Кто нас вырастил?

На модерации Отложенный

Хоть связи времен не понять остолопу, но умному проще эпохи связать.

На днях — исторической правде в угоду — на «Курской» явилась златая скрижаль: «Нас вырастил Сталин на верность народу». И ладно, пускай себе пишут, не жаль. Естественно, правые взвыли: «Доколе?!» Их очень обидели эти слова. А что же, не Сталин вас вырастил, что ли?


Да вы на себя поглядите сперва! Зачем ты теперь, оппозиция, гнобишь проклятые нравы тридцатых годов? Едва появилась статья Литвинович, ты сразу по-сталински: «Вон из рядов!» В сравненье с эпохой колымского ада сегодня, конечно, почти благодать, — но гражданам большего счастья не надо, как снова кому-то руки не подать. Как мудро сказал незашоренный некто в начале разнузданных ельцинских лет: «У нас из всего получается секта, а церкви при этом по-прежнему нет». Каспаровцы — секта, но «Наши» — подавно. Свободных в России сыскать тяжело. При Сталине все это сделалось явно, но, кстати, при Ленине тоже цвело. И так как наш социум столь неизменен, о чем Чаадаев еще говорил, — в цитате на «Курской» прибавился Ленин, который и Сталину путь озарил. И сызнова правые взвыли от боли, и сызнова начали ваньку валять…

А что же, не Ленин нас вырастил, что ли? Во всем интернете орут: «’асст’елять!» Как будто не ждем с упоением все мы (с заклятым врагом эти чувства деля) коллапса, разрухи и краха системы, чтоб ту же систему отстроить с нуля? Сценарий изучен и обыкновенен, с рождения знает о нем большинство, и пусть уж на «Курской» засветится Ленин — но это же все началось не с него! Мне ясно к две тыщи девятому году, что Ленин не выдумал этот прием: нас вырастил Петр на верность народу, и Меншиков был олигархом при нем. Мы знаем конфликт государевой воли и косного, злого родного нутра. А что же, не Петр нас вырастил, что ли? Да все, что сегодня, пошло от Петра! Хоть связи времен не понять остолопу, но умному проще эпохи связать: мы вечно окно прорубаем в Европу — затем лишь, чтоб ж… в него показать.

И если уж памятник делать на «Курской» — то я предпочел бы проснуться с утра и вязью российской, торжественно-тусклой, увидеть над Лениным имя Петра.

А в сущности, если по белому своду писать осчастлививших эту юдоль: «Нас вырастил Грозный на верность народу!» А что же, не Грозный нас вырастил, что ли? Мы все, от мерзейших до самых приличных, от ненцев до русских, живущих в Крыму, всё делим страну на своих и опричных, а в целом она не нужна никому. Нам слишком милы, что всего безобразней, скачки и прорывы в манере Москвы — ценой разоренья и массовых казней (с ценою порядок, с рывками — увы). При Грозном сбежал опозоренный Курбский, при нем прокатилась аннексий волна… Мне как-то без Грозного скучно на «Курской». Признаться, она без него неполна.

Но граждане! Это заложено сроду. Поэтому я бы вписал наверху: «Нас вырастил Рюрик на верность народу», хотя этот Рюрик неведомо who. Славяне ленились свой ум будоражить, им нравились пахота, пьянка, разбой — и Рюрика с братцем позвали покняжить и все, что захочется, делать с собой. Теперь это дело проходится в школе, но с властью в Отечестве та же байда. А что же, не Рюрик вас вырастил, что ли? Хоть пару отличий найдите тогда!

В российской истории много диковин, Отечество помнит своих протеже, и ежели выписать всех, кто виновен, — там поезду места не будет уже. Спасителям Родины нет переводу, и мой вариант удивительно смел: «Нас вырастил кто-то на верность народу», чтоб каждый подставил, кого захотел. И купол роскошный останется белым, и меньше заботы для мэра Москвы! Какая нам разница, кто это сделал? Истории важно, что мы таковы: не помним уроков. Не любим свободу. Привыкли выигрывать спор кирпичом.

«Нас вырастил кто-то на верность народу!»

С него и спросите. А мы ни при чем.