Невиновен - докажи

На модерации Отложенный

Депутаты Государственной думы приняли в пятницу один из самых спорных законопроектов, касающийся компенсаций за ошибочное уголовное преследование. Поправки в несколько статей Уголовно-процессуального кодекса ( УПК) внесло правительство.

Предложенные изменения вводят новый порядок возмещения материального вреда тем, кто неверно обвинялся в совершении преступления. Сейчас, если дело развалилось до суда, следователь или дознаватель сами решают вопрос о сумме компенсации и готовят соответствующее постановление, которое дает бывшему подозреваемому право получить деньги за потерянные трудодни.

\"Зачастую людям отказывали в получении средств, объясняя это отсутствием в Бюджетном кодексе статьи на эту тему. Можно было внести изменения в Бюджетный кодекс, но правительство решило изменить процедуру обращения\", — заявил \"Газете\" первый зампред комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимир Груздев.

Сколько россиян не получили компенсации в результате противоречия Бюджетного кодекса и УПК, ни Груздев, ни представлявший законопроект докладчик — статс-секретарь — замминистра юстиции Дмитрий Костенников ответить не смогли. С принятием правительственных поправок для получения компенсации пострадавший должен будет отстаивать свои права в суде.

Депутаты Госдумы из оппозиционных фракций встретили инициативу Белого дома в штыки. Елена Мизулина, выступавшая от имени \"Справедливой России\", заявила, что принятие закона лишит возможности нравственной реабилитации прокурора, следователя и дознавателя. \" Если поправки и нужно вносить, то в Бюджетный кодекс. В Конституции ничего не сказано о преимуществах чиновника и бюджета.

Зачем вообще нужно государство, если оно не может защитить граждан от незаконного уголовного преследования\", — возмутилась она и призвала коллег голосовать против принятия документа.

С резкой критикой выступили и коммунисты. \"Человек, пережив такой стресс, как нахождение под следствием, зачастую по липовому делу, будет вынужден вновь обращаться в суд и еще раз проходить через все круги ада, вновь нести моральные и материальные потери\", — прокомментировала \"Газете\" коммунистка Нина Останина. Она считает, что законопроект понадобился только для того, чтобы сэкономить на возмещении морального вреда. Ведь многие из тех, кто столкнулся с произволом правоохранительных органов, в суд уже не пойдут.

Костенников в ответ на реплики из зала заметил, что компенсациям подлежат утраченный заработок, иные доходы, плата за юридические услуги, моральный вред. Полную сумму морального вреда определить достаточно сложно, поэтому и придется обращаться в суд.

Либерал-демократ Максим Рохмистров, выслушав доводы представителя Минюста, высказался против того, что за ошибки отдельных следователей вынуждено расплачиваться государство. Он считает, что моральный ущерб должны компенсировать сами сотрудники органов, которые исполняют заказуху или возбуждают дела по неграмотности. Костенников в ответ напомнил, что в Уголовном кодексе уже есть статьи, наказывающие за неправомерное возбуждение дела.

Несмотря на то что против документа высказались представители трех из четырех партий, в первом чтении закон все равно был принят. За него проголосовали 314 депутатов.