За налоговые преступления перестанут сажать
На модерации
Отложенный
Госдума приняла законопроект, отменяющий уголовное наказание для раскаивающихся налоговых преступников. Депутаты говорят, что пересмотра налоговых процессов последних лет не будет. Но Уголовный кодекс не исключает возможности освобождения осужденных по громким уголовным делам. Михаил Ходорковский вряд ли выйдет на свободу досрочно - много различных обвинений, штрафы слишком велики, а активы уже распроданы.
Госдума приняла в первом чтении поправки в Налоговый кодекс, смягчающие ответственность налогоплательщиков и сужающие понятие «налоговое преступление».
«Внесены изменения в целый ряд законодательных актов: в Налоговый кодекс, уголовное законодательство, уголовно-процессуальное законодательство», - говорит Владимир Плигин, председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству.
Инициатором законопроекта выступила группа депутатов-единороссов во главе со спикером Госдумы Борисом Грызловым. Документ устанавливает в качестве основания для привлечения к ответственности только факт правонарушения, установленный вступившим в законную силу решением налогового органа. Если виновный погасил все свои долги налоговикам, он от ответственности может быть освобожден. Уголовное преследование возможно исключительно в тех случаях, когда налогоплательщик отказался выполнить требование налогового органа и не платит недоимку, пеню или штраф. В налоговых спорах, согласно предложенным поправкам, приоритет будет у налоговых органов, а не у милиции. Кроме того, в 5 раз увеличивается сумма налогового долга, являющаяся основанием для возбуждения уголовного дела. Для физических лиц порог поднимается со 100 тыс. руб до 500 тыс. руб, а для юридических - с 500 тыс. руб до 2,5 млн руб за три года. По словам одного из разработчиков законопроекта Бориса Грызлова, существующий «перекос в сторону уголовной репрессии не нормален, поскольку угроза уголовной ответственности зачастую становится чуть ли не самым эффективным аргументом в разговоре» государства с налогоплательщиком\". Он добавил: «У лица, совершившего налоговое правонарушение, должна не только сохраняться возможность, но и стимулироваться желание загладить причиненный правонарушением вред».
В пояснительной записке к законопроекту о поправках говорится, что «если лицо в полном объеме выполнило требование налогового органа об уплате недоимки, а также соответствующих пеней и штрафов, то оно не подлежит уголовной ответственности, даже если размер недоимки предполагает возможность наличия признаков налогового преступления». По мнению авторов законопроекта, «уголовная репрессия не может рассматриваться как наиболее эффективное средство создания атмосферы доверия между налогоплательщиками и государством, создания традиции платить налоги и воспитания культуры налогоплательщиков».
Государство в условиях кризиса заинтересовано не в том, чтобы отправить в тюрьму уклоняющихся от налогов, а чтобы они компенсировали потери бюджета. «Юридическая ответственность не должна превращаться в расправу с налогоплательщиками, а должна способствовать исправлению правонарушителей и тем самым сохранению объема доходов бюджетной системы», - подчеркивается в документе.
Уголовная ответственность должна наступать, только если виновный не желает отказываться от противозаконных действий, и только за те правонарушения, которые имеют «большую общественную опасность». Если же правонарушитель в полном объеме выплатил все недоимки, пени и штрафы, то он не подлежит уголовной ответственности, говорится в пояснительной записке.
Владимир Плигин говорит, что по тем ситуациям, которые будут находиться в стадии расследования, закон будет иметь обратное действие. «Это общие принципы действия изменений, вносимых в уголовное право. А по состоявшимся и вступившим в силу приговорам возврата и пересмотра этих дел быть не может», - отмечает депутат.
Но согласно 10-й статье российского Уголовного кодекса «закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. А уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет». В пункте втором той же статьи уточняется, что «если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом».
Таким образом, российские предприниматели - фигуранты громких уголовных дел последних лет получат возможность выйти на свободу из тюрьмы или вернуться в страну из эмиграции, не опасаясь преследования. В частности, экс-владельцу нефтяного концерна ЮКОС Михаилу Ходорковскому и экс-владельцу НТВ Владимиру Гусинскому может быть предложено компенсировать все недоимки, пени и штрафы. Владимир Гусинский ранее говорил о возможности возвращения в Россию.
