С Нового года - кино при свете

На модерации Отложенный

С Нового года кинотеатры будут автоматически отчитываться о продажах билетов. Это предусматривают поправки в закон «О господдержке кинематографии РФ», внесенные в Госдуму. Участники рынка признают, что кассовые сборы давно пора легализовать. Только времени на отладку электронной системы не осталось, и денег не достаточно.

Законопроект поправок в Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии РФ», который внесла в Госдуму группа депутатов «Единой России» во главе со Светланой Журовой, предполагает создание «автоматизированной информационной системы электронного учетного центра». С помощью этой системы все кинотеатры страны (около 1,5 тыс.) будут сообщать в Минкультуры сведения о посещаемости зрителей в онлайн-режиме. Предполагается, что закон вступит в силу с 1 января 2010 года.
По оценкам экспертов, российский рынок кинопроката четвертый по величине в мире. Инициатива законодателей призвана сделать его прозрачным.

«По оценкам аудиовизуального рынка, сокрытие доходов от показа фильмов в различных кинотеатрах составляет до 30–50% их общей суммы.

Это существенно снижает заинтересованность участников отрасли в расширении масштабов деятельности по созданию и продвижению кинопродукции, что выражается в относительно невысоких объемах притока частных инвестиций в отечественную киноиндустрию», – сказано в пояснительной записке к проекту закона.
С введением единой системы учета проданных билетов у государства появится возможность анализировать результаты кинопроката национальных фильмов, что поможет «эффективно расходовать бюджетные средства, выделенные на господдержку кино», добавляют авторы законопроекта.
Запуск «электронных билетов» приурочен к новогодним кинопоказам. По подсчетам аналитиков, сборы от новых российских фильмов могут составить по $15–20 млн каждый (это «Наша Раша» и новый фильм Тимура Бекмамбетова «Черная молния»), а «Аватар» от культового режиссера Джеймса Камерона может собрать $50 млн.
Представители киноиндустрии одобряют действия депутатов. «Мы позитивно относимся к любой инициативе, направленной на то, чтобы сделать рынок более прозрачным», – говорит представитель компании «Централ Партнершип « Юлия Куликова. Крупные киносети тоже не против. Введение электронного учетного центра позволит получать достоверную информацию о посещаемости всех кинотеатров, говорит генеральный директор сети кинотеатров «Кронверк Синема» Роман Линин. «В повышении прозрачности рынка заинтересованы все – прокатчики, дистрибуторы и государство», – добавил он.

Во введении системы учета заинтересованы прежде всего продюсеры и производители картины, возражает гендиректор коммуникационной группы «Планета Информ» Дмитрий Литвинов. А вот отдуваться придется кинотеатрам: по новому законопроекту они должны покупать оборудование для электронных билетов самостоятельно.

Если к 1 января 2010 года система будет не отлажена, последуют санкции. «Но для того, чтобы оснастить все кинотеатры, нужно не меньше года и большие средства – около $2–5 млн»,

– говорит Литвинов. Сами кинотеатры готовы вкладываться, но только частично. «Финансовая нагрузка для реализации данного проекта, на мой взгляд, должна быть разделена между всеми заинтересованными сторонами – дистрибуторами, государством и кинотеатрами», – считает Роман Линин.



«Почему это должно происходить за счет кинотеатров – большой вопрос, особенно с учетом того, что процесс инициирован иными участниками рынка»,

– недоумевает первый заместитель гендиректора сети кинотеатров «Синема Парк» Кирилл Иванов. Создание электронного учетного центра сделает рынок более прозрачным только при условии 100-процентного охвата всех точек проката, считает Иванов. Но это, по его мнению, нереально «с учетом масштаба страны, богатого опыта по сокрытию реальных доходов и просто отсутствия реальной возможности установить эту аппаратуру за счет кинотеатров (у некоторых просто не окажется денег) единовременно от Калининграда до Петропавловска-Камчатского».
По его словам, эффективным решением проблемы может быть только сопоставление числа проданных билетов с количеством реально находящихся в зале людей. «А самым верным способом борьбы с утаиванием доходов от дистрибуторов является внесение подобных кинотеатров в «черный список» с последующим гарантированным отказом в предоставлении копий», – предлагает Иванов. Эксперты рынка добавляют, что кинотеатров, работающих по серым схемам, осталось не так много. По подсчетам Литвинова - не больше 8%, а по словам Иванова – это единичные случаи. «В независимых однозальных кинотеатрах это вполне вероятно, но утверждать с полной уверенностью невозможно, так как подтверждающая статистика отсутствует»,- говорит Иванов.

Надо сказать, что система электронного билета, которую рассматривает сейчас правительство, уже работает в крупных сетях. Например, «Кронверк Синема» предоставляет информацию по доходам от проданных билетов дистрибуторам с помощью компании-аудитора PWC. «Каро-фильм» отправляет все данные о кассовых сборах по интернету сразу в Министерство культуры. В сентябре этого года на российский рынок вышла одна из крупнейших в мире компаний, которая подсчитывает сборы от кинофильмов, Rentrak Corporation. С ней уже сотрудничает сеть кинотеатров «Синема парк», и ведутся переговоры с «Формулой кино», «Киностар делюкс» и другими крупными сетями.
Генеральный директор Rentrak Russia Александр Бабичев рассказал, что их компания раз в полчаса-час собирает информацию о продаже билетов в 99% кинотеатрах России – через интернет, факс или по телефону. Rentrak готовы предоставить Министерству культуры всю информацию уже сейчас. «Мы открыты для сотрудничества. Однако пока договоренность с Минкультом не достигнута», – заявил Бабич.
Правда, не факт, что системы учета билетов, которые уже установлены в крупных кинотеатрах, подойдут к новой системе. Но, даже если придется устанавливать новые, крупные сети не обанкротятся, считает Литвинов. А вот для небольших районных кинотеатров в провинции это может быть катастрофа. У них и так, по словам эксперта, средний срок окупаемости – семь лет.

«Может случиться, что кинотеатры, которые не приобрели оборудование вовремя, будут лишать лицензии. И получится, что на рынке останутся только крупные сети», – описывает возможные последствия закона эксперт рынка, пожелавший остаться неизвестным. Однако другие аналитики надеются, что до этого все же дело не дойдет: это была бы катастрофа для киноиндустрии.