Кандидаты посылают друг друга компроматом

На модерации Отложенный

Очернить давно скомпрометированных соперников на украинских президентских выборах непросто

С каждым днем дело о растлении детей в «Артеке» обрастает все новыми скандальными деталями. Так, за несколько дней помимо изначально фигурировавшего в качестве подозреваемого депутата от «Блока Юлии Тимошенко\" Виктора Уколова, в число потенциальных насильников попали еще двое его коллег из того же БЮТ. Если так пойдет дальше, вся парламентская фракция премьер-министра рискует попасть под пристальное внимание Службы безопасности Украины (СБУ) и Генпрокуратуры.

Настораживает только то, что до недавнего времени имена депутатов-бютовцев в деле, которым милиция занималась с апреля, не фигурировали. Всплыли они лишь после того, как «Партия регионов», вдруг, решила предать историю огласке, как раз в разгар предвыборной кампании. Впрочем, эффективно использовать даже столь беспрецедентное дело против главного соперника своего кандидата Виктора Януковича - Юлии Тимошенко, регионалам вряд ли удастся.

«В ходе этой кампании будет вылито еще немало грязи, - прогнозирует Юрий Белый, руководитель крупной рекламной компании, занимавшейся изготовлением политической рекламы для Юлии Тимошенко. - Но черный пиар в Украине эффективен только против новых кандидатов. Потому что грехи старых известны и не мешают им быть лидерами нации».

НИЧТО НЕ ЗАБЫТО

Одним из новых, против которых запрещенные приемы антирекламы сработали четко и без сбоев, оказался Арсений Яценюк. Внезапно ворвавшись в тройку главных претендентов на высший пост, он так же внезапно из нее вылетел. Всего за два месяца рейтинг бывшего спикера парламента упал более чем на треть, до 8,2%. Впрочем, для самого Яценюка досрочное фиаско не должно было стать сюрпризом. Он не раз заявлял о том, что конкуренты сделают все, дабы скомпрометировать его в глазах избирателей. Так и случилось.

Помимо обвинений в том, что независимый от крупного капитала кандидат, как сам себя позиционирует Яценюк, финансируется совладельцем скандально известной компании «РосУкрЭнерго» Дмитрием Фирташем, недоброжелатели предъявили бывшему спикеру еще целый ряд претензий. В том числе, финансовые махинации на должности и.о. Национального банка в 2004 году. А также нецелевое использование средств на модернизацию системы для голосования в парламенте «Рада-3». Причем, последнее, как утверждает глава фракции «Партии регионов» Александра Ефремова - дело практически доказанное. Это, вдобавок к неудачной рекламной кампании в стиле милитари и комичному скандалу, раздутому вокруг национальности Яценюка (мэр западного Ужгорода Сергей Ратушняк заподозрил, что Яценюк - еврей), поставило на президентских амбициях бывшего спикера крест.

«Яценюк сделал ставку на то, что он - новая кровь, хотя он родом из прошлой эпохи, - говорил политолог Владимир Фесенко, намекая на то, что в прошлом Яценюк работал на высоких постах при бывшем президенте Леониде Кучме. - Этим против него и сыграли».

ТРИ МИЛЛИАРДА И ДИПЛОМ

Жертвой тех же технологий пал и нынешний президент Виктор Ющенко. Вспомнив один из любимых тезисов гаранта о том, что его «руки ничего не воровали», потенциальные соперники решили доказать обратное.

5 октября министр внутренних дел Украины Юрий Луценко в прямом эфире политического ток-шоу сделал сенсационное заявление. По словам главного милиционера страны, с начала текущего года чиновники президентской вертикали разворовали 2,7 млрд грн. (больше $300 млн.). При этом особое возмущение у Луценко вызвал не сам факт воровства, а его цинизм. Мол, в прошлом году люди Ющенко украли всего миллиард, а в тяжелые времена кризиса - почти три, и за полгода.

Затем, последовал громкий скандал вокруг поддельного диплома о высшем образовании близкого соратника президента, теперь уже бывшего заместителя главы СБУ Андрея Кислинского.

На вопрос о том, почему президент, шансы которого выиграть выборы равны нулю, в последнее время постоянно находится в центре скандалов, Фесенко отвечает не задумываясь. «Весь негатив, который сейчас озвучивают в сторону Ющенко - обычный черный пиар, - и предупреждает. - Но учтите, что у нас это словосочетание имеет особый смысл».

Его национальный колорит заключается в том, что чаще под черным пиаром подразумевается не ложь или скабрезная антиреклама, а реальные факты, которые конкуренты придерживают до нужного момента. В случае с Ющенко этот момент настал. Все обиженные и оскорбленные напоследок решили ударить по самым больным темам.

НИЖЕ КРИТИКИ

Зато двум главным конкурентам на президентское кресло никакой черный пиар не страшен. Примером тому - раздутое БЮТ дело о якобы незаконной приватизации Януковичем государственной резиденции с большими земельными угодьями в престижном столичном пригороде. Несмотря на доказательства того, что соратники главного регионала заблаговременно сокрыли детали спорной сделки, его рейтинг от этого нисколько не пострадал.

Точно так же, как не снизило уровень доверия к Тимошенко громкое дело депутата ее фракции Виктора Лозинского, которого Генпрокуратура обвинила в жестоком убийстве, и который сейчас скрывается от следствия. А ведь сама Тимошенко не раз заявляла о том, что лидер партии несет ответственность за каждого своего депутата. «Наш электорат отлично закален. О главных кандидатах уже известно такое, что удивить его практически невозможно», - иронизирует Белый по этому поводу.

Тем не менее, на всякий случай, Тимошенко все же решила подстраховаться. Решением суда премьер запретила распространять любую «недобросовестную информацию» о своей деятельности. И хотя две недели спустя, после сокрушительной критики действий премьера, соответствующее постановление было отменено, осадок, как говорится, остался. «Попытка вернуть цензуру провалилась, но это серьезный сигнал, - уверена народный депутат Анна Герман, глава парламентского Комитета по вопросам свободы слова. - Теперь понятно, что если эти люди получат неограниченную власть, говорить плохо можно будет только об их оппонентах». В ответ те же бютовцы и ющенковцы пугают своих сторонников неограниченной властью и цензорскими возможностями «Партии регионов».

Кандидаты предпочитают оставить все, как есть, и быть жертвами черного пиара, чем попытаться его ограничить: вдруг это даст преимущество сопернику. А так - настоящий политик - всегда ниже любой критики.