит себя наливаясь злобой и ненавистью к другим народам? Тем, что за другой цвет волос или кожи может на улице убить инородца, да и своего, за недолитый стакан?
И это он считает своей исторической задачей, насадить такой злобный человеконенавистнический дух среди других? И это его духовный путь?
А Бог, то все видит, что это за дух враждебный человекам, и не дает развития этому племени с его духом, направленным на уничтожение других детей своих.
Ильин говорит о любви и созерцании в России? В той России, где народ всегда бесправный, крепостной? О какой любви он говорит, кого к кому? Волка к овце или овцы к волку?
Лицемерие в словах: "....что...
Поверить, конечно, не поверят, но говорить о себе он заставит.
"Эта русская идея созерцающей любви и свободной предметности" - эта идея легко осуществляется с помощью шприца с дурью. Что и имеем. Дальше лень писать...
Меня всегда умиляли пророки. Когда читаешь подобные опусы возникает ощущение дежа вю и районной психиатрической больницы.
Оно, конечно, российские слоны самые слоновые! А наша наука не чета западным извращенным течениям мысли. (ух и сказал. Это я про себя).
И что делать таким атеистам как я?
Можно ли сделать вывод, что с середины 13 века русских не осталось?
Поскольку наступило всеобщее ордынское рабство.
Со смотрящими из князей.
Созерцание - хорошее оправдание для лени.
Свобода - скорее Бунт. Свобода для Россиянина зачем? Только запутать.
\"Да, учись у немца! История идет зигзагами и кружными путями. Вышло так, что именно немец воплощает теперь, наряду с зверским империализмом, начало дисциплины, организации, стройного сотрудничества на основе новейшей машинной индустрии, строжайшего учета и контроля.
А это как раз то, чего нам недостает. Это как раз то, чему нам надо научиться. Это как раз то, чего не хватает нашей великой революции, чтобы от победоносного начала прийти, через ряд тяжелых испытаний, к победному концу. Это как раз то, что требуется Российской Советской Социалистической Республике, чтобы перестать быть убогой и бессильной, чтобы бесповоротно стать могучей и обильной.\"...(с)
В.И. Ленин, 11 марта 1918 г.
Да потому что в самом деле есть здесь особенное – русский народ чувственен, нежели разумен. Поэтому он и кажется неумным. Но вот в чем фокус – мир сегодня устремился к расчеловечиванию, т.е. к потере чувственности. Так что Иванушка дурачок еще может оказаться весьма и весьма полезным миру!
Но вот, говоря об идеологии России, тут нужны более обобщающие критерии.Тут и православия-то маловато, пожалуй, нужны общечеловеческие ценности. Потому что слишком уж мы разные по всем направлениям. Однако мы граждане России и нам она дорога! с ув.
Этот труд красивая бессмыслица на мой взгляд...
Единственная актуальная идея- повышение уровня жизни РУССКОГО народа, а не нескольких человек, преимущественно граждан ИзраИля.
Будет повышаться уровень жизни русских- будет укрепляться государство. Темп улучшения- удвоение за год. Да не ВВП, их и так уже двое, а именно уровня жизни. И именно русских.
Не будет этого- готовьте чемоданы. Может удастся убежать. Кто не убежал- смотри историю и суши сухари.
Русский мыслитель Василий Федорович Иванов в 1934 году в своей книге \"Русская интеллигенция и масонство\" сказал:
«Все силы ада ополчились против Православного Русского Царства.
Перед нами стоит колоссальнейшей трудности задача: выяснить, кто мы, какие причины привели к нашей национальной трагедии и каким мы должны идти путем к нашему национальному спасению и воскресению».
« У нас есть своя вера, своя историческая государственность, великое прошлое, у нас есть неисчислимое духовное богатство, которое мы обязаны открыть и этим самым выполнить предназначенную нам провидением миссию.
Мы, русские, должны идти самобытным, своим, русским путем.
К этому обязывает нас великое прошлое, самоотверженная и светлая работа наших предков и безграничная любовь к своему отечеству - России, которая в своем глубоком падении должна быть смыслом и целью нашей жизни».
Наш народ искал и будет искать правду. Он будет искать «праведную землю», страстно и мучительно искать невидимый град Китеж. Не его вина, что ему вместо правды преподнесли ложь, вместо Христа привели к поклонению антихристу.
Он за свою веру платит невыразимыми муками и страданиями, он дошел до последней степени падения и унижения… Народ найдет и обретет Бога. Через нечеловеческие муки и испытания придет наш народ к правде, которая во Христе спасителе…
Вы еще тору наловчитесь цитировать. Или талмуд.
http://www.newsland.ru
Господь же говорит: “Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ее”.
Так что пусть поступки, грехи отдельных священнослужителей не заслоняют от Вас Господа..
“Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас...” (Нагорная проповедь Христа). Вот к чему нас русских людей призывает церковь, короче, оставайтесь безмолвными рабами и не чирикайте как майор Дымовский.
А об отношении к врагам Отечества церковь, устами святителя Филарета говорит: «Люби своих врагов , сокрушай врагов Отечества , гнушайся врагами Божиими».
Например: В катехизисе епископ А. Семёнов Тянь-Шаньский пишет: «Наконец, нельзя забывать, что Царство Божие не от мира сего и, что на Земле не возможно его конечное Торжество» Иоанн, 18:36 (это подлог, см. от Иоанна 18:36 полностью). Но это прямое и ясное выражение иерархом церкви исповедания им Анти-Христианства, поскольку Христос учил: «Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле и на небе», «Не придет Царствие Божие приметным образом»(от Луки 17:20) Из этого можно сделать вывод, что пути в Царствие Божие на Земле уже 2009 лет , как открыты для людей, и Бог не насилует своим всевластием никого, и что Царствие Божие придёт неприметно, т.е. без революционных потрясений.