На АвтоВАЗе требуют, чтобы директором стал Путин

На модерации Отложенный

Состоявшийся на минувшей неделе визит на автозавод первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова не внес ясности в происходящее. Напротив – теперь все стало еще более непонятным.

Впервые за весь период кризиса ситуация на АВТОВАЗе не позволяет делать сколько-нибудь достоверных прогнозов развития. И это парадоксально, так как намерения всех действующих сторон предельно ясны.

Полностью понятна позиция рабочих АВТОВАЗа. Они хотят сохранить рабочие места, хотят получать хорошую зарплату. Если их станут сокращать – они будут митинговать. Если им уменьшат зарплату – они будут митинговать. Им все равно кто является собственником завода - они готовы выдвигать любые требования. На митинге в субботу рабочие, к примеру, потребовали отставки свеженазначенного президента АВТОВАЗа Игоря Комарова и на полном серьезе призвали занять этот пост… Владимира Путина.

В случае необходимости рабочие не задумываясь пойдут перекрывать федеральную трассу М5.

Громить витрины, переворачивать машины? Нет, на это автовазовцы вряд ли способны - не тот контингент.

Чуть менее внятна, но все же в целом понятна позиция менеджмента автозавода. АВТОВАЗ несет гигантские убытки, прогнозируется, что по итогам 2009 года они достигнут 76 млрд. рублей. Менеджмент понимает, что надо сокращать расходы всеми доступными путями: сокращать производственную программу, сокращать персонал, избавляться от объектов социальной сферы, призывать поставщиков снижать цены, просить у правительства денег и дальнейшего сдерживания импорта иномарок. Руководству АВТОВАЗа, по большому счету, абсолютно все равно, что будет производить завод: автомобили ли, детские игрушки, космические корабли... Они готовы выпускать и иномарки, понятие «развитие отечественного автопрома» для них – пустые слова.

Столь же понятна, по крайней мере – в декларативной части, позиция правительства России. Правительство, вроде бы, искренне хочет сохранить АВТОВАЗ как таковой и готово за это платить, но главное – правительство очень не хочет чтобы в Тольятти произошел социальный взрыв.

И четвертая стороны процесса – российский обыватель. Его намерения тоже предельно понятны. Что бы там ни говорили о качестве вазовских малолитражек, но до кризиса каждый год россияне исправно покупали 700 тысяч машин, то есть продукция АВТОВАЗа была востребована. Она и будет востребована – лишь бы были дешевые кредиты.

Так что на первый взгляд всем вроде бы нужно одно и то же – спасение АВТОВАЗа. Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что одним нужны рабочие места, другим прибыль, третьим спокойствие, а четвертым нормальные машины по доступной цене.

И на практике векторы намерений, которые должны были бы быть направлены в одном направлении, движутся наперерез друг другу. И события последних трех недель – яркий тому пример.

23 сентября Игорь Комаров, в полном соответствии со своей системой ценностей, согласовал с официальным профсоюзом АВТОВАЗа планы по «высвобождению» (слово «сокращение» на заводе стараются не употреблять) 27600 человек. В его понимании - это и есть спасение АВТОВАЗа.

Неделей позже рабочие, в соответствии со своей системой ценностей, объявили о намерении провести по этому поводу митинг, и если этого будет мало – перекрыть федеральную трассу М5.

Уже 8 октября первый вице-премьер Игорь Шувалов приехал в Тольятти и сделал громкое заявление:

- Называются различные огромные цифры по ожидаемым увольнениям. Могу сказать - это вранье. Никаких таких увольнений и сокращений на АВТОВАЗе не планируется. Всю эту работу федеральный центр будет проводить совместно с АВТОВАЗом и правительством региона. Никто не позволит, чтобы такие решения принимались исключительно руководством предприятия.

Господин Шувалов не мог не знать, что автором этого, как он выразился, «вранья», являлся не кто иной, как господин Комаров. Но вице-премьеру было не до соблюдения политеса, он гасил разгорающийся социальный взрыв.

Пару дней после отъезда Игоря Шувалова на АВТОВАЗе царил оптимизм. Вроде бы стало все ясно: сокращений не будет, правительство выделят какие-то деньги, АВТОВАЗ спасут.

Но в цеха стали приходить разнарядки на сокращение.

На сегодняшний день достоверно известно: в одном лишь подразделении - на производстве крупных штамповок (ПКШ) - руководство намерено сократить 480 рабочих из 1400. Уже сейчас составляются списки кандидатов на сокращение, а до остающихся рабочих доводятся планы по увеличению норм производства.

Аналогичные процессы происходят во всех без исключения производствах АВТОВАЗа.

Составление списков на сокращение, начавшееся сразу же после громкого заявления Игоря Шувалова о том, что никаких сокращений не будет, повергло трудовой коллектив АВТОВАЗа в шок.

Сегодня на автозаводе никто не понимает что происходит и что будет? Что является действием, а что – намерением? Будет ли АВТОВАЗ работать или же он будет признан банкротом? Кого, когда и в каких масштабах будут сокращать?

Пока ясно одно – руководство АВТОВАЗа резко изменило свою информационную политику в сторону закрытости. Заявление о крупном сокращении может оказаться «враньем». Но таким же «враньем» может оказаться и заявление о том, что сокращений не будет.