Почему некоторые продукты пропали из магазинов?

На модерации Отложенный

Вот, говорят: «кризис, кризис», - а почему полки магазинов выглядят так же, как раньше? В 1998 году было совсем не так: импорт практически исчез, появилось множество новых российских марок. А сейчас вроде ничего не изменилось, с точки зрения посетителя супер- или гипермаркета.

Не изменилось, на самом деле, лишь на первый взгляд. Многие торговые сети - «Дикси», «Седьмой континент», «Перекресток», «Пятерочка», «Вестер» - сократили ассортимент на 10 - 40% (см. таблицу). Другие количество продаваемых товаров уменьшать не стали, но заменили более дорогие товары более дешевыми. Например, по словам главы «Виктории» Николая Власенко, на 10% была увеличена доля нижнего ценового сегмента в его сетях. А какие-то марки исчезли с полок если не навсегда, то надолго - с поставщиками-банкротами или полубанкротами сети не хотят иметь дела.

БОЛЬШАЯ ЧИСТКА


В первую очередь, из сетей вылетает дорогой и нераскрученный алкоголь, вроде малопонятных большинству покупателей импортных вин. В немецких гипермаркетах Real (Metro Group) убрали с полок несколько десятков вин из Европы и Латинской Америки дороже 350 руб. и расширили ассортимент молдавских и российских, дешевле 150 руб. Как рассказали в Real, продажи импортных игристых вин и шампанского с января по август 2009 г. упали на 8% в сравнении прошлогодними показателями, зато российские игристые продавались на 30% лучше.

Такое поведение розницы, по словам одного из импортеров элитных вин, поставило виноторговцев, делавших ставку на качественный товар, на грань выживания. С начала кризиса два крупнейших питерских импортера, «Сварог» и «Графт трейдинг», закрыли представительства в Москве. «Виником» сейчас сворачивает импорт дорогих вин и сосредотачивается на российском производстве (бренд «Русская лоза»). По оценкам источника Slon.ru, продажи всего сегмента дорогих вин до кризиса достигали 250 млн евро, которые делили между собой 20 - 30 игроков. Не все они переживут этот год, а те, что остаются на рынке, вынуждены заключать договоры с розницей на меньшие объемы поставок, чем даже в прошлом году, когда кризис уже дал о себе знать. Виноторговцы, «Сварог» и «Графт», от комментариев отказались.

«Режут» все, что может показаться усредненному покупателю экзотикой или излишеством. В «Пятерочке» прекратили продажу замороженной баранины. А в «Перекрестке» - замороженных фруктовых салатов. В питерской «Ленте» не только отказались от самых дорогих сыров, колбас и алкогольных напитков, но и перестали продавать крупную бытовую технику. В «Семерке» выкинули часть бытовой химии и несколько сортов зубной пасты, а в целом сократили долю импортных товаров на 15 - 20%.

Серьезнее всех пересмотрели свои матрицы дешевые магазины. Для дискаунтера лишние позиции в кризис означают разбазаривание времени и денег: хуже продаются самые ходовые бренды, полки, заполненные менее ликвидным товаром, не приносят дохода , рассказывает председатель совета директоров московской сети АБК Владислав Егоров. Из нескольких похожих товаров разных производителей ритейлеры выбирают какой-то один. К примеру, в «Дикси» так поступили с пельменями: из семи видов, включавших и собственную торговую марку, оставили только три. Вообще, в этой сети ассортимент с начала года сократился с 2500 до 1500 позиций, и как раз за счет сокращения числа марок внутри категорий.

В «Вестере» сузили выбор макарон, чая, кофе, воды, консервов и колбасы, а число сортов молока сократили со 100 до 50.

А вот источник в «Копейке» рассказал Slon.ru, что в сети не собираются сокращать число наименований: 2500 - 3000 - и так минимально возможный ассортимент. Но зато компания постепенно сокращает число своих поставщиков - до конца года оно уменьшится примерно на 100, до 500.

ПОШЛИ НАВСТРЕЧУ


Поставщики и сами отсеиваются. Просто, по Дарвину, говорит Андрей Гуров, глава одного из крупнейших поставщиков макарон - компании «Инфолинк». Сам он не жалуется на произвол ритейлеров, а утверждает, что за счет вылетевших с рынка мелких поставщиков доля его компании выросла. Сыграло на руку оставшимся на рынке игрокам банкротство крупных производителей водки - «Веды» и «Ливиза», говорит генеральный директор компании «Хортица» в России Сергей Величко. Но надеяться, что всех конкурентов выкосят финансовые проблемы, не приходится, и некоторые производители стараются предугадать новые запросы розницы, чтобы не потерять место на полках.

Генеральный директор одного из крупнейших российских производителей соусов, елабужского «Эссен продакшн», Леонид Барышев рассказал, что оптимизировал свой ассортимент под запросы ритейлеров - «Магнита» и «Пятерочки», увеличив производство самых экономичных, больших упаковок: пол-литровых пакетов кетчупа и почти килограммовых ведер майонеза.

А вот руководитель небольшого подмосковного мясокомбината «Малаховский» Алексей Семин уверен, что ради сохранения места на полках не стоит совершать резких скачков в более дешевые ниши , на чем настаивает розница: это может подорвать продажи марки. По наблюдениям Семина, заход нескольких производителей, в том числе «Дымова», в низкоценовые сегменты обернулся для них падением продаж. Представителям «Дымова» не хватило суток, чтобы ответить на вопросы Slon.ru.

По словам Барышева, сейчас в переговорах поставщиков с ритейлерами произошла одна существенная перемена по сравнению с докризисными временами. Раньше благосклонность розницы зависела от того, сколько производитель был готов платить за место на полке, - сейчас во главе угла спрос. И хотя он не перестает жаловаться на большие бюджеты всемогущих транснациональных компаний, потребность ритейлеров в дешевых товарах только на руку «Махееву» и другим российским брендам. Иногда локальным производителям помогают региональные власти: не без их участия Auchan в некоторых регионах даже увеличил ассортимент, заключив договоры с местными компаниями.

Впрочем, тенденция к удешевлению вряд ли будет вечной. В «Седьмом континенте», возможно, откажутся от дальнейших экспериментов с ассортиментом: попытка расширения в эконом-сегменте за счет более дорогих позиций хотя и привлекла новых покупателей, но отнюдь не обрадовала основную целевую аудиторию сети, обеспечивавшую довольно высокий средний чек. Экономят далеко не все потребители: вот и некоторые поставщики - например, гендиректор производителя мороженого «Инмарко» Дмитрий Докин, - утверждают, что продажи их премиальных брендов вовсе не падают. Кто-то же должен работать и для тех покупателей, у которых остались деньги на поддержание дорогих привычек.