Планирование семьи по-польски
На модерации
Отложенный
Громкая история Алиции Тысёнц, ставшей инвалидом из-за того, что польские законы и общественное мнение не позволили ей прервать беременность, получила новое развитие. Ранее Алиция выиграла дело против Польши в Страсбурге, а недавно добилась судебной победы над изданием, напечатавшим оскорбившую её статью.
Алиция Тысёнц всегда имела проблемы со зрением. В 2000 году она уже носила очки с толстыми линзами. Из-за того, что ей пришлось рожать третьего ребенка (аборт врачи отказались сделать, несмотря на предостережения окулистов), пани Алиция практически потеряла зрение.
Уже имевшая двоих детей Алиция, узнав в феврале 2000 года о третьей беременности, обратилась по очереди к трем окулистам, каждый из которых подтвердил, что еще одни роды могут привести к значительному ухудшению зрения, вплоть до полной его потери, и поэтому беременность лучше прервать. Согласно польскому \"Закону о планировании семьи, охране человеческого плода и условиях прерывания беременности\", сделать аборт в стране можно только в случае, если роды угрожают жизни или здоровью беременной. В государственной больнице ей отказались сделать аборт, не усмотрев угрозы здоровью женщины, а на частную клинику, где такая операция стоит около двух тысяч долларов, у нее не было денег.
В результате Алиция Тысёнц родила дочь с помощью кесарева сечения. Зрение ухудшилось до 24 диоптрий, женщина получила первую группу инвалидности.Пани Тысёнц подала иск на Польшу в Европейский суд по правам человека и выиграла. В Страсбурге обязали польские власти выплатить потерпевшей 25 тысяч евро за нарушение ее прав. Такое решение вызвало бурю протестов, прежде всего, в среде консервативных католиков. Ксёндз Марек Ганцарчик написал в газете \"Госць недзельны\", что теперь в Европе награды дают тем, кто убивает детей, а членов суда сравнил с гитлеровскими преступниками, уничтожавшими людей в Освенциме.
– В этой статье очень много оскорбительного написано. Это задевает не только меня, но и других людей. Я не могла спать, принимала успокоительное. Столько натерпелась, выиграла в Страсбурге, а теперь еще и это… Когда уже все закончится? Этот ужас для моей семьи и для меня, – заявила Алиция Тысёнц и снова подала в суд – на этот раз на газету.
Автор статьи ксёндз Ганцарчик высказал удивление по поводу иска, поскольку твердо уверен, что любой аборт – это убийство ребенка:
– Ведь это же не мои личные взгляды, а позиция всей Римско-Католической церкви, всех иерархов церкви. И Иоанн-Павел II, и Бенедикт XVI многократно и очень однозначно высказывались по поводу абортов.
В статье говорится, что \"Алиция Тысёнц – это сегодня главный штандарт большого, богатого и влиятельного лобби, которое поддерживают международные организации и которое добивается того, чтобы в Польше аборты свободно делались по желанию женщины\".
В поддержку Алиции Тысёнц выступили несколько общественных организаций, дело активно комментировали ведущие политики.
В результате суд в городе Катовицы признал, что газета причинила моральный ущерб пани Тысёнц, и обязала издателей публично извиниться перед потерпевшей и выплатить ей компенсацию в сумме около 10 тысяч долларов – в пересчете на американскую валюту.
– Ответчики утверждали, что текст был о судьях Европейского суда по правам человека, а не об истице. Да, в самом деле, в последнем предложении написано о судьях, но два предыдущих абзаца посвящены Алиции Тысёнц. Есть ее имя, фамилия, написано, что это она выиграла данный процесс. О ней написано, что она получила деньги за то, что не могла убить ребенка. Непосредственно, конечно, в статье нет сравнения именно пани Тысёнц с гитлеровцами, но все содержание статьи об этом свидетельствует. Автор пишет, что сейчас происходят такие же ужасные вещи, как во времена гитлеровской оккупации, имея в виду именно истицу, – так звучала мотивировка суда.
Все ведущие политические партии критиковали это судебное решение, кроме посткоммунистов из Союза левых демократов.
– То, что случилось с Алицией Тысёнц, было оскорбительным для нее. Это была подлая травля! Напомню, что, согласно закону, пани Алиция имела право на прерывание беременности. Ее здоровье находилось под угрозой – так и случилось. Так что все оскорбления в ее адрес нужно решительно осудить и наказать. Справедливость восторжествовала, и я очень этому рад, – заявил лидер польских коммунистов Гжегож Наперальский.
Сам автор статьи заявил, что он не отказывается от своей оценки случившегося, а политики правого толка заговорили о посягательстве на свободу слова.
– Речь идет о свободе слова. Это попытка ввести для СМИ такие же ограничения, которые существуют во многих странах Западной Европы – там радикально ограничена свобода слова. Доходит до вмешательства полиции, если кто-то скажет, что гомосексуальные пары не могут воспитывать детей. Насколько я помню, за такое \"ужасное\" заявление судили даже какого-то французского депутата, – заявил лидер консервативного \"Права и справедливости\" Ярослав Качиньский.
Сама Алиция Тысёнц благодарит тех, кто встал на её сторону:
– Я очень довольна решением суда, довольна тем, что я выиграла. Спасибо всем, кто меня поддерживал и поддерживает все эти годы моей борьбы.
В почти 40-миллионной Польше за последний год, по официальным данным, было сделано 499 легальных абортов – это рекордное количество. Год назад было почти на 200 меньше. По мнению специалистов, реальное число прерванных беременностей в сотни раз выше. В одной только Великобритании, где живет и работает много поляков, в минувшем году польки сделали 31 тысячу абортов.
Подпольно прервать беременность можно как в самой Польше (но за это грозит уголовная ответственность), так и за границей. Чаще всего польки выбирают для этого Германию или Украину – для въезда в обе страны не нужно получать визы.
Комментарии
Я не думаю, что пенсии и пособия в Польше велики, и родителей, и детей ждут нелегкие дни.