Зачем России геология?

На модерации Отложенный

Государство хочет само искать нефть на морских глубинах, но эти новые запасы рискуют стать слишком дорогими

В 1867 году Россия продала Аляску США за $7,2 млн, или, по курсу на тот момент, за 350 000 тройских унций золота. Спустя 30 лет на Аляске в долине реки Клондайк были найдены золотые месторождения, и началась золотая лихорадка. Она принесла старателям более 12,5 млн унций золота, или $258 млн в ценах 1867 года. Грубо говоря, только золотом американцы получили от Аляски в 36 раз больше, чем заплатили.

Обидно, конечно. Но ничего не поделаешь. Как говорят, история не имеет сослагательного наклонения.

Имеет, если верить одному крупному золотопромышленнику. По его словам, на Курильских островах есть неподтвержденные пока запасы золота. Ирония - или даже гримаса - судьбы состоит в том, что месторождения на Курилах принадлежат к тому же геологическому типу, что и на Аляске. Курилы пока не перешли к Японии, хотя японцы собираются этого добиться. Если на островах действительно есть запасы золота, то сходство с Аляской налицо: разве что у истории с Курилами пока открытый финал.

Другое дело, что земля, а точнее, лежащие в ней минерально-сырьевые ресурсы не всегда стоят больше, чем кажется поначалу. И сейчас, в кризис, видно, что бывает наоборот. Денег в реальных секторах экономик мира нет, работы на множестве месторождений заморожены. Даже «Газпром» сокращает инвестиционную программу. Часть проектов перешла в разряд distressed-активов, то есть отошла или вот-вот отойдет за долги банкам. Те, чтобы выручить за свой кредит хоть какие-то деньги, и рады бы продать такие активы, да никто не берет.

В сравнении с докризисными максимумами цены на сырье упали, а местами так и вовсе обвалились. И многим кажется, что так будет всегда. Один из директоров Morgan Stanley Investment Management Ручир Шарма отлично передал это настроение. Его недавняя статья в американском Newsweek так и называлась: «Все, что в земле, может только дешеветь» (If it\'s in the ground, it can only go down). В ней были убедительные доводы в пользу дальнейшего снижения цен на минерально-сырьевые ресурсы: сейчас их избыток, а в будущем найдутся альтернативные источники. «Дешевая нефть навсегда!» - провозгласил Шарма.

Есть, конечно, и обратная точка зрения. Например, в сентябре в Санкт-Петербурге прошла конференция RAO/CIS Offshore, посвященная перспективам добычи нефти и газа в СНГ. Ее участники единодушно поддержали тезис «Дешевая нефть закончилась, забудьте». Это были по большей части нефтяники и газовики, и они, конечно, пристрастны, когда делают прогнозы цен на нефть и газ, так как с них и живут.

Но ведь и инвестбанкиры могут быть пристрастны: они публично выступают с прогнозом цен на какой-либо актив и при этом могут держать на него позицию, а какую - на рост или на падение - бог весть.

Справедливая и честная оценка содержимого земных недр, как видно, до крайности трудная задача. Раньше это была проблема бизнеса: важно было правильно оценить риски, не просчитаться, не дать себя обмануть. Теперь, благодаря мудрой политике руководства, эта вопрос на глазах приобретает общественную значимость.

Богатство России, как известно, прирастает Сибирью. Менее известна вторая часть цитаты из Ломоносова: «...и морями студеными». Там, в этих морях, сосредоточены запасы нефти и газа, которые в ближайшие десятилетия заменят постепенно подходящие к концу ресурсы Западной Сибири.

Хорошая новость в том, что нефть там, похоже, есть. Зато плохих сразу две. Первая: российский шельф исследован примерно в 16 раз хуже норвежского, где уже начали добычу нефти несколько десятилетий назад. Топливо в наших морях как будто есть, но где, какое и сколько - на эти вопросы чаще всего нет ответа.

Вторая плохая новость: по соображениям суверенной демократии к освоению шельфа допущены две госкомпании - «Газпром» и «Роснефть». А в тяжелые кризисные годы стало очевидно, что с поставленной перед ними задачей эти исполины не справляются: затраты на разведку вместо бурного роста снижаются. Думаете, допустят к освоению шельфа частные компании? Как бы не так. Сегодня идет речь о создании госхолдинга «Росгеология», чтобы обеспечить ему бесперебойное госфинансирование. Только так, считают чиновники и депутаты, можно освоить богатства.

Стоимость проекта оценивается примерно в 9,5 трлн рублей. Его общественная значимость тем более очевидна, что он, возможно, будет реализован на бюджетные деньги - то есть на средства налогоплательщиков.

Госкомпании - неважный управленец, когда дело касается решения масштабных задач. Недавно Newsweek проанализировал результаты похода государства в экономику. Результаты оказались хуже всяких ожиданий: завышенные расходы на управление, хищения, некомпетентность, распри и свары между кланами.

Но на АвтоВАЗе хотя бы был четкий критерий эффективности - число проданных машин. Когда план завалили, были сделаны кадровые выводы. С оценкой запасов все намного сложнее. Бизнес не смог создать идеально работающую систему: много ошибок в оценках, неопределенностей, злоупотреблений. Не факт, что у государства получится.