СНГ - старуха, которая еще хочет пожить

На модерации Отложенный

Встреча российского президента Дмитрия Медведева с кандидатом на пост президента Молдавии Марианом Лупу в Кишиневе продемонстрировала желание Кремля наладить отношения с новой правящей коалицией. Однако привязать Кишинев к Москве, как во времена коммунистов, будет сложно.

В пятницу, на саммите СНГ в Кишиневе, который трудно признать удачным, российский президент Дмитрий Медведев встретился с кандидатом в президенты Молдавии Марианом Лупу, официально – простым депутатом молдавского парламента.

Разговор у российского президента с одним из лидеров правящего в Молдавии «Альянса за европейскую демократию» вышел на равных.

«В Молдове настал бурный политический сезон. Сейчас формируется новая власть. Нам небезразлично, каким образом идут эти процессы. Мы бы хотели развития полноценных, двусторонних, добросердечных, дружеских отношений с Молдовой», – обратился к Лупу Медведев, поблагодаривший власти Молдавии в лице собеседника за успешную организацию саммита.

«Страна показала свою приверженность принципам добрососедского взаимовыгодного сотрудничества с учетом нашего дальнейшего интереса к участию в рамках СНГ. Я бы даже сказал, усилению данного участия», – заявил Мариан Лупу, кандидат на пост президента Республики Молдова.
Появление Лупу в списке встреч Медведева с руководителями СНГ не случайно – хозяева саммита настояли на ней. Проведя с ним переговоры, с давним, хоть и неоднозначным союзником, бывшим президентом-коммунистом Владимиром Ворониным Медведев встречаться не стал, хотя запрос на организацию встречи поступал, рассказал «Газете.Ru» аналитик кишиневского Центра политологии и избирательных технологий Виталий Андриевский.

Для новых молдавских властей этот саммит имел принципиальное значение на случай досрочных парламентских выборов, которые могут состояться уже в следующем году, если не удастся избрать президента. Они не хотят отпугивать потенциальных избирателей, порывая с Востоком.
Протокольной встречей Медведева и Лупу и совместным фотографированием взаимное прощупывание сторон не ограничилось. Переговоры Медведева с врио президента –спикером парламента Михаем Гимпу – затянулись надолго. В их ходе Гимпу, который неоднократно участвовал в громких антироссийских акциях в бытность оппозиционером, взял умеренный тон.

На пресс-конференции, созванной по завершении саммита, он объявил, что Молдавия остается «полноправным членом Содружества», и власти страны будут «использовать эту платформу для развития взаимовыгодных отношений» со странами-членами СНГ.

На вопрос, как это заявление согласуется с его заявлениями о смерти СНГ, сделанными в ходе избирательной кампании,

Гимпу заметил: «Я сказал, что СНГ – это старуха, которая ждет смерти. Но это не означает выхода (Молдавии) из СНГ. Правда же не означает. Не означает. Она еще пожить хочет».

После избрания спикером и отставки Воронина, сделавших его врио президента, Гимпу успел наладить контакты на самом высоком уровне. В конце сентября он встречался в Кишиневе с главой администрации российского президента Сергеем Нарышкиным, который якобы пообещал Молдавии кредит в $500 млн. Затем, однако, Москва дезавуировала эти сообщения.
В итоге кредитная линия, предложенная Россией, была ограничена объемом в $150 млн, но, как замечает теперь тот же Нарышкин, «министерства финансов (обеих стран) должны отчасти проработать те вопросы, которые были проработаны, и пойти дальше».

По словам премьера Влада Филата, которого цитирует агентство Moldpress, Кишиневу представляется принципиально важным, чтобы оказание экономической помощи, обещанной Россией, не застопорилось. «Это поддержка Молдовы и ее граждан, не только бывшему или нынешнему правительству», – заявил Филат.
В другом ключевом для двух стран вопросе – приднестровского урегулирования – прогресс пока не наблюдается.
Позиция Гимпу однозначна: он требует вывода российского миротворческого контингента из зоны конфликта. Российская сторона на переговорах постаралась его разубедить. «Я понял, что вывод российских войск и вооружений с территории Молдовы зависит от гарантирования нами соблюдения нейтралитета и невступления в НАТО. Но существует конституционная гарантия на этот счет», – объявил по окончании консультации Гимпу.
От уколов в сторону России он не удержался: «Мы самостоятельно, без помощи Российской Федерации будем решать, в какие блоки и союзы входить». «Молдова – наша территория, и решения за нами», – цитирует главу государства агентство OMG.

Москва не оставила идеи воплотить на практике «меморандум Козака» 2003 года, который в последний момент отверг тогдашний президент Воронин. Глава российского МИДа Сергей Лавров в Кишиневе указал, что предложенный Россией план «абсолютно жизнеспособен», и на него «все равно ориентируются все те, кто всерьез занимается приднестровским урегулированием».
В правящей ныне коалиции единой принципиальной позиции на его счет нет. Демпартия Молдовы, усиленная за счет отколовшегося от коммунистов Лупу, занимает в этом вопросе нейтральную позицию. Вице-премьер от ДПМ Валерий Лазэр заявил после саммита, что в подготовленном Козаком плане урегулирования есть определенные «рациональные» моменты.
«Определенные моменты того меморандума мы и не отрицали. Они рациональны, они будут использованы», – заявил Лазэр.
Врио президента, напротив, категоричен.

«Как я сказал, старуха еще хочет пожить, – опять вспомнил СНГ Гимпу, – а «план Козака» – умер мужик. Мы никогда не приступим к переговорам о решении приднестровской проблемы, вернувшись к «плану Козака».

Аппарат молдавского парламента также подтвердил в субботу, что исчезновение врио президента во время подписания итоговых документов саммита объясняется тем, что в бумагах прописано объявление 2010 года Годом ветеранов Великой Отечественной войны. В 1945 году, как считает Гимпу, СССР был враждебным государством, которое оккупировало Молдавию.

По словам Андриевского, риторика Гимпу вряд ли удовлетворила Москву. «На встречу с Лупу Кремль согласился и из соображений стратегических, таким образом он хотел подчеркнуть, что его толерантная по отношению к России позиция импонирует Москве», – считает эксперт.

В правящей коалиции, где праворадикальные убеждения и идеи Гимпу воссоединиться с Румынией разделяет, по словам Андриевского, «не более 30% участников», запрос на выстраивание добрососедских отношений с Москвой очень большой. «Помимо Лупу потенциальным кандидатом в переговорщики может быть даже Филат», – считает эксперт.