Государство в ответе за своих Евсюковых

На модерации Отложенный

В четверг глава Следственного комитета при прокуратуре (СКП) Александр Бастрыкин заявил, что государство все же должно нести ответственность за действия бывшего начальника ОВД «Царицыно» Дениса Евсюкова, убившего и ранившего несколько человек по известным ему одному причинам…

Что интересно, свое заявление Бастрыкин сделал уже после того как суды отказали потерпевшим, подававшим иски о возмещении морального и материального ущерб именно к государству. Зато заявление Бастрыкина совпало с возникновением спора между СКП и МВД относительно того, ответило ли министерство внутренних дел адекватно на требования следователей исправить нарушения, которые привели к тому, что Евсюков в принципе смог стать начальником отдела.

«Вопиющий случай: майор Евсюков расстрелял людей. Люди идут в суд возместить хотя бы материальный ущерб, и что им государство отвечает: «Спросите у Евсюкова», - заявляет Бастрыкин. «А где он (Евсюков – ред.) служил? Он служил у государства», - добавил глава СКП, обратив внимание собравшихся на необходимость защиты потерпевших. Правда, непонятно, какие выводы подчиненные Бастрыкина смогут сделать из его заявлений, ведь, по сути, обращены они к кому угодно, только не к следователям СКП. То, о чем говорил глава следственного комитета, скорее, касается МВД, которое могло бы признать свою вину как организации или прокуратуры, которая могла бы помочь потерпевшим используя, например, право прокурорского запроса.

Напомним, что майор Евсюков, о связи с которого с рядом криминальных группировок сообщали некоторые СМИ, был начальником ОВД \"Царицыно\". В ноябре 2008 года аттестационная комиссия УВД по Южному округу Москвы признала, что Евсюков соответствует занимаемой должности, и разрешила его повысить. Но прошло совсем немного времени, и пьяный милиционер 27 апреля 2009 года приехал в московский супермаркет, где убил водителя, который его привез, а также одного из посетителей и еще шесть человек ранил.

В настоящее время Денис Евсюков дожидается суда. Как установили эксперты, он вменяем.

Конечно, в момент совершения преступления он находился в состоянии некоего опьянения, но это, в соответствии с российским уголовным кодексом, будет отягчающим, а не облегчающим обстоятельством. По данным «Новой газеты», глава ГУВД Москвы Владимир Пронин, уволенный президентом Дмитрием Медведевым после трагедии в супермаркете, в самом начале расследования прямо намекал преступнику на возможность самоубийства, однако тот ответил: «Пусть меня судит суд, мне дадут лет 25». И вот теперь, наконец, следователи СКП указали милиционерам, что Денис Евсюков «по своим моральным и деловым качествам фактически не был готов к исполнению обязанностей начальника ОВД». Следственный комитет потребовал от министра внутренних дел Рашида Нургалиева устранить недостатки в кадровой работе, которые позволили Евсюкову работать на руководящей должности в милиции в соответствующем представлении.

Вот только в МВД вполне закономерно отвечают, что меры реагирования они приняли едва ли не быстрее, чем СКП собрался написать им это строгое представление. И тут можно спорить о том, насколько эти меры окажутся действенными, но факт налицо: давление со стороны Следственного комитета, мягко говоря, запоздало. И это создает ощущение, что давление это вряд ли непосредственно связано с делом Евсюкова. Наряду с недавним арестом министра внутренних дел Бурятии, обвиненного в связях с контрабандистами, создается скорее ощущение борьбы как минимум двух, а может быть даже и трех силовых ведомств. Ведь и тянущийся с момента создания СКП конфликт между комитетом и самой прокуратурой по-прежнему вовсе не исчерпан.

Хотя в целом правоту Бастрыкина не признать нельзя – государство всегда должно отвечать за действия своих служащих, как это делает любая частная компания. Тем более, если эти служащие нанимаются на средства налогоплательщиков для того, чтобы охранять людей от криминалитета, а вместо этого являются в супермаркет с незарегистрированным огнестрельным оружием и расстреливают в упор своих сограждан.