Но именно по этой причине Михаил Ходорковский вряд ли выйдет на свободу досрочно, говорит налоговый консультант юридической фирмы «Форпост» Алексей Бахметьев: «Даже если ему дать возможность заплатить налоги и штрафы, то брать средства ему уже неоткуда, все активы были распроданы».
«И вообще, не факт, что эти поправки еще будут приняты, - скептичен Алексей Бахметьев. - Но даже если их примут, во многих случаях налоговые органы начисляют такое количество налогов, что налогоплательщик просто не может выполнить этих требований». По его мнению, налоговое бремя все равно будет увеличиваться, а налоговый контроль - ужесточаться. «Учитывая сегодняшний дефицит бюджета, налоговики станут еще жестче, - прогнозирует юрист. - Послабление может произойти разве что для категорий малого и среднего предпринимательства».
Влияние нового законодательства на уклонение от налогов может иметь противоположные последствия, говорит ведущий научный сотрудник Научного центра Академии управления МВД России, доцент Российской экономической академии имени Плеханова Юрий Латов. «С одной стороны, раз за уклонение от налогов теперь санкции заметно ниже, то у предпринимателей может возникнуть желание систематически откладывать расплату с налоговым ведомством, это минус, - рассуждает эксперт. - С другой стороны, поскольку за обнаруженные недоимки нет особо тяжелых санкций, то вроде бы и не должно возникать желания очень тщательно вещи такого рода скрывать». Какой из двух противоположных эффектов окажется более сильным, сказать трудно, замечает Юрий Латов.
По его словам, строгость российских налоговых мер по сравнению с таковыми в развитых странах «явно завышена». «Скажем, за рубежом можно вполне спокойно давать налоговые декларации с исправлениями, - объясняет исследователь, - а у нас такие декларации уже не принимают и требуют делать все с самого начала». Поэтому он надеется на положительный эффект от принятия поправок, так как «такое смягчение наказаний для не очень радивых налогоплательщиков приведет к сближению институтов России и институтов развитых зарубежных стран».
Председатель экспертного совета бюджетного комитета Госдумы по налогообложению, налоговый адвокат Михаил Орлов уверен, что поправки, рассматриваемые Госдумой, никак не повлияют на «налоговый террор». «Когда мы говорим «налоговый террор», мы подразумеваем взаимодействие налогоплательщиков с налоговыми органами. Конечно же, эти поправки на налоговый террор никак не повлияют. Налоговики по-прежнему безнаказанно смогут сделать с налогоплательщиком все что угодно», - говорит Михаил Орлов.
Органы внутренних дел, угрожая возбуждением уголовного дела, в ряде случаев заставляют налогоплательщика нести дополнительные расходы, рассказывает он. «Предлагается сделать более прозрачной процедуру привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления. Любые выводы о том, что налогоплательщик нарушил закон и нарушил его настолько, что должен быть привлечен к уголовной ответственности, можно будет сделать после того, как будет проведена налоговая проверка и будет вынесено решение налогового органа о привлечении к ответственности», - рассказывает эксперт.
Поправки в Налоговый кодекс вводят деятельное раскаяние для недобросовестных налогоплательщиков - если будет установлено, что налогоплательщик нарушил закон, ему предоставят возможность погасить задолженность без дополнительных взысканий. «Налогоплательщики часто нарушают закон не потому, что они имеют умысел уклониться от налогов, а потому, что просто в нашем законодательстве сегодня разобраться невозможно. Сегодня можно любому чиновнику дать Налоговый кодекс и попросить прокомментировать любую статью, я уверен, с этим будут проблемы», - говорит Михаил Орлов.
Он считает, что поправки не дадут возможности для пересмотра громких дел в сфере налоговых преступлений. «Речь не идет о том, что устраняется такой вид преступлений как неуплата налогов. В целом состав преступления не отменяется - просто корректируется несколько положений», - подчеркивает налоговый адвокат.
Комментарии
Те автоматически возбуждаются. Генерального директора находят и вешают на него с радостью всех собак.
171 (незаконное предпринимательство), 173 (лжепредпринимательство) и 159 (мошенничество) гораздо труднее доказуемы. То ли дело красота - принесли тебе готовый состав по 199-ой, легче "палку" срубить.