США ищут способы приглядывать за российским оружием
На модерации
Отложенный
При приближении окончания срока действия ключевого договора по контролю за вооружениями, администрация Обамы ищет пути сохранить инспекторов в России или она рискует потерять американский присмотр за вторым в мире самым обширным арсеналом ядерного оружия в первый раз за последнее десятилетие.
Администрация вела переговоры о замене договора по ограничению стратегических наступательных вооружений, или СТАРТ, который заканчивается 5 декабря. Но даже если переговоры о новом соглашении приведут к этому времени к его выработке, Сенат и российский парламент не смогут его ратифицировать из-за отсутствия времени до срока истечения предыдущего - и некоторые республиканцы на Капитолийском Холме предупреждают, что само одобрение далеко не бесспорно.
В отсутствие договора или при специальном, но законно связывающем власти переходном соглашении, американские инспекторы будут принуждены покинуть Россию по истечении срока договора, а российские инспекторы должны будут покинуть США. Государственный Департамент и его юристы рассматривают несколько возможностей в надежде сохранить возможность мониторинга и сбора информации о ядерном оружии России, что подтверждают чиновники администрации.
В рамках договора СТАРТ США было разрешено иметь до 30 инспекторов в России для мониторинга выполнения договора. Россия также заинтересована в поиске механизма переходного соглашения для сохранения подобного права инспектировать США.
Если переговоры президента Обамы и президента России Дмитрия Медведева приведут к заключению следующего соглашения, которое оба лидера могли бы подписать к 5 декабря, то администрация сможет искать то, что называют «предварительным применением», поставив сроки договора на временную основу, как дополнение, перед голосованием в Сенате.
Если обе стороны не согласуют новый договор, то администрация сможет искать некую форму исполнительного соглашения с русскими, позволяющего инспекторам остаться, как и продолжать обмен информацией на условиях, близких к тем, что есть в нынешнем соглашении СТАРТ. Пока будут продолжаться сами переговоры.
Такое соглашение, по меньшей мере, по словам чиновников администрации, не потребует одобрения Сената, хотя законодатели требуют, чтобы Сенатский комитет по внешним связям участвовал в обсуждении. Чиновники администрации говорят, что будут консультироваться с лидерами Сената по данному вопросу.
Государственный секретарь Хилари Родэм Клинтон подняла этот вопрос со своим российским визави министром иностранных дел Сергеем Лавровым во время переговоров в Москве на прошлой неделе, по словам высших официальных лиц. Но стороны пока не пришли к согласию по каким-либо специальным мерам для продолжения уже подтверждённых усилий в отсутствие нового договора, говорят эти чиновники.
«Мы работаем по возможностям обеспечения прозрачности стратегических сил во время, предшествующее вступлению нового договора в силу, - заявил в пятницу высокий чиновник администрации. - Но я считаю, ещё рано обсуждать частности каких-либо возможностей прозрачности. Наша цель состоит в достижении окончательных договорённостей по новому соглашению»
Приближающееся окончание срока действия договора уже вызывает серьёзную обеспокоенность на Капитолийском Холме.
Сенатор от штата Индиана Ричард Лугар, высший республиканец в комитете по внешним связям, запросил в Государственном Департаменте отчёт о правовых документах, которые рассматривались в качестве «переходных» на период от окончания срока действия прежнего договора и началом нового, и о том, каким подтверждающие действия могут иметь место при отсутствии договора.
Энди Фишер, старший советник сенатора, заявил, что господин Лугар также спросил, потребует ли хоть один из предложенных механизмов контроля поддержки Конгресса.
Сенатор выразил особую озабоченность тем, чтобы не было позволено истечь срокам действия мер контроля, заявил господин Фишер.
Договор СТАРТ был подписан в 1991 году перед распадом Советского Союза и вступил в силу в 1994 г., что потребовало от обеих сторон сокращения их арсеналов до 6000 боеголовок. Обе стороны пытаются заключить новый договор, который сохранит многие элементы контроля и инспекций СТАРТа, при этом введя правовое ограничение на стратегические боеголовки и средства доставки на уровне, существенно ниже нынешнего.
Администрация надеется провести новый раунд переговоров по договору с Россией, который установит намного более серьёзные перспективы сокращения количества ядерного оружия, что входи составной частью в цели господина Обамы по достижению в конечном итоге безъядерного мира.
Господин Обама и господин Медведев достигли предварительного соглашения о сроках нового договора, который сократит арсеналы сторон по меньшей мере на четверть, во время встречи в Москве в июле. Два президента согласились сократить количество стратегических ядерных боеголовок у каждой из сторон до уровня 1500-1675, при этом ранее предусматривалось 2200 в соответствии с Московским договором, который был подписан в 2002 и истекает в 2012 г..
Количество средств доставки, подобных межконтинентальным ракетам наземного базирования, на подводных лодках и дальних бомбардировщиках, должно быть сокращено до 500-1100, по сравнению с 1600 предусмотренными по ныне действующему договору.
Переговоры продолжаются, но Россия продолжает настаивать на том, что ограничения по системам противоракетной обороны должны быть включены в текст договора, что США отказываются рассматривать. Даже несмотря на то, что господин Обама перестроил план президента Джорджа Буша по противоракетному щиту в Европе, российские официальные лица настаивают на правовых ограничениях.
Помощники занимающих высокое положение в Сенате республиканцев заявили, что члены Сената рассержены тем, что администрация подорвала отношения с двумя важными союзниками по НАТО, отменив план Буша. Он предусматривал 10 перехватчиков в Польше и радар в Чешской Республике; некоторые сенаторы пообещали бороться против любого договора, продолжающего СТАРТ, который включит ограничения в области ракетного щита.
Республиканцы также обратили внимание на комментарии российских военных чиновников, которые заявили, что могут принять решение о выпуске ракет с разделяющимися боеголовками, что можно рассматривать как дестабилизирующий фактор и противодействие новым усилиями закрепить сокращение ядерных вооружений.
Ратификация следующего договора потребует от господина Обамы и демократических лидеров сохранить поддержку всех членов своей партии и получить голоса по меньшей мере 7 республиканцев.
Сенаторы обеих партий, которые специализируются в области контроля вооружений и военным вопросах, спрашивают, сосредоточится ли президент также и на том, каким образом усилить безопасность ядерных хранилищ и модернизировать национальное производство вооружения параллельно с предложением предварительного варианта текста договора для ратификации.
Сенаторы Йон Кил и Джон МакКейн, оба представляющие республиканцев Аризоны, возглавляют усилия. Помощник представителя республиканцев в Сенате заявил, что некоторые члены готовятся подтолкнуть администрацию проводить разработку новых боеголовок, хотя несколько представителей Демократов возражают, что возобновление деятельности сборочной линии боеголовок подорвёт послание администрации относительно нераспространения ядерного оружия.
Комментарии