Ядерные арсеналы США и России
На модерации
Отложенный
5 декабря 2009 года истекает срок действия советско-американского Договора о сокращении наступательных вооружений (СНВ-1). Осталось совсем немного времени для того, чтобы пролонгировать договор или заменить его иным соглашением.
Договор СНВ-1, переговоры по которому продолжались почти десятилетие, был подписан еще советским руководством в 1991 году и вступил в силу в 1994-м. Он предусматривал значительное сокращение ядерных арсеналов обоих государств - до уровня не более 6 тыс. боеголовок и 1,6 тыс. носителей (баллистические ракеты наземного и морского базирования, а также стратегические бомбардировщики) у каждой стороны. Кроме того, благодаря этому договору был остановлен процесс разработки и развертывания нескольких нетрадиционных систем запуска баллистических ракет, в частности, воздушного и космического базирования.
Важным продолжением СНВ-1 стал Московский договор 2002 года, в рамках которого США и Россия согласились «уменьшить уровни своих стратегических ядерных боезарядов до 1700-2200 единиц» к 2012 году. Однако, в отличие от СНВ-1, этот договор не предусматривает создания механизма верификации, что позволяет некоторым экспертам, считать его не полноценным соглашением, а скорее своеобразной декларацией о намерениях.
И Россия, и США не выразили желания просто пролонгировать срок действия СНВ-1. В июле 2009 года президенты Барак Обама и Дмитрий Медведев опубликовали совместную декларацию о новых сокращениях ядерных арсеналов: в декларации отмечалось, что «в интересах США и России сократить количество стратегических боеголовок до уровня 1500-1675 и стратегических носителей до уровня 500-1000».
Переговоры по заключению нового договора, продолжающего СНВ-1, начались, однако существуют серьезные проблемы, которые препятствуют быстрому прогрессу. Об этом говорили участники конференции «Следующие шаги по договору СНВ-1», проведенной Институтом мира США.
Независимый консультант Линдон Брукс (он занимал должность старшего переговорщика США по договору СНВ-1) отметил, что заключение нового соглашения жизненно необходимо: «Подобные договоры делают мир более открытым и предсказуемым, они способствуют сокращению ядерных арсеналов и благоприятствуют нераспространению оружия массового уничтожения.
Кроме того, этот договор может стать реальным доказательством наметившейся «перезагрузки» в отношениях Вашингтона и Москвы».
Брукс отметил, что идеология нового соглашения еще не до конца определена. Проблема заключается в том, что изменился мир. Если СНВ-1 готовился во времена холодной войны, когда США и СССР были геополитическими противниками, то ныне угроза войны между двумя державами снизилась до минимума. В результате, роль стратегических ядерных вооружений стала кардинально иной. Кроме этого, по мнению Линдона Брукса, дипломаты США и России пока не достигли консенсуса - каким образом договор должен учитывать новые реалии, например, системы противоракетной обороны.
Джозеф Сиринсоне, президент Фонда «Плаушес», заявил, что заключение нового американо-российского договора о сокращении стратегических вооружений способно сыграть важнейшую роль в деле борьбы с распространением оружия массового уничтожения (ОМУ). Он проанализировал историю советско-американских соглашений такого рода и пришел к выводу, что каждый раз, когда две державы, обладавшие крупнейшими арсеналами ОМУ, соглашались сокращать их, это оказывало позитивное воздействие на мир, поскольку иные государства также начинали следовать их примеру.
Томас Шибер, вице-президент Национального института публичной политики, подчеркнул, что работа над договором не может идти просто. Дело в том, что, по его мнению, ядерные потенциалы США и России ныне очень серьезно различаются по многим показателям - структуре, возрасту, концепциям применения, структуре угроз и пр. Он отметил, что текст нового договора должен быть выверен до мелочей: «Это соглашение должно стать островком предсказуемости в условиях непредсказуемого будущего».
Все участники конференции сошлись во мнении, что заключение нового договора, который придет на смену СНВ-1, является одной из важнейших задач, стоящей перед политическими лидерами и дипломатами США и России.
Комментарии
Анекдот, это, пока...
Плюс за внимание