Россия и Боливия запускают совместный газовый проект
На модерации
Отложенный
Последние новости сообщают, что Россия подпишет соглашение с боливийским правительством о разработке и производстве природного газа, что является существенной неудачей для доминирования США в их традиционной латиноамериканской сфере влияния.
С момента объявления в 1823 году Доктрины Монро Соединенные Штаты, особенно их банковские элиты расценивали Южную Америку как фактическую “американскую плантацию”. Продвижение принадлежащего государству российского Газпрома в Боливию должно рассматриваться как асимметричный геополитический ответ Москвы на американское расширение НАТО к порогу Москвы в последние годы. США плохо готовы ответить какими-либо экономическими стимулами.
Заместитель генерального директора Газпрома Александр Медведев объявил на недавней конференции по вопросам энергии в Аргентине, что окончательное соглашение с боливийской государственной нефтью и газовой компанией YFBP для создания крупного совместного предприятия, чтобы разрабатывать огромные запасы природного газа Боливии будет подписано в ближайшие недели. Боливия обладает вторыми по величине запасами газа (1.5 триллиона кубических метров) в Южной Америке после Венесуэлы. Ее ключевые запасы газа сконцентрированы на юго-востоке страны в Санта-Крузе.
Российская газовая сделка последовала за переговорами с Москвой о наращивании российской военной помощи боливийским вооруженным силам после прекращения всей американской помощи.
Президент Боливии Эво Моралес, первый полностью местный глава государства за все 470 лет после испанского Завоевания, был в целевом списке Вашингтона, начиная с его избрания на всеобщих выборах в 2005 году. В сентябре 2008 Моралес выслал американского посла, обвинив его в разжигании бунтов оппозиции и антипрезидентских протестов. Неделю спустя, администрация Буша ответила на этот шаг, поместив Боливию в черный список \"по борьбе с наркотиками\", прекратив всю американскую иностранную помощь. Любопытно, что список является небольшим и включает только три страны, все — стойкие противники американской политики: Боливия, Венесуэла и Бирма (Мьянма). Мексика, Афганистан и Колумбия не включены в список Вашингтоном в предположении, что там могла бы быть другая повестка дня.
В январе 2009 года Моралес снова выиграл решающий национальный референдум, разрешающий ему идти на переизбрание и предпринять шаги по контролированию крупных землевладений. С 60-ю процентами проголосовавших \"за\" Моралес может добиться переизбрания в декабре 2009. Также при новых властях богатые землевладельцы могут подвернуться лишению прав собственности, поскольку государство теперь только позволяет частную собственность большим состояниям — латифундистам — только, если земля предполагает ‘социальное использование.’ В противном случае земля может быть отобрана государством и перераспределена. Также референдум дал государству больше власти над своими энергетическими ресурсами.
Война за воду и энергию
Американский интерес к Боливии не выходит за рамки тупой эксплуатации огромных ресурсов этой страны. Вашингтон посылал экономиста гарвардской школы \"шоковой терапии\" Джеффри Сэчса в Боливию в 1980-х, чтобы применить там эту радикальную терапию, которая убила инфляцию и не ничего сделала для того, чтобы облегчить ужасную бедность. Это действительно открыло ресурсы страны для дешевой эксплуатации иностранными транснациональными корпорациями как BP и ExxonMobil, а также британским и американским водным компаниям.
Старая фирма бывшего вице-президента Дика Чейни Halliburton имела планы разрабатывать природный газ Боливии на экспорт. В 2002 году народное недовольство щедрыми условиями, предоставленными Halliburton более ранним проамериканским правительством, привело к общенациональным протестам, названными в СМИ “Боливийской газовой войной”.
С ростом народных протестов и национальных забастовок против иностранной эксплуатации ресурсов страны, боливийский Конгресс принял в 2005 году новый Углеводородный Закон, который частично повторно национализировал энергетические ресурсы, разрешив иностранным компаниям аренду, хотя и на менее щедрых условиях. YPFB был приватизирован в 1996 году, и британские фирмы BP и BG наряду с Halliburton и ExxonMobil немедленно затем вошли в бизнес, чтобы построить многомиллиардный газопровод дл экспорта сжиженный природный газ в Калифорнию. Halliburton Чейни стал главным строительным подрядчиком.
Моралес выиграл на выборах в декабре 2005, пообещав использовать ресурсы страны для развития экономики страны, одной из беднейшей в Южной Америке. С этого момента Вашингтон тайно поддерживал различные группы оппозиции в области Санта-Круза, регионе с огромными газовыми и водными ресурсами (пресная вода).
1 мая 2006 года президент Моралес подписал декрет, объявляющий, что все запасы газа должны были быть национализированы: \"государство возвращает собственность, владение и тотальный и неограниченный контроль\" над углеводородами. С тех пор связанный с энергией доход правительства удвоился и шестикратно вырос с 2002 года. Иностранным компаниям или дали компенсацию за их авуары, как в случае с Shell, или разрешили продолжить работу, но в качестве миноритарных партнеров государства.
Буш находит ранчо, чтобы туда “удалиться”
Согласно южноамериканским СМИ, незадолго до того, как покинуть Белый дом, президент Джордж У. Буш привлек значительное внимание в Боливии, когда договорился приобрести огромную полосу земли на участке тройной границы Парагвая, Бразилии и Боливии, \"чтобы туда удалиться после отставки”. Буш, по сообщениям, купил приблизительно 40000 гектаров земли в Чако, Парагвай, около американской военной базы. Примечательно, что эта земля расположена в Пазо де Патри, около боливийских месторождений газа и недалеко от богатой водой индейской области Гуарани в пределах тройной границы. Водоносный слой Гуарани – одни из крупнейших подземных водных запасов в Южной Америке, залегающие под землей Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая и большие, чем Техас и Калифорния вместе взятые.
Южная Америка теперь почти вся вышла из-под американского влияния, кроме только старинного союзника Колумбии и Перу, который все еще рассматривают в геополитической орбите Вашингтона. Остальная часть региона теперь качнулась в сторону против американского влияния, во главе с Уго Чавесом, который приветил антиамериканских союзников, таких, как Иран и Куба, и теперь пригласил российские военно-воздушные силы и флот потренироваться в Карибском море. У Моралеса есть крепкие связи правительствами Венесуэлы, Эквадора и с недавних пор Парагвая, где бывший епископ Фернандо Луго одержал победу в апреле 2008 года, сломив 61-летнее господство правой военной Колорадской партии.
Боливийско-российская сделка Газпрома обеспечивает еще большую степень экономической независимости Боливии от исторического американского экономического господства. Для России она предлагает превосходный шанс для давления на Соединенные Штаты на их заднем дворе, в их традиционной \"сфере влияния\" в Южной и Латинской Америке, с давних пор рассматривавшейся как семейная плантация Рокфеллеров. Учитывая углубляющийся внутренний экономический кризис, у администрации Обамы не так много карт для игры, кроме попытки создать хаос в регионе. И в этом мало радости для Боливии или любого из ее соседей. Процесс походит на перезапуск ‘Grade B’ - распада Британской империи в Африке и на Индийском субконтиненте после Второй мировой войны.
Комментарии