Что получит народ от новой приватизации?

На модерации Отложенный

В ближайшие годы Россия будет жить в долг - расходы федерального бюджета значительно превысят доходы. Так, в 2010 году дефицит составит 6,8% ВВП (то есть от стоимости всех товаров и услуг, производимых в стране). Это официальный прогноз, в котором чиновники нередко приукрашивают обстановку. А на самом деле ситуация может оказаться серьезнее! Как покрыть недостачу? Первый удар примет Резервный фонд, куда Минфин откладывал сверхприбыли от продажи нефти. «Заначка» кончится к осени 2010 года. Помимо этого, в 2010 году планируется занять на международных рынках $17 млрд. Ну и в конце концов готовы продать часть госпредприятий.

За последние девять лет доля федеральной собственности в российской экономике выросла с 42% практически до 60%. Частные компании становятся государственными.

- Власти совместят «приятное с полезным», - убежден ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев. - Государство получило в свои руки слишком много предприятий - больше, чем в состоянии организовать эффективное управление. Продажа компаний частникам решит эту проблему. Кроме того, вырученные от приватизации средства пойдут на покрытие бюджетного дефицита.

В 2010 году государство планирует продать 450 госпакетов акций. Общий список приватизируемых предприятий пока неизвестен - в настоящее время члены правительства его обсуждают. Известны лишь несколько кандидатов: например, чиновники объявили, что намерены выставить на торги до 20% акций крупнейшей фрахтовой компании России «Совкомфлот» и 13,1% одного из лидеров страхового рынка - компании Росгосстрах. Большая часть продаваемых предприятий будет состоять из морских, речных портов и аэропортов.

- В 2010 году приватизация таких компаний, как «Роснефть», «Аэро-флот», РЖД, Сбербанк, Банк ВТБ и «Газпромнефть», не планируется, - сообщила министр экономического развития Эльвира Набиуллина.

КАК БЫ НЕ ПРОДЕШЕВИТЬ.

Даже частичная продажа акций «Роснефти» принесла бы в бюджет не меньше $20 млрд. Это около трети бюджетного дефицита страны в 2010 году (по оценкам экспертов, дыра составит от 1,5 трлн. до 3 трлн. рублей).

- А 70 миллиардов рублей, которые планируют выручить, - довольно скромная сумма, которая не сделает погоды, - считает Сергей Гуриев. - Эти деньги в лучшем случае компенсируют потери бюджета от возможного снижения цен на нефть на 2 доллара за баррель.

К тому же кризис - не лучшее время для распродаж. Руководство компаний мечется в поисках кредитов на покрытие уже имеющихся долгов. Инвесторы подсчитывают убытки от неудачных инвестиций и не торопятся вкладывать деньги.

- Продешевим, - не сомневается Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа консалтинговой компании ФБК. - Но когда власти берут явно завышенные социальные обязательства - не до жиру.

Другие экономисты вовсе не рассчитывают на ощутимую отдачу от приватизации. И кризис здесь ни при чем. - Правительство выставит на торги активы, которые требуют масштабных инвестиций и грамотного управления, - обращает внимание главный экономист финансовой компании «Уралсиб Кэпитал» Владимир Тихомиров. - Эти компании и в «сытые» времена стоят не намного дороже.

Причем часть выставленных на торги предприятий наверняка не найдет своего покупателя. Кто позарится на градообразующие заводы и фабрики с устаревшим оборудованием?

Или на унитарные госпредприятия, которые выживают лишь за счет госзаказа? Такие компании проще отстроить с нуля. Но власти-то хотят заработать на приватизации...

- В любом случае приватизация не может быть «бесплатной или льготной», - предупредил чиновников премьер-министр Владимир Путин. - Федеральное имущество должно продаваться только по реальным рыночным ценам без каких-либо скидок.

В РАСЧЕТЕ НА ПЕРЕКУПЩИКА.

Вопрос, кто купит приватизируемые компании, остается открытым. Эксперты признают, что на активное участие населения во второй волне приватизации властям рассчитывать не стоит. «Народные IPO» в данном случае не будут успешными.

- Для проведения «народного IPO» требуется крупное предприятие, которое твердо стоит на ногах и располагает реальными активами, - говорит Владимир Тихомиров. - Люди должны не бояться вложить свои деньги в компанию. В нынешней приватизации таких предприятий я не вижу. Да и неудачный опыт последних IPO, когда сразу после продажи акций россиянам ценные бумаги резко дешевели, не дает оптимизма. Крупные инвесторы тоже не толпятся в очереди за госсобственностью (как мы уже говорили, многие финансисты и промышленники испытывают денежные проблемы). Так кому достанутся пакеты 450 государственных компаний?

- В приватизации главное - мотив, - рассуждает Игорь Николаев. - Его никто не скрывает: если денег в бюджете нет, нужно, чтобы они откуда-то появились. В том числе и за счет продажи госимущества. Благородный мотив приватизации - появление эффективного собственника - уходит на десятый план. А это значит, что компании продадим, но через некоторое время выяснится, что предприятия остались в убогом состоянии.

Эксперты опасаются, что государственная собственность перейдет в руки спекулянтов, которые не собираются тратить деньги на перевооружение и развитие компаний. А через три - пять лет мировая экономика выйдет из кризиса, и инвесторы перепродадут их за более ощутимые деньги. - А если спроса на компании не будет, власти попросят кого-то из бизнесменов, чтобы купили, а если у него денег нет, найдем возможность, чтобы деньги были, - невесело вспоминает Игорь Николаев самую распространенную схему акционирования компаний во время первой волны приватизации.

А КАК У НИХ?

На продажу все, кроме Букингемского дворца Не только Россия пытается закрыть дыру в бюджете за счет приватизации госсобственности. Многие страны мира готовятся к распродажам. На днях о масштабной приватизации объявило правительство Великобритании. Англичане рассчитывают выручить 16 млрд. фунтов стерлингов (почти 758 млрд. руб.).

К продаже готовятся государственные пакеты акций в весьма привлекательных компаниях: в Дартфордской переправе через Темзу, скоростной железной дороге между Лондоном и евротоннелем и даже в европейском консорциуме по обогащению урана Urenco. Приватизацию англичане объявили не от хорошей жизни. Вырученные от продажи компаний деньги они планируют пустить на инвестиционные проекты и снижение объемов внутреннего госдолга. По итогам 2009/2010 финансового года дефицит британского бюджета ожидается на уровне 175 млрд. фунтов стерлингов, а объем внутреннего госдолга уже превысил 800 млрд. фунтов. Того и гляди премьер-министр Великобритании Гордон Браун объявит: «Готов продать все, кроме Букингемского дворца!»