Россия рискует провалиться еще глубже

На модерации Отложенный

Россия рискует провалиться в пропасть неэффективности управления, и тогда на поверхность выплывут все те страшилки, которые успели напугать население прошлой осенью

В последнее время кажется, что все тревоги, связанные с мировым кризисом, остались позади. В бюджет поступают средства от продажи нефти, которая приблизилась к $80, цены на российский газ начали расти, металлы не отстают. Однако ощущение тревожности почему-то не проходит.

Одним из индикаторов этой тревожности остается «АвтоВАЗ» как типичный представитель российской промышленности. Несмотря на все позитивные сигналы, почему-то этот сектор экономики остается предметом беспокойств. Конечно, падение продаж автомобилей во всем мире - это тенденция, а не российские особенности. Однако в России спад продаж оказался гораздо больше, чем, скажем, в США. Особенно тревожно это смотрится на фоне Китая, где продажи автомобилей продолжили расти.

Собственно говоря, пример «АвтоВАЗа» распространяется почти на все отрасли экономики. Вместо того чтобы воспользоваться кризисом для поднятия собственной промышленности, правительство сосредоточилось на поддержке донорских отраслей и банковской системы. Последнее, конечно, важно, но, судя по отчетности банков, государственные деньги стали лишь дополнительным механизмом зарабатывания средств. В банках, где инвестиционные подразделения не так сильны, доходы заметно снизились. В остальном, средства, направленные на поддержку экономики, попали в руки спекулянтов и отправились зарабатывать на валютном и фондовом рынках. Меж тем, реальная экономика осталась в состоянии упадка.

В связи с этим интересен пример обсуждаемого закона по энергосбережению. Мы еще только планируем выводить из эксплуатации лампы накаливания, когда во многих развитых и развивающихся странах вовсю реализуются программы замены старых ламп на энергоэффективные. Кроме того, во многих развивающихся и развитых странах упор в преодолении кризиса делается на стимулирование потребления, но в России все происходит наоборот. Поддерживаются отрасли, которые продолжают зарабатывать, банки, которые не стимулируют кредитование, а спекулируют, предприятия, которые и без того реализуют свою продукцию.



Китайская программа стимулирования была сосредоточена на реализации внутренних инфраструктурных проектов, а также на предоставлении льготных кредитов для граждан на покупку автомобилей местного производства и бытовой техники, выпускаемой в Китае. Со времени начала кризиса, конечно, ставки по кредитам в РФ снизились, но до сих пор они не вернулись до прежних уровней. Поэтому для простых граждан покупка дорогих товаров или квартиры остается затруднительным делом.

Конечно, можно говорить, что рост в передовых сырьевых отраслях потянет за собой всю экономику страны, но почему-то возникают сомнения. Если предприятия будут находиться в упадке, если у граждан реально снижаются доходы, если в регионах безработица остается на высоком уровне, то как можно рассчитывать на рост в экономике и реализацию стратегической задачи правительства по снижению зависимости от сырьевого экспорта? Как можно оптимистично говорить о том, что Россия «встает с колен», если даже программу замены старых ламп накаливания на эффективные люминесцентные или светодиодные правительство не в состоянии реализовать?

Конечно, существуют и более очевидные риски, как инфляция, девальвация рубля, падение цен на сырьевые товары, потеря интереса иностранных инвесторов к российским активам и т.д. и т.п. Однако ключевым риском является то, что кризис, предоставивший возможности эффективно потратить накопленные за несколько лет ресурсы, не был использован властями для создания новых возможностей, как это было реализовано во многих странах.

Если вдруг произойдет вторая волна экономического кризиса, или мировая экономика не сможет быстро выйти из рецессии, то РФ рискует провалиться еще глубже в пропасть неэффективности своего государственного и экономического управления. Тогда уже не будет финансового задела стабилизационного фонда и надежд на быстрый выход из кризиса, а на поверхность вновь выплывут все те экономические страшилки, которые успели напугать население прошлой осенью.